23 августа. Ровно 111 лет назад — 23 августа 1913 года — родился Герой Советского Союза, почетный гражданин Еврейской автономной области Георгий Дорофеевич Лопатин — скромный человек, прошедший от начала до конца Великую Отечественную войну и посвятивший всю свою жизнь родной земле. О том, чем нужно жертвовать, чтобы получить высшую воинскую награду Родины и как заслужить долгую память у своих земляков — в материале ИА EAOMedia
Начало
Георгий Лопатин родился и вырос на приамурской земле (сегодня здесь находится Октябрьский район ЕАО) — в казачьем селе Самара, которое недавно отметило полуторавековой юбилей. В числе первых жителей был его дед — Алексей Федулович. На одной с ним улице срубил свой дом и его отец Дорофей Лопатин. Был он высокого роста, крепким в кости, и все шестеро сыновей пошли статью в отца. Но призванный на Русско— японскую войну, был он тяжело ранен и домой вернулся с подорванным здоровьем. Умер Дорофей Лопатин, когда младшему сыну Георгию было всего девять лет.
Старшим братьям Георгия после школы-четырехлетки пришлось идти на работу в колхоз, а младшего решили учить дальше. Семилетку он окончил в селе Екатерино-Никольском. Об этим ранних, а также о военных и послевоенных годах своей жизни Георгий Дорофеевич в 1950 году напишет в автобиографии, которая хранится сегодня в краеведческом музее Октябрьского района. В ней он пропустит несколько довоенных лет, и не случайно. Всей правды в те еще сталинские годы написать он не мог, поэтому предпочел промолчать. Например о том, что много его земляков было репрессировано и раскулачено, и что среди них были и родные ему люди. Промолчит о том, что сам он чуть не попал во "враги народа", когда ему вменили статью "умышленное вредительство". Заключался этот "умысел" в том, что однажды, когда он вез на заготпункт зерно, один мешок по дороге порвался, и он не заметил, как почти все содержимое высыпалось в дорожную пыль. Несколько месяцев шло следствие, пока он не доказал, что никакого умысла рассыпать колхозное зерно у него не было. Статью заменили на халатность.
Не написал он о своей ранней женитьбе, о том, что уже в 25 лет работал механиком местной МТС, а к 28 годам стал отцом четырех детей.
Механизаторы с. Самары, Г. Дорофеев - крайний справа верхнем ряду, 1939 г.. из семейного архива семьи Лопатиных
Беру огонь на себя
На Великую Отечественную войну Георгия призвали в июле сорок первого года, когда старшему сыну было шесть лет, а младший только что родился. Между ними было две дочки. Ушли на войну и три его брата. Много позже, вспоминая то время, он с болью скажет, что четыре военных года справедливо будет приравнять к сорока годам мирной жизни.
— На фронте нам год за два засчитывали, а я бы год за десять считал.
Самым тяжелым для него было привыкнуть к смерти, и ее постоянному ожиданию. Впервые он увидел смерть на войне, когда его воинская часть защищала подступы к Кавказу, куда рвались отборные немецкие войска. Поразил непривычный гул чужих самолетов, а бомбы, которые стали от них отделяться, показались черными каплями. Но когда эти капли стали взрываться в гуще колонны людей, стало по-настоящему страшно. А еще обидно от того, что он ничем не смог помочь погибшим.
Когда Георгий, окончив курсы лейтенантов, стал командиром взвода, он в боях старался прикрывать собой солдат. Однажды из окопа они стали забрасывать гранатами немецкие позиции. Солдаты явно выдохлись, потому что гранаты перестали долетать до цели. И тогда он приказал: "Выдергивайте чеки и передавайте гранаты мне!" Его сил и выдержки хватило до тех пор, пока немцы не отступили.
В 1943 году при освобождении Таманского полуострова Георгий Лопатин лично подбил из противотанкового ружья три немецких танка. За этот подвиг он получил орден Красной Звезды, но лучшей наградой для него было то, что он, командир, сохранил в том бою жизни всех своих солдат.
