Реформа вместо денег: что ждет местное самоуправление в регионах

Госдума хочет дать субъектам РФ право самим определять судьбу поселений
Село
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

21 января. Спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин поручил разработать поправку в законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ), которая даст субъектам РФ право самостоятельно определять модель МСУ. Представители думской оппозиции считают, что это не спасет низовой уровень местного самоуправления: муниципалитетам нужны деньги и близость к людям, а не реформы. Эксперты позитивно оценивают инициативу, поскольку большинству регионов подходит смешанная модель, сообщает ИА PrimaMedia (18+).

О необходимости разработать ко второму чтению законопроекта о МСУ "межфракционную поправку" о праве субъектов РФ самостоятельно определять модель местного самоуправления Вячеслав Володин заявил 20 января на совете палаты, отмечает ряд федеральных СМИ. На сайте Госдумы в тот же день появилась информация о соответствующем поручении спикера.

"Предлагается дать регионам право самостоятельно определять модель местного самоуправления. Каждый субъект РФ будет сам решать, сохранить ли двухуровневую систему МСУ с сельскими и городскими поселениями или перейти на одноуровневую", — говорится в сообщении пресс-службы думы.

Отмечается, что принятие этой поправки "позволит снять разногласия, которые возникли в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении". И "именно об этом говорили главы законодательных собраний регионов на встрече с Вячеславом Володиным".

Законопроект "Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти", разработанный по итогам поправок в Конституцию, в первом чтении был принят 25 января 2022 года. Его авторами выступили главы комитетов Совета федерации и Думы по госстроительству Андрей Клишас и Павел Крашенинников ("Единая Россия"). Срок представления в профильный комитет поправок ко второму чтению несколько раз продлевался, и к детальному рассмотрению проекта депутаты вернулись лишь в осеннюю сессию 2024 года. Во втором чтении законопроект должны были принять 12 декабря 2024 года.

Инициатива предполагает ликвидацию городских и сельских поселений и переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами, а также отказ от части местных полномочий.

Именно упразднение поселений и переход на одноуровневую систему стало одним из наиболее дискуссионных положений. Как отмечает "Коммерсант" (18+), среди регионов наибольшее недовольство по этому поводу выразил Татарстан: депутаты Госсовета направили Володину письмо, где выразили опасение, что это "разрушит село", а глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что управлять огромной Россией "одним шаблоном нельзя". В Госдуме главными критиками реформы в Думе стали КПРФ и "Справедливая Россия — За правду" (СРЗП).

Накануне второго чтения в декабре Вячеслав Володин решил перенести инициативу, несмотря на то, что она уже была согласована с внутриполитическим блоком Кремля. Во время рассмотрения повестки пленарного заседания в закрытом от журналистов режиме Володин говорил, что "надо беречь село и местную элиту", пишут "Ведомости" (18+).

Предложенная сейчас Володиным поправка о возможности регионов сохранить двухуровневую систему не отменяет реформу МСУ в целом, отмечают авторы законопроекта. У регионов, которые не перейдут на одноуровневую систему, может возникнуть путаница по полномочиям, считает Андрей Клишас.

"Полномочия все сведены в один закон и унифицированы, а какой — первый или второй — уровень отвечает за их реализацию, непонятно", — цитирует "Коммерсант" сенатора.

Поэтому в дополнение поправке, о которой объявил Вячеслав Володин, придется разрабатывать дополнительные.

"Нужно будет прописать в законопроекте особенности перераспределения полномочий там, где двухуровневая система сохранится", — отмечает соавтор законопроекта Павел Крашенинников.

Регионы, которые уже перешли на одноуровневую модель, не смогут вернуться к двухуровневой, пишут "Ведомости" со ссылкой на близкий к администрации президента источник.

В Госдуме, впрочем, противники реформы МСУ не готовы поддерживать законопроект даже с наличием права региона самим решать, какую систему выбрать. В "Справедливой России — За правду" считают, что лучше оставить все как есть.

"Не сомневаюсь, что большинство регионов во главе с руководителями от "Единой России" все равно выберут новую систему, которая позволяет губернаторам назначать и снимать мэров, ликвидирует ближайший к людям уровень власти. И нашим гражданам будет еще сложнее достучаться до чиновников, заявить о своих правах и проблемах. Реформа МСУ нужна, но в кардинально ином направлении. Нужно не упразднять, а укреплять МСУ, в том числе дополнительными деньгами для решения проблем "на земле". Нужно не отнимать, а возвращать людям рычаги влияния на власть, включая право избирать мэров", — заявил лидер СРЗП Сергей Миронов (цитата по "Коммерсанту").

Такого же мнения придерживаются в КПРФ. 

Первыми в стране на одноуровневую систему перешли такие регионы, как Калининградская область, где высокая плотность населения, высокий уровень урбанизации, хорошая связность территорий, когда за 20 минут можно доехать до районного центра, отмечает гендиректор Союза российских городов Андрей Максимов

На Дальнем Востоке в числе первых еще до наметившейся нынешней реформы на одноуровневую модель перешли Магадан и Сахалинская область — там районы были преобразованы в городские округа. Однако, как указывает Андрей Максимов, в этих регионах основания были противоположными.

"Там очаговая система расселения, когда в маленьких населенных пунктах живет очень мало жителей, а районные центры остались с большой территорией и большим населением", — приводят его мнение "Ведомости".

Эксперт отмечает, что большинство же регионов находятся между такими полюсами. Например, Красноярский край, где огромные по территории Эвенкия и Таймыр сейчас являются муниципальными районами, в которых есть поселения:

"Если представить, что там остается один муниципальный или городской округ, то людям, чтобы получить какие-то госуслуги, нужно будет лететь на самолете или несколько суток плыть по реке, чтобы их получить. То есть север Красноярского края — очень низкая по плотности населения территория, тогда как Красноярская агломерация — высокая. То есть субъект разнородный".

Смотрите полную версию на сайте >>>