Служить в милицию Алексей Мурдашев пришел в 20 лет в 1993 году. Начал с должности рядового следователя с чистыми погонами. А завершил милицейскую карьеру в чине подполковника юстиции, в должности начальника Следственного отдела СЧ СУ при УВД по ЕАО. Его служебный стаж (включая время учебы) в календарном исчислении составляет 19 лет девять месяцев и 13 дней. В льготном – более 28 лет.
Подполковник Мурдашев работал в отделе по борьбе с организованной преступностью и участвовал в расследовании резонансных дел. При его непосредственном участии привлечены к уголовной ответственности организованная группа наркоторговцев, содержатели подпольных борделей, "оборотни на дорогах", "черные" риелторы.
Офицерской зарплаты вполне хватало на содержание семьи, но было явно недостаточно для покупки собственной жилплощади. Алексей по этому поводу не особо сокрушался, ибо сотрудникам милиции положена служебная квартира, а тем, кто отслужил десять лет и более, причитается социальное жилье от Министерства внутренних дел. И служебную квартиру, ту самую по 40 лет Победы, он в 2007 году получил. А в 2003 году он встал в очередь на социальное жилье. И пока Алексей носил милицейские погоны, квартирный вопрос его не мучил.
"В апреле этого года я вышел на пенсию. Устал я от службы страшно. Кроме того, грядущая реформа органов внутренних дел мне сильно не по душе. Так что я даже аттестацию не стал проходить. Уволился. А через несколько дней пришла бумага, подписанная начальником УВД по ЕАО В.И. Олейником, в которой сказано, что, поскольку я более не состою в рядах сотрудников внутренних дел, служебную квартиру, согласно договору о найме, обязан освободить. Я несколько раз писал В.И. Олейнику, чтобы мне или позволили жить в этой квартире, или дали, наконец, положенную по закону жилплощадь, сертификат или деньги на покупку собственной квартиры. Но ответ получаю однозначный: в очереди на жилье вы стоите и в своё время квартиру получите. Когда у УВД будет такая возможность. А пока что служебную квартиру, будьте добры, освободите", - говорит Алексей Мурдашев.
Сейчас Алексей муниципальный служащий и, по его словам, не особо скучает по организованной преступности. Пенсии и нынешней зарплаты ему хватит и на прожитьё, и, при необходимости, на аренду квартиры.
Пункт 27 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2002 года № 897 гласит: "Сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма". Но уже следующий – 28-й – пункт уточняет: "Без предоставления другого жилого помещения... не могут быть выселены... сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее десяти лет".
"К сожалению, случай с Алексеем Мурдашевым далеко не единичный. И в последнее время мы всё чаще и чаще сталкиваемся с подобными конфликтами. А проблема в следующем. В системе МВД существует два жилых фонда: служебные квартиры, которыми обеспечиваются сотрудники, состоящие в данный момент на службе в органах внутренних дел, и социальные, которые в порядке очереди получают сотрудники, состоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Примерно до 2005 года Управление получало на эти цели деньги из Министерства. Мы строили как служебные, так и социальные квартиры и по мере возможности обеспечивали своих сотрудников, тех же пенсионеров, жилплощадью. Но лет шесть-семь назад деньги на строительство социального жилья перестали поступать, и очередь встала. Строятся только служебные квартиры.
Поскольку Алексей Мурдашев уволился из рядов ОВД, он более не имеет права занимать служебное жилье. Любая проверка со стороны надзорных органов или МВД обнаружит, что служебную квартиру занимает посторонний человек, и у руководства УВД могут быть серьезные неприятности. А квартиру, которая используется не по целевому назначению, могут попросту забрать. Изменить статус жилья со служебной квартиры на социальную пока что невозможно, так как этот вопрос не урегулирован ни федеральным законодательством, ни ведомственными нормативными актами. Так что квартиру Мурдашеву, вероятнее всего, придется освободить. И желательно добровольно. У нас уже были аналогичные судебные прецеденты – Управление выигрывало дела", - комментирует ситуацию начальник правового отделения УМВД России по ЕАО Екатерина Шапиро.
Как объяснила Екатерина Шапиро, сотрудники милиции с меньшим стажем находятся в ещё более невыгодном положении. Мурдашеву квартира всё-таки положена, так как он стоит в очереди, хотя пока и неизвестно, когда он её получит. А тех, кто поступил на службу в 2005 году и позже, в "милицейскую" очередь даже не ставили. Более того, на общих основаниях квартира им тоже "не светит". После принятия Жилищного кодекса (который, кстати, и позволяет выселять работников с десятилетним стажем) жилфондом города распоряжается муниципалитет. Но в очередь могут записаться только особые категории граждан, например, многодетные и малоимущие, у которых нет своего жилья. Подавляющее большинство милиционеров под эти категории не попадают.
Недавно рядом с домом Алексея Мурдашева вырос ещё один многоквартирный корпус, который числится за УМВД России по ЕАО. Дом уже вроде как "в полной боевой готовности", но пока пустует. Похоже, что местное Управление тоже стало заложником ситуации, и соответствующие решения принимаются вовсе не на улице Ленина, а существенно дальше.
Со своей стороны Алексей готов обращаться хоть к министру Нургалиеву, хоть к Президенту, лишь бы ему, подполковнику, с женой и малолетним сыном не скитаться по чужим углам.