От валюты в чемодане до аккредитивов: как 2024 год изменил процесс покупки автомобиля

Вместе с экспертами авторынка и Сбером обсуждаем модели, цены и риски через призму истории
Из экспонатов музея "Гайдзин" во Владивостоке
Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

28 декабря. Рост утильсбора, популярности китайских авто и убежденности, что машина, а не квартира — лучшее вложение денег, — такими новостями запомнится уходящий год многим автолюбителям. Редакция ИА PrimaMedia предложила экспертам ответить на вопрос: может ли 2024 год называться "золотым временем" для покупки автомобиля?

Роман Балашов, директор управления торгового финансирования и документарных операций Дальневосточного Сбербанка: Как и 30 лет назад, покупка автомобиля — сложная сделка, которую неизбежно сопровождают риски. На мой взгляд, сегодня банки и государственные службы стали помощниками в непростом деле — защите автомобиля.

Виктор Олейник, создатель истории автокультуры Дальнего Востока "Гайдзин": Нашему музею уже два года. Сегодня его экспозиция насчитывает более трёх десятков машин 1970–1990-х годов. Наша цель — познакомить всех желающих с автокультурой Приморья. Интересно было взглянуть именно на экономическую часть истории.

90-е: безотказная Toyota Corolla, заряженные мужики и доллары

Виктор Олейник: Toyota Corolla — это самый народный автомобиль, его полюбили за его надёжность. Вся линейка "Королл" была очень популярна, как с типом кузова седан, так и в универсале. Универсал водил мой папа. Купить автомобиль тогда было максимально легко. Первые иномарки привозили моряки из рейсов в Японию. Фирм-импортёров, аукционов, пошлины еще не было. Рынок формировался стихийно. Закупали товар на стоянках, первая появилась в префектуре Тояма. Японцы и пакистанцы продавали там свои автомобили. Машины доставляли на кораблях в порт Владивосток и продавали прямиком с борта или на берегу. Покупатели разбирали любой товар.

Иномарка стоила от 100 до 1000 долларов. "Крузак" мог обойтись дороже квартиры. И в самой Японии, и во Владивостоке рассчитывались только наличными долларами. Рубли никто не принимал.

При этом "отжать" машину было легко. За пределами порта поджидала братва. Покупатели приезжали группировками, с родственниками и друзьями, организовывали колонны, чтобы перегнать авто. У профессиональных перегонщиков всегда на заднем сидении лежало какое-нибудь оружие.

Тогда родилось понятие "автоподстава". Водитель попадал в аварию с подставной машиной, из которой выходил "дядька" и сообщал: "У тебя проблемы, за твои косяки мы забираем твой автомобиль". Машину могли нагло отобрать, а могли предложить 200 долларов за автомобиль, который стоит в разы дороже, с условием: или отдашь, или останешься без машины и без денег.

Самые первые авторынки открылись на стадионе "Строитель" в районе проспекта 100-летия Владивостока и на улице Фирсова. А культовый рынок "Зелёный угол" открылся только в 1993 году. Это был настоящий базар.

Роман Балашов: Как и 30 лет назад, Toyota сохраняет популярность. В 2024 году она остается самым страхуемым по каско автомобилем, по данным СберСтрахования. В Приморье он на первом месте, а в Хабаровском крае — на втором. 90-е — время самых опасных сделок, но в 2024 году преступники стали изобретательнее. 

В этом году наш клиент на Сахалине хотел купить снегоход. Продавец должен был отправить технику на остров из Новосибирска. Покупатель уже не раз пользовался аккредитивом и настоял, что оплату за транспортное средство проведет только таким способом. Продавец не сразу, но согласился. Мы отнеслись с пониманием — такая форма расчетов известна не всем.

Деньги зачислили на специальный счет. Продавец сообщил покупателю, что груз отправлен. Условием раскрытия аккредитива была экспедиторская расписка о факте получения груза, заверенная покупателем. Однако на Сахалин так ничего и не пришло. Продавец перестал отвечать на звонки. Благодаря аккредитиву деньги вернулись покупателю, ведь в банк экспедиторскую расписку о факте получения груза, заверенную покупателем, так и не передали.

Нулевые — в моде спорткары

Виктор Олейник: Помимо "морских" (так во Владивостоке называли "моряков" — прим. ред.) в Японию начали ездить обычные люди. Брали с собой наличку, садились на пароход, выбирали автомобиль на стоянке, договаривались о погрузке на судно и возвращались с покупкой.

В январе 2000 года правительство отменило таможенные льготы для дипломатов, моряков, рыбаков. В 2002 году пошлина для автомобилей старше семи лет с двигателем до 2500 куб. см возросла до €2 за 1 куб. см, а для двигателей свыше 2500 куб. см — до €3 за 1 куб. см.

