Игра или отклонение: кто такие квадроберы и почему они появились

Интервью с клиническим психологом о представителях этой субкультуры и причинах затянувшегося детского утренника
Тематическое фото
Фото: ru.freepik.com

16 октября. Всё чаще в современном интернет-пространстве можно услышать о новом увлечении детей и подростков — квадробинге. Представители этой субкультуры наряжаются в животных и максимально подражают их повадкам. Популярность движения растёт с каждым месяцем, и если ранее это больше походило на безобидную детскую забаву, то сейчас границы стираются. О том, когда игра затянулась и что делать родителям, если их чадо попросило купить маску и хвост кошечки, корреспонденту ИА ChitaMedia (18+) рассказала клинический психолог Марина Ворцель.

Игра или отклонение?

— Марина Владимировна, расскажите, что такое квадробинг в психологии? Как вообще рассматривается данный феномен: как какое-то отклонение или это больше обычное детское увеличение? 

—  Квадробика — это субкультура, знаете, как раньше были готы, эмо, панки. То есть это вот такое, скажем, новое веяние.  И, соответственно, везде есть такие нюансы, где, например, норма или патология, и здесь тоже нужно разделять. Возраст детей, которые увлекаются этим, от 7 до 14 лет. С 7, условно, до 11 — это игра чистой воды. И это нормально, они там отыгрывают какие-то свои вещи. А вот если брать уже подростков, например, с 12 до 14 лет, то там, конечно, нужно учитывать возрастные особенности, задачи подросткового возраста, которые формируются на данный момент. Если мы говорим о каких-то особенностях личности, то это творческие дети. Те же маски они сами делают и раскрашивают. Поэтому говорить о том, что это патология, мы всё-таки не можем. Это скорее акцентуация, то есть заострение определенных черт.

— Почему дети выбирают заниматься квадробингом? Может ли это быть компенсацией каких-то психологических проблем? 

— Здесь будет однозначно демонстративность, быть на виду, чтобы на тебя обратили внимание, вся эта театральность. С другой стороны, это могут быть какие-то проблемы межличностного характера, начиная с семьи. Родители с 9 до 18-20 часов работаю. Дома у них сил хватает на какие-то бытовые вещи — накормить, сварить, купить, проверить уроки. Общения как такового, к сожалению, нет. А эмоциональные потребности, они также существуют. И особенно они есть у детей. Если смотреть именно с точки зрения закрытия этой потребности, то что в итоге получают дети? Во-первых, это принадлежность группе. Одна из задач подросткового возраста — это самоидентификация и самопознание. Однако не всем удаётся найти со сверстниками общий язык. Где-то ребёнок может подвергаться насмешкам, ему может быть сложно, а тут человек надевает маску и "прячется" под ней, и я уже не я. Это защита, при которой дети прячутся, уходят как бы в другую реальность.

— То есть я правильно понимаю, что именно дети подросткового возраста выбирают квадробинг зачастую по причине каких-то своих эмоциональных переживаний. А вот для детей с 7 до 11, как Вы сказали, это просто игра?

— Не для всех это так. Сейчас подростковый возраст сдвинут, в некоторых случаях уже с 9 лет можно говорить о пубертате.  Но в большей степени, да, причинами, что дети начинают заниматься квадробингом — это как потребность в эмоциональной близости, в общении, в принадлежности к какой-то группе, которую они удовлетворяют таким образом.

— Люди зачастую реагируют на квадроберов как-то отрицательно, возможно, даже с агрессией. С чем это может быть связано? 

— Потому что им (людям — прим. ред.) тревожно и страшно, то есть это непредсказуемо для них. Вот он там прыгает-прыгает, а вдруг он на меня прыгнет. Нас страшит что-то непонятное и непредсказуемое. А агрессия является защитной реакцией. При этом если мы говорим о самих квадроберах, то негатив с их стороны — это тоже защита. Никому не приятно, если его будут критиковать или говорить неприятные вещи.

— Продолжая дальше тему агрессивного поведения со стороны участников данной субкультуры. В интернете часто можно встретить различные видео, что квадробер напал на человека. Понятное дело, что это не норма и в этом варианте уже стираются какие-то границы между игрой и реальность. Вопрос в следующем: как понять, что у ребёнка теряется вот та связь с реальным миром и миром вымышленным? 

— Одна из основных причин — это когда ребёнок не выходит из образа. Одно дело, когда он где-то попрыгал с ребятами, пришёл, всё это снял и какими-то своими делами занялся. Это одна история. О нарушении будет говорить именно тотальность, когда все сферы поражены: он "котёнок" и в школе, и дома, и на улице. Ну и, конечно, когда ребёнок начинает есть из чашек для животных и "ходить" по углам.

Второй момент — это стабильность на протяжении длительного времени. Ребёнок может несколько раз поиграть, а потом на неделю забросить это. А может не выходить из образа неделю-две. И тут уже начинается дезадаптация: ребёнок становится объектом насмешек в школе, родители с него требуют, чтобы он всё немедленно снял.

Как реагировать на "Мам, купи маску и хвост"?

-Как стоит вести себя родителям, когда они столкнулись с данным увлечением у своего ребёнка?

