24 ноября 2022. В России готовится масштабная кампания поддержки здорового питания и пропаганды грудного вскармливания. Она будет включать в себя бесплатные мастер-классы по традиционной национальной кухне для родителей, запуск специальных кулинарных программ, возрождение молочных кухонь, появление государственных служб для поддержки беременных и консультантов по грудному вскармливанию при роддомах. Как будет работать эта программа, "Парламентской газете" (18+) рассказала один из ее авторов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая, передает ИА AmurMedia.
По словам Татьяны Буцкой, семейное питание возьмут под контроль в рамках исполнения указа Президента № 809 о традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Поэтому цель у парламентариев глобальная и амбициозная — через привычки и традиции здорового питания повысить и уровень общей культуры, напомнить людям об истории и традициях родного края и страны. Татьяна Буцкая уточнила, что подготовкой проекта занимается специальная рабочая группа, куда помимо депутатов входят специалисты Минздрава, врачи-педиатры и гастроэнтерологи, нутрициологи и другие профильные эксперты.
"Это будет целый комплекс мероприятий, направленных прежде всего на работу с родителями, — пояснила парламентарий. — Потому что мы заметили неприятную тенденцию: если в семье ребенка не приучают к правильной пище, он ни в школе, ни в детском саду ее, как правило, не ест. Очень трудно переключить ребенка с, условно говоря, гамбургеров и чипсов на кашу или суп с лапшой — особенно если он еще и не сильно соленый, как того требует СаНПиН".
Запрещать пресловутые чипсы и гамбургеры какими-то специальными законами, конечно, не будут — не возьмешь же каждую российскую семью под наблюдение, чтобы контролировать, исполняется запрет на нездоровую пищу или нет. Поэтому действовать, отметила Буцкая, планируют мягко: через специальные форумы, мастер-классы, пришкольные кружки и секции, социальную рекламу, тематические статьи в печатных СМИ и передачи на телевидении. Непосредственно для этого создадут специальную рабочую группу, а сам процесс в Госдуме возьмут под жесткий парламентский контроль.
"Самое главное — мы будем говорить не просто о здоровой, а о традиционной, национальной пище, — подчеркнула депутат. — О семейных традициях, совместных ужинах и так далее. Получится такой своего рода "патриотизм в тарелке".
Кроме того, парламентарии займутся ценами на продукты, потому что здоровое питание — штука, мягко говоря, не дешевая. Сделать качественное мясо и свежие овощи более доступными планируют через господдержку местных производителей.
"Ни для кого не секрет, что в итоговой стоимости продукта затраты на маркетинг порой могут составлять до 50 процентов, — уточнила Татьяна Буцкая. — И что люди зачастую берут не то, что лучше качеством, а то, что лучше разрекламировано, пусть даже так и выходит дороже".
В качестве примера господдержки депутат привела проект "Сделано в Москве", в рамках которого правительство Москвы обеспечивает бесплатное продвижение для столичных брендов. Они получают возможность разместиться на специальной интернет-платформе и на крупнейших маркетплейсах страны, а также принять участие в оффлайн мероприятиях.
По словам Буцкой, пока что говорить о конкретных сроках реализации программы рано — сначала нужно разработать концепцию, определиться с исполнителями и источниками финансирования. Поэтому как минимум до конца этого года за своим питанием российским семьям придется следить самим — а вот дальше уже можно будет рассчитывать и на помощь сверху.
Коллеги Татьяны Буцкой по Госдуме также отмечают: проблема здорового питания слишком глобальная, и одной только пропагандой правильных ценностей здесь не обойтись.
"Пропаганда, безусловно, имеет большое значение, — отметил в разговоре с „Парламентской газетой“ заместитель председателя комитета по охране здоровья Сергей Леонов. — Потому что если не изменить пищевые стереотипы внутри семьи, наладить питание детей не получится. С другой стороны — посмотрите, например, сколько у нас сейчас продается продуктов с пальмовым маслом или глутаматом натрия, специальной добавкой, стимулирующей аппетит. На мой взгляд, здесь депутатам и правительству нужно работать в связке, проводить планомерную государственную политику по "оздоровлению" нашего продуктового рынка. Потому что наладить здоровое питание в семье, имея для этого крепкую продовольственную базу — пищевые товары высокого качества и натурального состава по доступным ценам — будет намного проще".
Еще один аспект, которому планируют уделить особое внимание — популяризация грудного вскармливания. По словам Татьяны Буцкой, здесь также будет целый комплекс мероприятий — от борьбы с засильем искусственных детских смесей до возрождения молочных кухонь.
"Сейчас, помимо прочего, идет речь о создании единого курса подготовки женщин к родам и специальных курсов для беременных, — пояснила парламентарий. — Кроме того, мы будем настаивать на введении в роддомах такой специальной штатной единицы, как консультант по грудному вскармливанию и создании специальных государственных служб поддержки для кормящих мам. Последние сейчас существуют, но они почти все коммерческие, а следовательно платные".
К слову, на то, что с грудным вскармливанием у россиянок действительно есть проблемы, обращают внимание и профильные специалисты. "Как правило, те женщины, которые отказываются от грудного вскармливания и при этом не имеют на то оснований — каких-то проблем со здоровьем, к примеру, — не понимают, что это вообще за процесс такой и для чего он нужен, — сказала "Парламентской газете" нутрициолог, президент союза "Здоровье наших детей" Ольга Панова. — Когда мать кормит ребенка грудью, она передает ему бактерии, которые помогают формировать его иммунитет. Если проанализировать состав грудного молока, станет понятно, что оно прежде все приспособлено как питательная среда для этих бактерий. И процесс их передачи, чтобы они успели закрепиться и начали формировать иммунитет, должен быть длительным — не менее полугода. Поэтому, безусловно, пропаганда грудного вскармливания — очень важная вещь".