В январе 1944 года, получив тяжело ранение и пробыв больше месяца в госпитале, Георгий Лопатин был направлен в воинскую часть, освобождавшую Белоруссию.
Битва на Волге, форсирование Днепра — эти две реки прочно вошли в военную историю. А вот маленькая белорусская речушка Птичь оставила свой след лишь в судьбах людей, которые воевали ее берегах.
Вот как вспоминал об этом сам Георгий Лопатин:
— Была ранняя весна, тепло по-настоящему не пришло, а кругом грязь, распутица. Когда мы по той распутице подошли к реке Птичь, думали хоть немного передохнуть, но немцы с противоположного берега так начали по нам из пулеметов палить, что об отдыхе пришлось забыть. И тут меня подзывает командир роты: "Надо, лейтенант, двух добровольцев взять из твоего взвода — солдат на тот берег переправлять".
— Почему добровольцев?— поинтересовался я.–
— Да потому, — отвечает ротный, — что на веслах лодку не погонишь, сидеть в ней нельзя — подстрелят. Придется в лодке лежать, иначе хана. Поэтому надо будет лодку буксировать. Теперь понятно?
Куда уж понятнее! И тут Георгий Лопатин остался верен своему принципу — брать огонь на себя.
— Я отстегнул ремень, отдал его командиру роты и говорю: "Лодку буду переправлять сам. Я вырос на реке, так что с лодками приходилось иметь дело.
Перед тем, как окунуться в холодную воду, Григорию предложили натереться спиртом, но вода все равно продирала холодом до колик. Да к тому же буксировать лодку приходилось против течения. Но, слава Богу, понесло. Вторую ходку сделал старший лейтенант Василий Литвинов. Так они и чередовались, пока не переправили на тот берег солдат и несколько пулеметов. Немцы были выбиты с правого берега реки, на котором находился город Пинск
— Когда мы его освободили, то узнали, что много жителей города, особенно евреев, немцы уничтожили. Но те, кто выжил, благодарили нас за спасение.
С супругой Любовью, 1948 г.. из семейного архива семьи Лопатиных
И блеск звезды
А за подвиг свой и умение жертвовать жизнью ради подчиненных и Георгий Лопатин, и Василий Литвинов в 1945 году получили звание Героев Советского Союза.
Его война окончилась в городе Кенигсберге. И там он уберег не одну солдатскую жизнь, не уставая повторять, что главное на войне — не подвиг. Главное — победить и вернуться домой.
К своей родной земле Георгий Лопатин вернулся в победном сорок пятом году. В Амурзете ему устроили торжественную встречу, поздравить Героя приехал первый секретарь обкома КПСС Александр Бахмутский.
Но к радости примешалась и горечь — два его брата с фронта не вернулись. Василий пал под Москвой, Лука — на Курской дуге. А в сентябре сорок пятого в войне с японцами погиб и брат Николай.
А Георгию пришлось заново начинать жизнь на своей земле, в родной Самаре, а потом переехать в село Благословенное, на новое место работы в МТС. Когда в селе образовался совхоз, Георгий Лопатин стал там главным инженером, окончив краткосрочные курсы. В этой должности он проработал больше тридцати лет, получив высокую трудовую награду — орден Октябрьской революции.
С женой Любовью они вырастили восьмерых детей, но до наших дней дожила только одна дочь.
В восьмидесятые годы Георгий Дорофеевич переехал было жить в Хабаровск — как Герою Советского Союза ему дали в краевом центре благоустроенную квартиру. Но вскоре он заскучал по родным местам и вернулся к своей земле. В 2000 году Георгию Лопатину было присвоено звание "Почетный гражданин Еврейской автономной области", а спустя три года, отметив девяностолетний юбилей, он ушел из жизни.
Сегодня и в селе Самаре, и в селе Благословенном, где имя Георгия Лопатина вот уже двенадцать лет носит средняя школа, добрым словом вспомнят своего героического земляка, по доброй традиции возложат на его могилу цветы. Заблестит и Золотая Звезда Георгия, которая бережно хранится в Биробиджане — в областном краеведческом музее.
Ирина Манойленко