18 ноября 2023. За полтора месяца до Нового года сладкие подарки подорожали как минимум на 20%. Производители кивают на общемировое подорожание шоколада, но есть ли он там? О механизме ценообразования рассказывает РЕН ТВ (18+).
Горький и молочный шоколад оливкового и даже розового цвета. Кондитеры вовсю готовятся к новогодним праздникам, отливают фигурки сказочных персонажей.
Прайс на новогодние сладости одна из компаний опубликовала еще в августе. И уже тогда цены подняли на 20%, потому что подорожал основной ингредиент, из которого делают шоколад — какао-бобы. В России они не растут, их привозят из Африки. Из-за засухи там плохой урожай — цена максимальная за 40 лет. Но внешние причины — далеко не главные.
"Заработная плата рабочих на всех фабриках, на всех производствах, не только на кондитерских, увеличилась в полтора раза, это фактор, на который все должны смотреть. То есть не будет сохранения цен, оно невозможно, когда у тебя заработная плата вырастает в полтора раза", — пояснила вице-президент российской гильдии пекарей и кондитеров Ирина Эльдарханова.
А еще повышение курса валют и стоимости топлива, которое тянет за собой расходы на логистику. Все эти факторы, говорят производители, отражаются на стоимости подарочных наборов.
В магазинах уже выставили яркие коробки со сказочными персонажами — здесь и Снегурочка, и Дед Мороз, и даже главный символ Нового года — дракон. Цены самые разные: от 300 рублей за 180 г до 1000 рублей за 700 г. А если вы хотите купить набор с мягкой игрушкой, тогда вам придется заплатить уже 1,7 тысячи рублей.
Кондитерские компании уже предупредили — заплатить придется больше как минимум на 16-20 процентов, и снова ссылаются на дорогой шоколад. Но в типичном наборе — в основном конфеты, и шоколада в них минимум.
Весь этот набор состоит в первую очередь, я как врач-диетолог смотрю на это как на концентрированный сахар, небольшое количество молока в сухом виде, высокий достаточно процент патоки, это опять же сахар, — отмечает диетолог Римма Мойсенко.
Рост расходов заставляет производителей экономить, а значит еще больше заменять дорогие ингредиенты сахаром, патокой и кондитерским жиром. В зоне особого риска — наборы, которые были заказаны по госзакупкам, потому что тендеры объявляют заранее.
"Поставщики будут обязаны поставлять по тем ценам, под которые они, собственно, подписались, поэтому, конечно, качество снизится, потому что поставщики вряд ли будут нести убытки, те же контракты, которые еще не подписаны, не разыграны, вполне возможно эти закупки будут признаны несостоявшимися", — считает юрист Александр Строганов.
Выросла и стоимость упаковки как минимум в два раза. А она, может быть, даже важнее самих конфет — новогодний подарок должен выглядеть празднично.
Дело все в том, что под видом новогодних подарков можно подсунуть все, что угодно, потому что самое главное в подарке — это не содержимое, а упаковка. Благодаря именно упаковке подарки покупают, чем там ярче будет картинка, тем больше шансов, что его купят, — отметил маркетолог Андрей Арно.
Особенно резко изменятся цены в декабре, когда спрос на новогодние сладости возрастет.