День в ЕАО: изучение Костеньгинского месторождения, появилась улица Калинина

Календарь памятных дат
Строящийся Биробиджан
Фото: Народный архив Риммы Лавочкиной

19 ноября. 19 ноября 1933 года

Президиум Далькрайисполкома принял постановление "О выделении Кур-Урмийского района из состава Биробиджанского района" и установил: "Впредь до разрешения вопроса с преобразованием Биро-Биджанского района в автономную область и нового внутриобластного районирования выделить Кур-Урмийский район из состава и подчинения Биробиджанского района в качестве самостоятельного района, с наименованием района "Кур-Урмийский эвенко-нанайский национальный район".

19 ноября 1945 года

Бюро обкома ВКП(б) рассмотрело вопрос "О состоянии агитационно-массовой работы в Облученском районе в связи с выборами в Верховный Совет СССР". Было обращено внимание на повышение качества докладов, бесед о Конституции СССР, об избирательном законе и о текущем моменте, на глубокое раскрытие сущности советской демократии, прав и обязанностей граждан СССР, мобилизацию усилий трудящихся на достижение новых успехов в развитии экономики и культуры области.

19 ноября 2014 года

В газете "Биробиджанер штерн" (12+) в статье Виктора Горелова "Большая руда Малого Хингана" рассказывается о том, что в 1960-е годы в таежной глуши Помпеевского горного хребта, был заложен поселок Костеньга, жителями которого стали, в основном, геологи.

Главной задачей геологов было детальное изучение одного из богатейших месторождений железной руды — Костеньгинского.

В первые два года после основания в новый поселок можно было попасть летом разве что на гусеничном вездеходе, чтобы пробиться через обширную марь.

Зимой проезд был попроще, хотя уж, точно, не для каждого автомобиля, если он без ведущих передних колес. И лишь когда облученская районная газета "Искра Хингана" (12+) обзавелась высокопроходимым автомобилем ГАЗ-69, представилась возможность побывать, наконец, в Костеньге:

"Помнится, что горный перевал перед Костеньгой был такой, что последний участок наша машина преодолевала по низкой передаче. Дорогу окружали громадные лиственницы, кедры и ели. В тайге было сумрачно, хотя стоял яркий полдень. И тихо. Охотники говорили о здешних урочищах как добычливых местах. Наверное, это так, если то и дело нам встречались следы диких животных.

На вершине перевала тайга неожиданно оборвалась и сразу перешла в длинную улицу, протянувшуюся по отлогому западному склону. Дома — добротные, рубленные из лиственницы, в замок, по-сибирски. В центре поселка высилась тренога буровой вышки, вверх тянулась мачта-антенна радиостанции.
Геологи строили дороги, рубили жилые дома, ставили буровые вышки. К началу 1970 года через тайгу на Костеньгу была пробита широкая трасса. В то время в поселке были уже школа-четырехлетка, магазин и столовая, библиотека и клуб, почтовое отделение.

Такая уж судьба у многих геологических поселков: выполнив свою задачу и сдав месторождение государству, геологи перебираются на новые полигоны, как правило, в такое же безлюдье и глухомань. Вот и костеньгинцы, получив необходимую информацию о мощном месторождении железной руды в южных отрогах Малого Хингана, переехали в Сотниковский, где приступили к разведке еще более мощных залежей".

19 ноября 1935 года

В ознаменование шестидесятилетнего юбилея со дня рождения председателя ЦК СССР и ВЦИК РСФСР Михаила Ивановича Калинина постановлением президиума областного исполнительного комитета ЕАО от 19 ноября 1935 года № 457, Привокзальная улица переименована в улицу имени М. И. Калинина.

На улице Калинина, там, где начинается сквер Победы, находилась одна из первых аптек Биробиджана. А первый в городе фонтан забил на привокзальной площади.


Строительство вокзала. Фото: Наследие ЕАО

До войны на углах улиц Октябрьской и Пушкина на улице Калинина было построено два трехэтажных дома с просторными квартирами и высокими потолками. Селили сюда в основном номенклатурных работников. Четырехкомнатные квартиры превратили в коммуналки. Уже после войны один из домов возвысили до четырех этажей.


День в истории ЕАО. Фото: Областная библиотека

В конце 1950-х под номером пятнадцать был построен железнодорожный дом — типовая кирпичная многоэтажка с двумя подъездами. Заселились туда машинисты, стрелочники, путевые рабочие.

Любила и привечала улица Калинина детей. Здесь в уютных двухэтажных особнячках долгое время размещались Центр детского туризма и Центр детского технического творчества. Ребята конструировали модели самолетов, кораблей и прочей техники, ходили в походы, учились фотоделу и многому другому. Сейчас в одном из этих домов поселились чиновники областного комитета образования. 


Пионеры. Фото: Наследие ЕАО

Долгое время улица Калинина была тупиковой, упираясь в склады товарной конторы ДВЖД.

Автовокзал тоже находится на улице Калинина. 

На улице Калинина в начале 1990-х годов стали проводиться областные ярмарки-выставки, куда приглашались участники из других регионов Дальнего Востока и Сибири. Были и китайские представители — внешнеэкономические и торговые связи с этой страной только-только начинали налаживаться. 
Сегодня одну из старейших улиц украшают фонтан с менорой и памятник первостроителям области. На месте старых домов появилось несколько красивых современных зданий. 

Почти в каждом крупном населенном пункте области есть свои улицы Калинина — в Бире и Биракане, Амурзете и Николаевке, Ленинском и Теплоозерске. Есть и село с этим названием в Ленинском районе.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость