Вячеслав Коновалов. Фото: ИА PrimaMedia
— На пленарной сессии возвращались к теме человеческого капитала. Говорили с точки зрения двух моментов: с точки зрения привлечения и с точки зрения удержания населения. И предлагалось очень много финансовых и социальных инструментов. Столько-то детских садиков построено, столько-то рабочих мест организовано, создается экономическая зона… Все это очень здорово и классно, но не прозвучала эмоциональная составляющая. Когда человек приходит домой, он может почитать книгу, а может он захочет записать свои впечатления о Дальнем Востоке. С ним происходят какие-то приключения, он хочет переложить это на бумагу… Это может быть и изобразительное искусство, любое из видов творчества. И это момент закрепления человека через эмоциональную вовелеченность в территорию.
Люди, которые творят на территории Дальнего Востока чувствуют себя востребованными, чувствуют, что их читают, их знают во всей России, их ценят, им вручают премии, — говорит модератор Вячеслав Коновалов.
Вячеслав Коновалов отметил, что Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсньева — это маяк, который освещает путь и показывает, что здесь здорово. Она поддерживает и развивает моменты эмоционального удержания человека на этой прекрасной земле.
Григорий Куранов поддержал собеседника, и в свою очередь подчеркнул открытость и демократичность организации Премии им. В.К. Арсньева. Поводом для такой оценки он назвал демонстративное невмешательство организаторов Премии в процесс отбора лауреатов. Для примера Григорий Куранов привел присуждение премии Арсеньева за "За вклад в развитие литературы Дальнего Востока" абсолютному нонконформисту, неудобному для руководства человеку — Владимиру Серкину. Такое стало возможно только благодаря особому духу, особой атмосфере Дальнего Востока.
— Я много путешествию по регионам, и есть много местных премий, но только Дальневосточная является общероссийской. А остальные региональные, понимаете, они замкнуты сами на себя. Например, в Южном федеральном округе нет общероссийской премии, в которой бы участвовали авторы из других регионов и награждение проходило в Москве. Это качество, уникальность и масштаб Премии им. В.К. Арсньева выгодно выделяет её на фоне всех российских премий. Премия не ангажированная, в остальных конкурсах есть постоянные авторы шорт-листов, как правило всем знакомые мэтры. Когда ко мне, как к председателю жюри Премии им. В.К. Арсньева прошлого года, пришел шорт— лист, мне не попалось ни одной знакомой фамилии. И получается. задача Премии — открывать новые имена. Это здорово! Молодо и свежо! — согласился с собеседниками писатель Андрей Геласимов.
Коллег поддержал писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. По его мнению, литература совершенно не зависит от места проживания человека. Автор может сидеть писать в Москве, Владивостоке или в какой-нибудь глухой таежной заимке. И текст будет совершенно равноценный по силе.
— Это как раз очень правильный подход, когда не только местные могут подавать на премию, это здоровая литературная конкуренция. Не для узкого круга своих. То, что Премии им. В.К. Арсньева — и региональная, и общероссийская — это пример того как литература должна нашу страну соединять. У нас очень большая страна, очень огромная и очень разная. И для того, чтобы люди, живущие в европейской части России, понимали Владивосток, представляли, что такое Дальний Восток, приезжали как туристы, для этого нужны в том числе и литература, и кино. Нужен живой литературный процесс. Если посмотреть на наши современные кино и литератур, то возникнет ощущение, что 80% всего происходит в Москве и Санкт-Петербурге. А все остальные уголки нашей Родины пребывают в сонном забвении, что совершено неправильно.
И тут главное, чтобы авторы, живущие на Дальнем Востоке, не просто любили свой край, но и убеждали нас, живущие в других уголках страны, его полюбить. Авторы должны превращать свои территории в туристические бренды. Чтобы Дальний Восток становился ближе к центральной полосе России, — считает Сергей Лукьяненко.
Андрей Геласимов отметил глубокое проникновение духа края в сердце авторов лауреатов. Каждый сюжет выращен на истории, собран по крохам и будто заново прожит. Это он испытал на себе. Некоторые моменты в дальневосточных текстов трогают до слез, как личное переживание. Книги получились очень мощные с глубоким краеведческим наполнением, мощным дальневосточным наполнением.
