16 августа. Ежегодно в России производят около 70 тысяч тонн меда, большую часть делают в личных подсобных хозяйствах. Половина россиян предпочитают покупать его у знакомых пасечников, стремясь избежать контрафакта. Остальные приобретают на ярмарках и в магазинах. При этом 70 процентов меда в России — фальсификат. Сейчас уже есть штрафы для недобросовестных производителей этого продукта, но депутаты предлагают строже их наказывать, а также штрафовать торговые сети, пустившие контрафакт на свои полки. Такой законопроект разрабатывают в Комитете Госдумы по аграрным вопросам. Накануне Медового спаса, который в России отмечают 14 августа, ИА ЕАОMedia со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+) рассказывает, как вычислить "неправильный" мед.
Недавняя проверка Роскачества показала, что ни одна из 16 выбранных торговых марок меда не соответствует заявленным критериям. В одних образцах не оказалось значимых микроэлементов, в других было превышено содержание сахара. Эксперты обнаружили в продукции пшеничный и кукурузный сироп, которого не должно быть в правильном меде.
Основной способ фальсификации меда — добавление в него глюкозно-фруктового сиропа, чтобы увеличить объем. Также распространена практика, когда неверно указывают сорт или место происхождения меда. Например, дешевый подсолнечный мед могут называть горным.
Некоторые продавцы, стремясь угодить покупателям, желающим купить жидкий мед, нагревают продукт, если тот успел загустеть. Если нагреть его не выше 40 градусов, он станет более жидким и сохранит полезные свойства. А если температура выше, вся польза потеряется. Если же мед подогревали долго, в нем образуются вредные вещества.
Есть мошенники, выдающие за мед искусственный продукт. Они смешивают сахар, фруктозу и воду и добавляют туда красители и ароматизаторы.
У пчеловодов, продающих мед, должна быть справка о наличии личного подсобного хозяйства. Она подтверждает право на ведение предпринимательской деятельности. Люди и организации, торгующие пчелами и продукцией пчеловодства, регистрируются в системе "Меркурий" как хозяйствующие субъекты. Также продавцы меда обязаны сделать медицинские книжки с отметками о прохождении всех обязательных обследований.
Пчеловоды оформляют ветеринарно-санитарный паспорт пасеки. В нем указывают результаты исследований пчелосемей на различные заболевания, сведения о профилактических мероприятиях и безопасности меда. Пасека должна быть под надзором ветеринарной и налоговой служб.
У добросовестных пчеловодов есть ветеринарный сопроводительный документ, в котором пишут вид меда, место и год сбора, и отметку, что на территории, где пчелы собирали нектар, нет карантинных и особо опасных заболеваний. Такую ветеринарную справку выдают аккредитованные лаборатории.
Все эти документы покупатель вправе потребовать у продавца. Продажа продуктов пчеловодства без них незаконна.
Мед должен соответствовать ГОСТ 19792-2017. Там, например, указано, что он может быть цветочным, смешанным и падевым, жидким, частично или полностью закристаллизованным, иметь приятный аромат и сладкий вкус. Массовая доля воды в натуральном продукте — не больше 20 процентов. Какие-то примеси и признаки брожения не допускаются. В ГОСТе есть требования к электропроводности, кислотности меда, содержанию в нем фруктозы и глюкозы. Но все это можно проверить только в лаборатории.
О домашних способах проверки рассказал "Парламентской газете" председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин. "Одна из характерных черт свежего меда — это его тягучесть. Если зачерпнуть его ложкой и поднять ее, он должен стекать непрерывной струйкой. Если он капает, это должно насторожить", — отметил эксперт. Когда мед загустел, этот метод не работает, и придется положиться на вкусовые ощущения. По словам Капунина, засахарившийся мед не теряет свои полезные качества, но проверить его можно только на пробу — "во рту должно быть ощущение легкого пощипывания, а не просто сладости, как будто вы попробовали сахарный сироп".
"Лучший способ купить качественный мед — приобретать его у знакомого пчеловода или прямо на пасеке, например, во время экскурсии", — считает Валерий Капунин.
Эксперт отметил, что мед научились подделывать настолько искусно, что простому обывателю очень сложно определить — качественный продукт перед ним или контрафакт. "Не всегда даже лаборатория может распознать фальсификат, а продавцы на рынке могут подделать документы и "нарисовать" ветеринарный паспорт", — сказал Капунин.
В Союзе пчеловодов уверены, что есть единственный способ борьбы с медовым контрафактом — ужесточить наказания за подделку и продажу "неправильного" меда.
"Нужно штрафовать не только производителей, но и продавцов, потому что значительная часть контрафакта идет в торговые сети", — подчеркнул Валерий Капунин. Он считает, что перед тем, как выставлять мед на прилавки, торговая сеть должна его проверить, и тогда потребители будут уверены, что покупают качественную продукцию. При этом эксперт считает, что поставщиков тоже следует наказывать строже, потому что существующие смехотворные санкции в несколько тысяч рублей не пугают крупных производителей. "Вот если бы они заплатили несколько миллионов рублей, то это заставило бы их одуматься", — уверен Капунин. Также он предложил временно приостанавливать деятельность таких компаний, а за многократные нарушения ввести уголовную ответственность.
С 1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон о пчеловодстве, которые ужесточают требования к качеству и безопасности меда. Законодательно установили, что он должен соответствовать ГОСТам и техрегламентам, а его качество будут оценивать не только по российским законам, но и по документам Евразийского экономического союза.
Как сообщил "Парламентской газете" глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, депутаты разрабатывают законопроект об ужесточении наказаний за фальсифицированный мед. "Мошенники не только делают неконкурентоспособными добросовестных производителей, но и ставят под угрозу здоровье человека. Так что штрафы за подделку меда должны быть соразмерны нарушениям", — сказал Кашин. Парламентарии предлагают внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и установить существенные взыскания как для производителей, так и для торговых сетей, продающих контрафактный мед.