— Нужно разговаривать с ребёнком. Вот он просит, например, маму купить ему маску с хвостом. Стоит уточнить, а чем его именно это привлекает. И если ребенок говорит, что ну вот я хочу там попрыгать-побегать, то хорошо, а если он что-то там невнятное говорит: "Просто" или "Потому что Петя хочет", тогда другой вопрос.

И вообще, родителям я бы рекомендовала прямо на минуту в этом ежедневном рабочем забеге остановиться и, собственно, задать себе такие вопросы. А какой мой ребёнок? Назвать 10−20 положительных его качеств. О чём он думает? Например, о жизни, о дружбе, как он рассуждает, о любви, о семье, о каких-то еще философских вещах, о чём он мечтает, чего он хочет, что его тревожит, что его беспокоит. Это будет проявлением эмоциональной близости и интереса к ребёнку, как к личности, а не к "человеку-функции", который выполняет уроки дома, убирается и так далее. Не лишним будет завести семейные традиции — походы, настольные игры или даже субботний ужин. Тут ограничений нет. Если вы смотрите вместе какой-то фильм, то после его можно обсудить с ребёнком, спросить, что тот думает по поводу увиденного. И ребёнок, получив этот эмоционально тёплый контакт, что он интересен, возможно, вообще не начнёт этим увлекаться, а предпочтет что-то другое, потому что почувствует себя более уверенным, почувствует опору. 

— То есть основной совет для родителей, если их ребёнок заинтересовался этим увлечением, то нужно с ним разговаривать: для чего тебе это, зачем, и если нет какого-то внятного ответа, то завлечь его чем-то другим?

— Да, нужно выстраивать коммуникацию с ребёнком. Как вы совершенно верно сказали, предложить альтернативу: "Давай ты пойдешь не на квадробику, а попробуешь какой-то театральный кружок". Но я бы не рекомендовала это делать жёстко, без объяснения причины. Потому что для ребёнка это вообще непонятно. А как мы знаем, "Запретный на плод сладок". Жёсткое навязывание наоборот вызовет протест, особенно в подростковом возрасте. Эта культура сама по себе представляет протест, поэтому категоричность и давление тут неуместны. Вы можете не купить ему маску и хвост, а он возьмёт их у друга или подруги, и вы с этим ничего не сделаете.

Когда стоит бить во все колокола?

— Почему именно данная субкультура получила какое-то распространение? У нас же достаточно много различных субкультур существует, но почему-то именно квадробика обрела такую популярность. 

— Это очень лёгкий способ поиграться. Ну и плюс децентризм — когда всё для детей и этого много, ребёнок застревает немного в детстве, появляется инфантильность. Даже это проявление квадробики, они достаточно детские, как утренник в детском саду. Только утренник затянувшийся. Ещё одна из причин — это социальная напряженность из-за СВО. Дети очень чувствительные — у них нет таких механизмов психологической защиты, как есть у взрослых. Немаловажную роль играет и атрибутика. Был момент, когда подростки ходили в кугуруми. Теперь вот ходят в масках животных.

— Мы с Вами говорили про психологическое и социальное влияние квадробики на детей. Какие ещё факторы могут оказывать влияние на психику ребёнка?

— Здесь сложно говорить о влиянии, потому что никаких психологических исследований на эту тему нет.

— Насколько такое явление может быть опасно для самих детей?

 — Что это форма игры, защитный механизм или попытка привлечь внимание мы говорили. Но когда дети уже начинают нарушать границы — нападать, кусать и прочее, то это уже отклоняющееся поведение, это уже девиация. На самом деле квадробика представляет опасность и угрозу для самих детей и подростков. Почему? Потому что личность ещё не сформировалась, психика развивается неравномерно. Критического мышления нет, ум не окрепший. В младшем подростковом возрасте как раз интенсивно развивается лимбическая система, которая отвечает за эмоции. Лобные доли, отвечающие за планирование и самоконтроль "запаздывают". Потому и могут случаться неприятные инциденты. И здесь уже, конечно, вопрос к родителям, вопрос к помощи. 

— В заключение хотелось бы вернуться к теме стирания реальности. Вы говорили, что в таких случаях уже стоит обращаться к специалистам. Если всё-таки родители обратились к психологу, так как у ребёнка уже начала стираться вот эта самая граница, то какие методы лечения можно применить?

— Если, например, родители приходят и говорят, что ребёнок уже начинает заигрываться, то здесь нужно смотреть на глубину этого заигрывания, может, там уже нужно будет вмешательство врача-психиатра. Ну а так всегда всё начинается с устанавливания контакта с ребёнком. Потому что если контакта не будет, то не будет и работы. В целом, даже скорее нужно будет работать с системой, не с одним ребенком, а с родителями в том числе. Потому что в любом случае ребёнок находится в семье, он зависим от родителей. И если наблюдаются такие "отклонения", то проблема не только в нём.

Конечно, дискуссии на тему квадробинга могут идти вечно. Для нас это совершенно новое явление, которое, по словам психолога, вызывает страх и непринятие, отсюда и агрессия в сторону детей. Но давайте вспомним себя в детских садах и школах, когда на Новый год мы надевали костюмы зайчиков, лисичек и рисовали себе мордочки кошек. Впрочем, мы не кидались на людей, и когда такое встречаешь в жизни, то реакция совершенно понятна. При этом не стоит забывать, что в каждом поколении — свои субкультуры, где есть как адекватные представители, так и не очень.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость