30 августа 2023. В Биробиджане электросамокаты, с момента появления услуги по их прокату, пользуются заметным спросом у горожан. Но закон о соблюдении правил дорожного движения, который с марта 2023 года распространяется на такие средства передвижения, соблюдают далеко не все. Самонадеянная манера вождения экстремалов, большинство из которых — подростки, порой приводит к плачевным последствиям, сообщает ИА ЕАОMedia.
Не было печали...
С легкой руки местного предпринимателя в июле на Биробиджан "свалился" кикшеринг. Повсеместно в городе появились электросамокаты — всего 70 "коней", которые можно взять в прокат. И официально, по данным областного УМВД, за этот период зарегистрировано лишь два ДТП с их участием. В районе пер. Театральный мальчик попал под колеса иномарки. А районе школы №11 девочка на самокате не уступила дорогу транспортному средству и столкнулась с иномаркой. Оба подростка получили травмы.
При этом выдыхать и радоваться, что печальная статистика на самом деле не такая уж и печальная, вовсе не стоит. Вполне возможно, что многие происшествия с электросамокатами ускользают от официальных данных ГИБДД. Согласитесь, вряд ли кто-то будет вызывать полицию, если лихач-подросток просто упал во время опасной езды по тротуару или, например, случайно вписался в несчастного пешехода, не причинив ему серьезных травм. А потому остается только гадать, каким количеством разбитых коленок, локтей и лиц, а также выбитых зубов и сломанных костей уже обернулись покатушки биробиджанских электросамокатчиков.
Так, на днях в соцсетях появилось сообщение о ЧП с участием подростка на электросамокате (личный он был или прокатный — не уточнятся). Речь идет об участке тротуара в районе деревянной церкви, где большая яма напротив дома ул. Шолом-Алейхема, 54а становится препятствием не только для пешеходов, особенно в темное время суток. Как рассказали очевидцы, транспорт угодил колесом в ловушку, и в итоге подростку понадобилась помощь медиков. На место приезжала скорая.
"Разбил себе половину лица, выбил несколько зубов. Подошли и спросили, всë ли хорошо. Он показал лицо, мы обалдели с девочкой. Подождали с ним, пока врачи приедут. Водитель скорой помощи был в шоке", — пишет очевидец происшествия.
Вы что, бессмертные?
Ни инстинкта самосохранения, ни заботы об окружающих: рискованную манеру езды некоторых электросамокатчиков отмечают многие горожане. Юные водители двухколесного транспорта мчатся, как оголтелые, по узеньким тротуарам, не спешиваются на зебрах, устраивают "обгонялки" и "игру в шашечки", буквально не замечая никого вокруг себя. Прохожие порой едва ли не кожей ощущают пролетевшего лихача.
Часто на самокат взгромождаются сразу несколько человек. Что движет теми же родителями, которые летят на электросамокате вместе с маленьким ребенком — вообще неясно. Видимо, возможность прокатиться с ветерком для них важнее жизни и здоровья своего чада.
Пешеходов самонадеянное поведение экстремалов откровенно бесит, что выливается в массу гневных и зачастую нецензурных комментариев в соцсетях. В последнее время в местных пабликах регулярно кипят страсти из-за выходок лихачей. Авторы отзывов, в частности, отмечают, что вес самоката может превышать 16 кг, и столкновение с ним на скорости ни к чему хорошему не приведет.
"Травмпункты, готовьтесь, работы прибавится", "Пешеходам теперь нужно будет быть очень внимательными и постоянно смотреть по сторонам даже на тротуарах, так как столкновение может быть весьма болезненным", "Наши узкие улицы не приспособлены для такого движения. Кстати, если самокатчик нанесет травму пешеходу, то кто за это будет отвечать — владелец проката или сам самокатчик?", "Теперь ребёнка одного в школу будет страшно отпускать. Сколько их будет гонять", — пишут некоторые комментаторы.
Сотрудники полиции, тем временем, организовали проведение профилактических рейдов на улицах Биробиджана.
