21 марта. Более половины россиян выступают за возврат к системе распределения выпускников после вузов, выяснили в 2023 году аналитики сервиса Superjob. При этом сами студенты отправляться в далекие деревни и села не хотят, следует из результатов того же опроса. Против такой системы выступили 46 процентов выпускников. Дискуссию, нужно ли вернуться к системе распределения, инициируют в Госдуме в ближайшее время. К чему склоняются депутаты, со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+) передает ИА AmurMedia (18+).
Инициировать в Госдуме публичную дискуссию о необходимости распределения студентов после вуза предложил председатель Комитета палаты по молодежной политике Артем Метелев. Эту тему он поднял после принятия в первом чтении законопроекта о молодом специалисте. Согласно документу, им будут признавать любого человека до 35 лет включительно, вступившего в трудовые отношения с работодателем.
Сейчас в законе уже есть понятие "молодой специалист" — это тот же человек до 35 лет, но завершивший обучение и впервые устраивающийся на работу по профилю. Но, согласно такой формулировке, статус, а значит, и полагающиеся преференции не могут получить, например, работающие студенты, ведь они еще не закончили учебу. Нет у них такой возможности и после получения диплома, ведь на работу они устраиваются не впервые.
"В нашей стране почти 40 миллионов молодых людей, из них 750 тысяч ежегодно выпускается из университетов и еще больше миллиона выпускается из колледжей. Для каждого из них поиск работы — главная задача", — сказал Метелев во время обсуждения законопроекта в Госдуме. При этом для таких молодых людей остро стоят вопросы жилья, социальной поддержки, дополнительного обучения. И когда компании или регионы вводят такую поддержку, это привлекает молодежь, пояснил депутат.
Еще одним видом поддержки молодых людей может стать возвращение системы распределения после вузов, полагает Артем Метелев. "Такой опыт был в Советском Союзе. Периодически эта идея снова становится предметом обсуждений. С учетом интереса парламентариев и общества мы запланируем широкое обсуждение вопроса этой весной с привлечением профильных комитетов", — написал депутат на своей странице в соцсети.
Широкую дискуссию уже в апреле планируют и о смежной проблеме — нехватке кадров. Обсуждаются разные подходы. "Реанимировать командно-административное прошлое с известным распределением или надеяться на личную сознательность и целевой набор в совокупности с мерами стимулирования и поддержки", — рассказал "Парламентской газете" председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. "Если человек сам связывает профессиональное будущее с ключевыми социально значимыми отраслями, такими как образование, здравоохранение, оборона и безопасность, а государство, полагаясь на этот выбор, расходует средства налогоплательщиков на его обучение, то должны быть и справедливые механизмы регулируемой занятости в подобных сферах, исключающие произвольный вопреки законным общественным ожиданиям отказ выпускника от работы по профилю", — считает депутат.
Он отметил, что для введения регулируемой занятости важно иметь четкий перечень таких стратегических отраслей и не лишать выпускника права выбора конкретного места работы по профилю.
Для включения пункта о послеуниверситетской практике в договоре на обучение необходимо предварительно создать ряд условий, считает зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов: "Данные о каждом абитуриенте должны быть доступны работодателям. Тогда уже на первых же летних каникулах студент начнет стажировку, которая перерастет в практику, в проектную работу на семинарах и в лабораториях".
Заказчиком такой проектной работы может быть городская больница, сельская школа, спортивный клуб, команда которого играет в Континентальной хоккейной лиге, областной следственный комитет, полагает Наумов.
Кроме того, по мнению депутата, надо стимулировать заключение трехсторонних договоров об углубленном специальном образовании, а успевающим студентам платить стипендию не ниже МРОТ.
"Вот в такой финансовой модели в договоре может быть и пункт о послеуниверситетской практике, увязанной, кстати, и с льготным кредитом от работодателя на покупку молодым специалистом своего дома", — заключил парламентарий.
Распределение может быть востребовано скорее в инженерных вузах, считает ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов. А в гуманитарных — внедрить его будет не так-то просто, полагает он.
"Например, учителя средней школы — казалось бы, массовая профессия, но есть вузы Минпросвещения, и, конечно, в первую очередь специалистов будут приглашать оттуда, — сказал ректор. — С другой стороны, многие гуманитарные вузы готовят сегодня штучных специалистов, ожидать, что на них заблаговременно найдется заказчик, тоже не стоит".
Для гуманитарных вузов более приемлемый вариант — целевой набор, который тоже предполагает отработку после обучения. Правда, сейчас целевиков в самом РГГУ меньше одного процента, но еще несколько лет назад их было и того меньше, сказал Безбородов: "Раньше их были единицы, теперь десятки". При этом по словам ректора, вуз готов набрать до десяти процентов целевиков от всего количества студентов.