На Международном Тихоокеанском театральном фестивале покажут необычное Болеро

Во Владивостоке выступит труппа Вуяни Данс Компани из Южно-Африканской Республики
Болеро
Фото: Предоставлено организаторами

Второй Международный Тихоокеанский театральный фестиваль (12+) состоится во Владивостоке с 21 сентября по 7 октября 2023 года. В программу включены 10 спектаклей разных жанров из стран БРИКС, Юго-Восточной Азии и Европы, один из которых "Сион: Реквием по Болеро Равеля" (12+) — бесспорный музыкальный шедевр, который был задуман композитором как музыка для балета, сообщают ИА PrimaMedia организаторы.

C момента своего появления и до наших дней это произведение пользуется необычайной популярностью благодаря “гипнотическому воздействию неизменной, множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения…” и часто исполняется в качестве самостоятельной оркестровой пьесы. Не раз обращались к “Болеро” и знаменитые хореографы, включая Брониславу Нижинскую, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Мориса Бежара, Алексея Ратманского и другие. 


Болеро. Фото: Предоставлено организаторами

Постановка южно-африканского хореографа Грегори Макомы — пожалуй, самое необычное "Болеро". Почему Реквием? И почему Болеро?

Как и в музыке Равеля, в спектакле Грегори Макомы переплетаются две темы, нанизанные на жесткую ритмическую структуру, и почерпнутые из его любимых романов южноафриканского писателя Закеса Мды “Путь смерти” и “Сион”. Это история профессионального плакальщика Толоки (да, есть в Южной Африке, да и не только там, такая профессия — оплакивать мертвых) и тема беглых рабов из романа Мды “Сион”. Мы следуем по кладбищу за Толоки, призванием которого стала скорбь, по пути беглого раба, затем за африканцами, погибшими при пересечении Атлантики… 

В сущности, это не повествование, а танцевальный реквием. "Мы оплакиваем смерть путем воссоздания смерти… Вселенная алчности и власти сделала из нас профессиональных плакальщиков. Я создаю эту работу как надгробный плач, как реквием, необходимый для пробуждения части нас самих и нашей связи с отлетевшими душами," — так объясняет Грегори Макома свой замысел. 

Жесткий ритмический рисунок “Болеро” переработан в южноафриканском стиле “исикатамия” — это песенно-танцевальный жанр a cappella, возникший в начале XX века и ворвавшийся в западную культуру благодаря таким группам, как Ladysmith Black Mambazo. Искусство исикатамии фокусируется на достижении гармоничного сочетания мужских голосов, а название, образованное от зулусского глагола cathama, что означает "мягко ходить" или "ступать осторожно", отсылает к тщательно отлаженным танцевальным движениям стиля.

Исикатамия впитала в себя традиции и верования южноафриканских зулусов, и, конечно, испытала влияние политических и социальных процессов, происходивших на континенте на протяжении прошлого столетия и приведших к осмыслению скорбного исторического опыта народов Африки, который Макома назвал опытом “смерти и иммиграции”.

При всей, казалось бы, мрачности замысла, спектакль пробуждает у зрителя эмоции, далекие от скорби. Блестящее исполнительское мастерство южноафриканских артистов, благодаря которому мы погружаемся в неизвестную нам культуру, оставляют светлое чувство и надежду. Как и “Болеро” Равеля с его неуклонным crescendo. 

Фестиваль проводится при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации и правительства Приморского края. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость