12 сентября 2011. Биробиджан, 12 сентября, EAOmedia. Наш земляк, актер театра и кино, народный артист России Семен Стругачев признается, что случай посетить родные места выпадает редко. Поэтому предложение поучаствовать в XI Международном фестивале еврейской культуры и искусства принял не колеблясь. При этом с сожалением отметил, что до этого он не имел возможности побывать в качестве гостя на еврейском фестивале, сообщает корр. РИА EAOmedia со ссылкой на газету "Биробиджанер Штерн".
Семен Стругачев - наш земляк, актер театра и кино, режиссер, народный артист России, исполнитель множества ролей, среди которых одна из самых популярных - Лева Соловейчик в фильме "Особенности национальной охоты" посетил родной Биробиджан.
Он принял участие в XI Международном фестивале еврейской культуры и искусства. В программе - проведение нескольких встреч с жителями области, творческими коллективами и студентами колледжа культуры.
- Семен Михайлович, с Биробиджаном связана часть вашего детства. Часто ли вы бываете здесь? Что нравится или не нравится в городе? Замечаете ли, как он меняется?
- Я родился на станции Ин (поселок Смидович), а в Биробиджане жил до 18 лет, школу тут окончил, потом уехал во Владивосток и поступил в театральный институт. Детские воспоминания связаны с Биробиджаном, конечно: и учеба, и первые друзья, и актерское начало. А сейчас бываю здесь очень редко, на это просто нет времени. Но когда приезжаю, вижу, как все меняется, каким стал центр. Это уже другой город. Тех домов, в которых я рос, давно не существует… Но в этом городе есть своя привлекательность, свой особенный колорит.
- Есть ли какие-то вещи, которые вы обязательно делаете на биробиджанской земле? Или любимые места, где непременно бываете?
- Всегда бываю на набережной Биры, смотрю на места, где я когда-то выступал, иду по улице Шолом-Алейхема. Улица Ленина есть еще? По ней люблю гулять. Вокзал, по-моему, таким же и остался - узнаешь его издалека. Бываю и в гостях у родственников, у меня тут сестра и брат.
- А вы употребляете в речи какие-то типично местные слова? Шлимазл, например?
- Нет, я же живу в культурной столице - Санкт-Петербурге. А знакомых, к которым можно так обратиться, мне не попадается - все-таки это скорее ругательное слово… Хотя недавно мне предложили роль местечкового еврея, если буду играть, то вспомню все, что знаю на идиш, все фразы, знакомые с детства, вверну.
- А знакомы ли вам с детства еврейские блюда? Какие из них вы любите? И умеете ли готовить?
- Форшмак люблю. А еще - кугл. Бабушка у меня очень вкусно такие блюда готовила. А сам я, к сожалению, не умею готовить национальную еду, совсем обрусевший еврей. Хотя ем, конечно, с удовольствием.
- Скажите, а может быть, у вас есть любимый еврейский анекдот? Расскажете?
- Да, есть. Идут два старых еврея по улице. В небе летит птица. И, конечно, какает одному из них на голову. Тот поворачивается к другу и говорит: "А для них, Яша, они поют!"
- Раз уж мы заговорили о птицах и песнях… Говорят, что в юности вас называли биробиджанским соловьем. А сейчас вы поете? Для друзей? Или в профессиональной сфере тоже пригодились вокальные умения?
- Да, меня действительно долгое время так называли, хорошо пел, да еще и имел модный тогда тембр голоса. Пою и сейчас, и на стадионах, и на концертах, и на сцене… Так что прозвище до сих пор оправдываю.
- В Биробиджане вы не только пели, но и играли в самодеятельном театре. Помог ли вам в актерской карьере этот опыт? Научил ли чему-то народный театр?
- Тут надо знать историю: моим педагогом была прекрасная актриса Мира Моисеевна Шименко, ученица самого Михоэлса, в те годы она руководила театром. Это была хорошая школа. Могу даже так сказать: я не стал артистом лучше, чем был тогда, в юности, в народном театре. С тех пор в моем актерском состоянии мало что изменилось.
- Но теперь вы еще и режиссер. Не планируете сделать какую-нибудь постановку по произведениям еврейских писателей - Шолом-Алейхема, например?
- Сначала я актер, именно этим хочу заниматься. Служу в театре имени Ленсовета уже 23 года, причем не просто числюсь, а играю много ролей. Режиссурой занимаюсь гораздо реже, может быть, когда-нибудь и уйду в нее, но пока не собираюсь. Хотя есть идея поставить спектакль, и я думал о том, что это может быть один хороший еврейский текст. Но что это за произведение пока не скажу.
- Ну, раз это тайна, тогда пожелайте чего-нибудь нам, произнесите фестивальную речь.
- Нужно чаще улыбаться, строить глазки друг другу и корчить рожи своему отражению в зеркале - в общем, делать все, чтобы было хорошее настроение. Биробиджанский фестиваль еврейской культуры и искусства - явление уникальное, такого ведь, кажется, нет больше нигде в мире. Нужно это ценить. И вообще, почему меня только сейчас позвали на этот праздник? Я на фестивале впервые. А он уже сколько лет идет?
- В этом году одиннадцатый по счету, то есть уже почти четверть века…
- Ничего себе! Интересно, почему же меня раньше не приглашали?
- Думаю, это упущение.
- Преступление! Так и напишите!
Справка. Семён Михайлович Стругачёв родился 10 декабря 1957 года в посёлке Смидович, Еврейской автономной области. В школе участвовал в самодеятельности, затем играл в народном театре. В 1979 окончил театральный факультет во Владивостоке — актёрское отделение Дальневосточного педагогического института искусств, учился на курсе А. А. Присяжнюка. Работал в Приморском краевом драматическом театре (Владивосток).
С начала 1980-х годов работал в академическом театре в Горьком, за пять лет сыграл полтора десятка ролей — в спектаклях "Дети Солнца", "Разгром", "Ричард Третий", "Шестой этаж". Затем работал в Куйбышеве, в Куйбышевском драматическом театре, а после знакомства с Игорем Владимировым оказался в 1988, в Ленинграде, в театре имени Ленсовета (ныне — "Открытый театр"). На этой сцене актёр создал яркий образ Кафки в спектакле "Западня", поставленном Станиславом Бабицким.
Одну из первых ролей в кино Семён Стругачёв сыграл в картине Андрея Черных "Австрийское поле" (1991). Всероссийскую известность Стругачёву принесла комедия Александра Рогожкина "Особенности национальной охоты" (1995). Впоследствии снялся во всех продолжениях этого популярного фильма.