6 марта. Сильнее всего в преддверии 8 Марта подорожают тюльпаны из-за традиционного ажиотажного спроса и дополнительных издержек производителей, связанных с неурожаем в Голландии. Рост цен может составить около 25 процентов от уровня прошлого года. Таким прогнозом поделился член совета директоров ассоциации "Теплицы России", эксперт по цветам Александр Литвиненко. Какие еще цветы ждет праздничное подорожание и что нужно сделать, чтобы наша цветочная отрасль перестала так сильно зависеть от импорта, рассказывает "Парламентская газета" (18+).
Для начала о хорошем. Несмотря на мировые погодные потрясения, аномальные оттепели и заморозки как в России, так и в других странах, дефицита цветов ждать не приходится. Как правило, продавцы готовятся к 8 Марта заранее и товар закупают с запасом, чтобы хватило даже на случай самого масштабного ажиотажа.
А ажиотаж непременно будет. Как отметил в разговоре с "Парламентской газетой" Александр Литвиненко, 8 Марта — один из основных праздников, когда спрос на цветы вырастает не на проценты, а в разы. В среднем он подскакивает в десять — двенадцать раз, а вместе с ним подскакивают и цены.
"Как правило, чтобы не слишком шокировать покупателей, цены повышают постепенно, в три этапа, — пояснил эксперт. — Первый этап — накануне дня всех влюбленных, 14 февраля. Второй — в промежутке между 14 февраля и 8 Марта. Ну и третий — непосредственно перед 8 Марта".
В этом году, по словам Александра Литвиненко, подорожания следует ожидать в районе 15-25 процентов. Это в среднем больше, чем было в прошлом году, но на то, отметил собеседник издания, есть объективные факторы.
"Нельзя говорить, что это подорожание чисто спекулятивное, — подчеркнул эксперт. — Например, в последние годы у нас сохраняется стабильный тренд на тюльпаны — они становятся все более и более популярны в статусе главного "восьмимартовского" цветка, а, следовательно, все более и более востребованы. В этом году луковица тюльпана подорожала из-за неурожая в Голландии. При этом своих тюльпанов у нас нет — мы 100 процентов завозим из-за рубежа. Поэтому, на мой взгляд, тюльпаны перед грядущим 8 Марта подорожают сильнее всего вплоть до 25 процентов, если сравнивать с прошлым годом".
Остальные цветы, в том числе "универсальные" розы, которые делят с тюльпанами звание главного символа Восьмого марта, подорожают в среднем на 15-18 процентов, добавил Александр Литвиненко.
"Роза стабильно популярна, это цветок вне конкуренции, — пояснил собеседник издания. — Кроме того, очень востребованы ирисы, хризантемы как кустовые, так и одноголовые, а из горшечных растений — гиацинты".
Напомним также, что ранее первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев предложил поднять пошлины на импортные цветы в канун 8 Марта, а НДС для российских производителей, наоборот, снизить. Соответствующее обращение парламентарий направил в адрес главы Минсельхоза Оксаны Лут. Однако, по словам Александра Литвиненко, такие новшества хоть и позволят нашим производителям немного выиграть, но только в краткосрочной перспективе.
"На 8 Марта цветы и так уходят хорошо и не залеживаются, так что и импортные, и отечественные производители, что называется, внакладе не остаются, — прокомментировал инициативу эксперт. — Если же повысить пошлины только для импорта, цены на него вырастут. А вслед за ними и наши производители повысят цены уже на свою продукцию. Так что будет глобальное подорожание. А с учетом того, что покупательная способность населения и так сравнительно невысока, ни к чему хорошему для рынка это не приведет".
Вместе с тем, по словам Александра Литвиненко, дополнительная поддержка отечественного производителя действительно не помешает, в том числе при помощи льготных кредитов и все того же снижения НДС.
"У нас многим предприятиям сегодня уже по 20-25 лет, им требуется модернизация, — констатировал эксперт. — При этом, учитывая издержки, резко возросшие в последние годы, собственных средств им для этого не хватает. Вот здесь поддержка государства, например посредством займов на модернизацию по льготной ставке, была бы очень уместна. И мы могли бы двигать импортный сегмент просто за счет объемов и качества. А когда мы заняли бы хотя бы 60 процентов рынка, вот тогда уже можно было бы подумать и об ограничениях для завозных цветов".