Роман Балашов: В 2024 году без помощи посредника привезти автомобиль не только из Японии, но и из Китая или Кореи не получится. Если машина покупается с аукциона, то наряду с полноценной предварительной оплатой покупателем авто есть возможность открыть аккредитив в пользу компании, которая является в данном случае подрядчиком, их во Владивостоке достаточно много. Они участвуют в аукционах и выкупают автомобиль под конкретного клиента. При наличии аккредитива оплата части затрат проходит за счет средств подрядчика, которые вернутся ему после исполнения аккредитива. Для раскрытия этого аккредитива компании или покупателю достаточно предоставить в банк электронный вариант ПТС после растаможки. Физическое лицо может указать также и транспортную накладную о том, что компания передала автомобиль в транспортную компанию. То есть в таком случае клиент уверен, что он заплатил за автомобиль, который точно к нему уже едет и владельцем которого он уже точно является, и компания уверена, что после постановки автомобиля на учёт за другим лицом, скажем так, они получат свои денежные средства.

Может быть, в 2024 году привезти машину из Азии стало дороже, но однозначно безопаснее и гораздо проще. При работе с незнакомым подрядчиком покупатель может себя максимально обезопасить. Рынок сам выстроил все маршруты.

Виктор Олейник: Во Владивостоке процветал рынок "Зелёный угол", но продавали и через объявления в газетах. Это были колонки, где описание сводилось к цене и марке, зачастую к ним не прилагалось даже фотографий. Популярные модели иномарок в среднем стоили 2-3,5 тысячи долларов.

Дорожного рэкета стало меньше. Категорически не рекомендовалось ехать на "Зелёный угол" с наличкой — у тебя её могли где-нибудь аккуратно "отжать".

Здесь "водились" в большом количестве карманники. Например, могло выясниться, что купленная машина находится в угоне. Во Владивостоке росло количество автоугонов, воры снимали с машин колёса, крали магнитофоны из салонов. Многие автовладельцы, оставляя машину, забирали его с собой. Преступники вскрывали гаражи: сверлили дырочку, смотрели, есть ли внутри что-то ценное, угоняли автомобиль, а потом требовали за него выкуп.

Роман Балашов: С такой схемой сталкиваются и сейчас. В первое время аккредитивы оформляли только чтобы платить за чистую машину. Наверно, только после рассказов о "Зеленом угле" тех лет я по-настоящему ценю сервисы для покупки автомобиля в 2024 году.

2010 — колесами печально в небо смотрит круизёр


Виктор Олейник, создатель музея "Гайдзин" во Владивостоке. Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Виктор Олейник: Мне кажется, это было золотое время для покупки машины. Заработали первые автоаукционы, появились фирмы по привозу автомобилей. Продавцы на "Зелёнке" активно работали под заказ. Дальневосточники оседали в Японии, открывали офисы в японских городах и Приморье. Во Владивостоке покупатель мог прийти в фирму, заключить договор и вскоре получить автомобиль.

В этот период появляются и первые банковские переводы в Японию, или инвойс — счёт на оплату автомобиля, который выставляет продавец после вашей выигрышной ставки на японском аукционе. Банки активно подключаются к автомобильному бизнесу с услугами кредитования. Рынок упорядочивается, становится прозрачнее, легальнее.

Даже хорошие иномарки стали максимально доступны: от 10–15 тысяч долларов при курсе в районе 30 рублей. Можно было несколько месяцев поработать на автомойке и накопить на бюджетный "Скайлайн" либо "Супру". Стоимость того же Nissan Skyline GT-R 5–6 млн рублей, а в 2010–2013 он стоил около 100 тысяч.

Владивосток закрепляет статус родины дрифта и центра молодёжной автокультуры. У нас в музее находятся два автомобиля — участники знаменитого митинга 2006 года, когда государство хотело запретить правый руль, а Владивосток его защищал. В этом мы уникальные — на нас очень сильно повлияла Азия.

Роман Балашов: В 2024 году у нас часто практикуются межрегиональные сделки. Покупатель может находиться на одной территории. Продавец — на другой территории. Сегодня накопить на автомобиль сложнее, но это все еще остается возможным. Как показала история, с приходом банков на авто-рынок Дальнего Востока, расчёты стали быстрее, проще и безопаснее.

Как сегодня купить ретро-автомобиль?

Роман Балашов: На Дальнем Востоке всегда ценили хорошие автомобили. В 2024 году, наряду с квартирами, они стали инвестицией, а инвестиция должна быть защищена. И 2024 год — золотое время с точки зрения надежности и комфорта процесса покупки автомобиля. Благодаря технологиям все можно сделать в телефоне.

Виктор Олейник: За 30 лет не было идеального времени, чтобы купить машину можно было легко, дешево и безопасно. 2024 год — прекрасное время, потому что мы перезапустили музей. Для автолюбителей сегодня купить машину просто. В то же время для нас, фанатов, привезти ретро-автомобиль нелегко из-за большой пошлины — 1-2 млн рублей придётся заплатить просто за то, чтобы растаможить машину. Кроме того, в Японии существует список автомобилей, которые являются историческим культурным наследием и запрещены к вывозу из страны. Редкие авто покупают через аукционы, заказывают у компаний-импортёров.


На Дальнем Востоке всегда ценили хорошие автомобили. Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Смотрите полную версию на сайте >>>

Канал EAOMedia в Telegram. Быстрые, свежие и разные новости

ИА EAOMedia в ВКонтакте. Подписаться