"Госавтоинспекторы во время рейдов призывают пользователей электросамокатов к соблюдению правил дорожного движения, а также напоминают об основных мерах безопасности. Граждане, управляющие самокатами, должны знать, что:
— максимально разрешенная скорость, с которой можно ездить на электросамокате в городе, составляет 25 км/ч, в жилых зонах и во дворах — 15 км/ч.
— на тротуарах и пешеходных дорожках необходимо предоставлять преимущество движения пешеходам. Спешиваться перед пешеходным переходом, переходить только по нему, предварительно убедившись в своей безопасности.
— на электросамокате может передвигаться только один человек.
— детям до 7 лет кататься можно только при сопровождении взрослых.
— управлять устройством стоит только двумя руками, не нужно отвлекаться на гаджеты, и, конечно же, управлять устройством разрешено только в трезвом состоянии.
— не стоит забывать про защитную экипировку — шлем, налокотники, наколенники, которые в случае падения помогут избежать серьезных травм", — рассказали в пресс-службе УМВД по ЕАО.
Также госавтоинспекторы во время рейдов разъясняют участникам дорожного движения, какая ответственность предусмотрена за правонарушения при управлении самокатами, разбирают стандартные нарушения: движение по проезжей части, пересечение дороги в неположенном месте или на красный свет и другие.
Палки в колёса
Проблемой электросамокатов озабочены и российские власти. Правила использования СИМ ужесточаются, а спрос на них только растет. Как передает РБК (18+), член Совета Федерации Елена Афанасьева предложила запретить использование электросамокатов в городах. Политик апеллирует к решению властей Парижа, где с 1 сентября аренда таких транспортных средств запрещена.
"Правильное решение! Полагаю, что Россия должна идти по этому пути. Полный запрет использования электросамокатов в городе спасет здоровье и жизни многих наших граждан, а некоторых убережет от тюрьмы", — отметила Афанасьева.
В Госдуме предложили дать право местным властям ограничивать использование электросамокатов. Соответствующий законопроект внес вице-спикер ГД Владислав Даванков. Он отметил, что в городах участились случаи агрессивного вождения прокатных электросамокатов.
Политик предложил дополнить этим пунктом закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этом случае решения об ограничении скорости прокатных средств индивидуальной мобильности будут принимать городские власти.
Замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов ранее допустил, что в России могут последовать примеру Парижа, если новые правила для пользователей электросамокатов не будут работать. Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас усомнился в необходимости такого запрета, однако призвал задуматься об ужесточении ответственности за нарушение ПДД с самокатом.
В последние месяцы проблема с электросамокатами на дорогах России обострилась. В конце июня в МВД сообщили о росте числа случаев ДТП с этими транспортными средствами на 35%.
За пять месяцев 2022 года произошло 117 аварий со средствами индивидуальной мобильности. Согласно данным министерства, 126 человек получили травмы, двое погибли. В 2023 году число ДТП увеличилось до 158, пострадали 164 человека, один погиб. При этом статистика не учитывает подобные случаи в парках или скверах, поскольку те не относятся к зоне ответственности ГИБДД.
После публикации этих данных произошло еще несколько резонансных аварий. В июле этого года мужчина на электросамокате сбил беременную женщину на пешеходном переходе в Сочи. Другой случай произошел в Нижневартовске. Там мужчина погиб при падении с электросамоката, когда врезался в металлическое ограждение, отделяющее газон от тротуара. Он упал и ударился головой, травма оказалась смертельной.
Кстати, по статистике, в девяти из 10 аварий с участием электросамокатов виноваты именно их водители. Добавим, что в конце мая глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поддержал идею депутатов Госдумы о снижении скорости езды на электросамокатах. Они предлагали запретить передвижение на электросамокатах тем, кто еще не достиг 18 лет. Скорость движения СИМ, по их мнению, стоит ограничить 15 км/ч. Бастрыкин отметил, что это инициатива могла бы помочь снизить число ДТП.