— Дальневосточная вселенная близка мне. С Дальним Востоком у меня связи прямые, я сам родился в Иркутске, работал в Якутске, и вся моя родня из Забайкалья. У меня самого, как минимум, в двух романах действия происходят на Дальнем Востоке, это "Роза ветров" о походе Невельского и "Степные боги" о жизни моего деда, который воевал с Квантунской армией в составе первого Забайкальского фронта. Мы этим летом приступаем к экранизации "Степных богов", очень надеемся, что получится снимать в Забайкалье, — рассказал Андрей Геласимов.
Андрей Геласимов. Фото: ИА PrimaMedia
Как филолог и председатель жюри Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева в 2021 году Андрей Геласимов, отметил, что дальневосточная проза по качеству очень высокого уровня, плотная, ничуть не уступает ни московской, ни петербургской. Литератор отметил прошлых лауреатов Премии им. В.К. Арсеньева, запомнившихся неповторимым колоритом и проработанностью исторического материала, автора "Чилима"(12+) Александра Кротова, автора "Надписи на Евангеле"(12+) Александра Филькина и автора "Шепота летнего дождя"(12+) Любовь Безбах.
— Я читал их не по обязанности, а потому что было дико интересно узнать, что дальше, — заключил Андрей Геласимов.
Своей дальневосточной фантастической историей с местными кинолюбителями поделился Сергей Лукьяненко.
— На Дальнем Востоке любят фантастику, ценят и даже экранизируют. Закончились работы над экранизацией моего романа "Осенние визиты", действия которого были перенесены во Владивосток. Абсолютно такой народный проект. Люди собрали немножко денег, профессиональные актеры сыграли бесплатно и получился фантастический 8 серийный фильм. Это ли не показатель любви к фантастике? Ко мне буквально на фестивале подошли два человека и попросили разрешения снять фильм по моей книжке. Я сказал хорошо, но для начала покажите, что вы можете. На следующем фестивале эти ребята подошли ко мне с ноутбуком и показали пару эпизодов. Получилось не плохо и я решил продать им права за рубль. Фантастическая история. Фантастика должна здесь быть. Владивосток город фантастический, — рассказал Сергей Лукьяненко.
Сергей Лукьяненко. Фото: ИА PrimaMedia
Куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов огласил составы большого и малого жюри литературного конкурса 2022 года. В состав Малого жюри вошли: член российского союза писателей Санкт-Петербурга Даниэль Орлов, генеральный директор издательского дома "Городец" Анастасия Смурова, лауреат премии "Нацбес-2021" Александр Пелевин; литературный критик и член жюри премии "Нацбес" Алексей Колобродов, директор Научной библиотеки ДВФУ Сергей Соловьёв. В состав Большого жюри вошли: писатель-прозаик Михаил Тарковский, редактор издательства "Лимбус Пресс" Павел Крусанов, журналист Анна Матвеева, детский писатель Юрий Ничипуренко, член Союза писателей России Владимир Семенчик.
Председателем жюри нового сезона Премии, как ранее сообщалось, стал писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский.
— Для меня большая честь возглавить жюри Премии Арсеньева, и вот почему: для меня имя Владимира Клавдиевича Арсеньева — дорогое имя, потому что его книги "Дерсу Узала"(12+) и "Сквозь тайгу"(12+) — это любимые книги моего детства. Я, как и все подростки моего времени, увлекался Фенимором Купером, Майн Ридом, Стивенсоном… разного рода приключенческой литературой. И "Дерсу Узала" я читал как старую приключенческую литературу. Литературный герой Дерсу — невероятно пронзительная фигура. Я буквально плакал, когда Арсеньев взял Дерсу в город, а тот не смог жить в незнакомой среде и уходит. Для меня это великая литература, а Арсеньев — потрясающий мастер слова, — заявил на круглом столе Павел Басинский.
Павел Басинский. Фото: ИА PrimaMedia
Отметим, что на первом этапе совет экспертов сформирует длинный список из произведений, прошедших отбор секретариата Премии (не позднее 30 сентября). Затем Малое жюри Премии не позднее 15 ноября объявит короткий список (шорт-лист составит не более пяти произведений). Месяцем позже Большое жюри назовет имена лауреатов. Не позднее 25 декабря состоится объявление и награждение лауреатов литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.
Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.
Подать свои работы на рассмотрение авторитетного жюри авторы могут до 30 июня.
Сайт Премии — премияарсеньева.рф, группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+).
Смотрите полную версию на сайте >>>