2 ноября 2023. В Кимкано-Сутарском ГОКе всегда умели подбирать кадры, понимая, что от квалификации людей, начиная с рабочих и до высшего звена, напрямую зависит успешная работа столь сложного организма, как металлургическое предприятие. Которое, к тому же, просто обязано поддерживать образ лидера экономики ЕАО и места, где должны работать лучшие из лучших. Но даже на этом фоне заместитель генерального директора КС ГОК по капитальному строительству Виктор Рябов выглядит этакой глыбой — одним из тех людей, на плечах которых все эти годы держится предприятие.
Он чуть ли не с детства шел к любимой своей профессии, азы которой постигал еще будучи пацаном. Он бил крупнейшие тоннели на БАМе и Транссибе, строил мосты и дороги по всему Дальнему Востоку, а теперь записал в свой актив еще и горно-обогатительный комбинат — один из немногих в стране, построенный с нуля, на месте, где несколько лет назад не было ничего, кроме тайги.
Он так любит свою работу, что готов говорить о ней часами. И это интервью, которое мы публикуем в рамках общеобластного проекта "Человек труда", лишь небольшая часть долгой беседы с ним корреспондента ИА ЕАОMedia. Мы просто взяли из нее самое интересное.
Что для строителя каска, что для пилота штурвал
— Уже к десятому классу я точно знал, что буду или инженером-строителем или пилотом вертолета, — улыбается, вспоминая в разговоре бесшабашную свою юность, Виктор Михайлович, — Учитывая принципиальную разницу этих двух профессий, выбор между ними был делом непростым.
— Он кажется еще и несколько, скажем так, неожиданным. Где строитель и где летчик, пусть и винтокрылый?
— А это уже отдельная история, которую с удовольствием расскажу. И станет понятно, как случайность может влиять на человеческие судьбы… В далеком 1968 году я, благодаря тому, что отец одного моего школьного товарища работал изыскателем в местах, где в будущем появилась Байкало-Амурская магистраль, попал туда на производственную практику. Тогда школьники проходили ее в обязательном порядке и не только в учебных классах. Можно было вот так, как мы с другом, отработать, что называется, в поле. К месту прохождения практики, в места недоступные и очень отдаленные добирались мы, в том числе, и вертолетом: вместе с работниками изыскательской партии и разным имуществом. Вертолетик был небольшой — работяга Ми-2 — а то, как пилот управлялся с ним над тайгой, и сами ощущения от полета, не могли не впечатлять. В итоге, мысль о том, что после школы нужно идти сдавать экзамены в вертолетное училище, засела в моей голове крепко. Тем более, здоровье позволяло.
А потом была работа в тайге в составе изыскательской партии, которая прокладывала предстоящий маршрут магистрали, снимала все необходимые отметки, искала места для строительства мостов и пр. Романтики было — хоть отбавляй. По условиям практики мы должны были находиться здесь месяц, но процесс оказался настолько увлекательным, что решили с другом остаться и в итоге провели с изыскателями больше двух месяцев. И эта работа казалась мне уже не менее интересной и полезной, чем работа за вертолетным штурвалом. Было в ней все, что нужно романтичному подростку из Сибири: тайга, горы и реки, надежные товарищи, самолеты, вертолеты, вездеходы и даже олени.
И когда после школы друг попросил меня вместе с ним подать документы на факультет строительства мостов и тоннелей Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, я призадумался.
"Витя, не переживай, просто помоги мне. Вдвоем легче будет сдать экзамены. А там если что, и в вертолетчики не поздно перейти", — говорил мне друг. До экзаменов в вертолетное училище было еще полтора месяца, и я подумал: "Почему бы и нет". В итоге, набрав чуть ли не максимальный балл, при конкурсе пять человек на место, мы с другом увидели свои фамилии в приказе о зачислении в институт. "Это судьба", — подумал я тогда и пошел за профессией инженера-строителя.
— И ни разу об этом не пожалели? Вон сколько романтики у вертолетчиков.
— Ни разу, можете поверить. Порой провожаю, конечно, вертолеты взглядом, но понимаю, что выбор, сделанный много лет назад, благодаря случаю и другу детства, был единственно правильным. Уж очень много интересного произошло в жизни, много чего останется и после меня.