Евгений Гузман: Мы знаем, как сделать ЕАО лучшей по условиям образования на ДВ

И.о. зампреда правительства области в интервью ИА ЕАОMedia – о развитии вверенной сферы, работе в новой команде управленцев региона и своих биробиджанских корнях
Тематическое фото
Фото: ИА ЕАОMedia

18 марта. Еврейская автономная область в течение нескольких лет должна стать лучшим регионом по условиям образования на Дальнем Востоке. Столь амбициозную задачу поставила врио губернатора Мария Костюк. Курирует сферу образования в автономии молодой и перспективный руководитель — исполняющий обязанности заместителя председателя правительства ЕАО Евгений Гузман. В большом эксклюзивном интервью ИА ЕАОMedia он рассказал о планах по развитию вверенных направлений, приглашении в обновленную команду управленцев области, своих биробиджанских корнях и многом другом.

— Евгений Витальевич, когда в правительстве области происходит назначение, особенно на высокий пост, жители региона, следящие за политической повесткой, всегда активно интересуются — кто именно пришел на ту или иную должность. Расскажите о себе — откуда Вы, какой опыт работы за плечами и т.д.

— Я местный, родился в Биробиджане. И, как говорится, где родился, там пригодился. Учился я в школе №5. Здесь у меня живут родители, вся семья — брат, бабушка, которая, кстати, ровесница нашей области — 1934 года рождения.

После окончания школы поехал учиться в Хабаровск. Там предложили работу в Министерстве образования и науки Хабаровского края. Дальше я трудился в организациях, подведомственных Министерству образования и науки Хабаровского края. Это институт развития профессионального образования. С 2020 года работал уже первым проректором института развития образования в целом Хабаровского края, и с начала 2022-го возглавил его, став ректором. 

В 2020 году я защитил кандидатскую диссертацию по историческим наукам, и тема её как раз была связана с историей создания и развития Еврейской автономной области: с 1928 года, когда переехали сюда первые переселенцы, и практически до нашего времени. Поэтому, даже живя в Хабаровске, с областью я никогда не терял связь, всегда видел все те процессы, которые есть. Но в Хабаровске получил опыт, важный для развития отраслей, которые я сейчас курирую.


Евгений Гузман. Фото: ИА ЕАОMedia

 — Когда в конце прошлого года Вам поступило предложение от Марии Фёдоровны занять пост и.о. зампреда в правительстве ЕАО, долго раздумывали — идти или нет?

— Вообще, тогда я получил сразу несколько кадровых предложений: возглавить один из самых ресурсных (в плане финансов и амбиций) объектов в системе образования страны; и второе предложение, тоже достаточно значимое, поступило от одной из крупных федеральных структур и было связано с развитием образования, корпоративной культуры.

Выбор практически уже был сделан, и здесь — всеобщее ликование и радость. Мы увидели по телевизору встречу Владимира Владимировича Путина с Марией Федоровной Костюк. Уже через несколько дней у нас состоялся первый разговор. Я, на самом деле, был приятно удивлен вниманием нового руководителя региона к моей персоне.

Таких разговоров состоялось несколько. Где-то на третьей встрече я дал свое согласие, поскольку увидел в Марии Федоровне лидера, увидел перспективы для реализации тех возможностей, которые есть в ЕАО. А здесь они безграничны.

Есть с кем и над чем работать, есть амбиции в части достижения тех целей, которые передо мной и нашей командой поставила врио губернатора: стать уже к 2027−2028 году лучшими по условиям образования на Дальнем Востоке. Эта цель очень амбициозная, но она достижима. Это действительно вызов, но мы знаем, как это сделать, и последовательно к этому идем. 

По прошествии двух месяцев работы могу сказать, что получается даже чуть больше, чем намечалось. Тем более, что есть поддержка, системное внимание и продвижение. Нам есть чему учиться у Марии Фёдоровны и есть что привнести в систему образования, культуры и спорта, которую я курирую сейчас в нашей области.

— Как уже было сказано, среди курируемых Вами направлений — сфера образования. Когда Вы только заняли пост, и Вы, и Мария Фёдоровна практически сразу заявили о грядущих преобразованиях. О чём именно идет речь — что ждет сферу образования ЕАО?

— Во-первых, мы не говорим о каких-то кардинальных преобразованиях. Не будет никаких революций. Есть очень поступательное, плавное, выверенное движение вперед к достижению целей. Разумеется, сделать это невозможно, не преодолев какие-то трудности, барьеры (новые задачи всегда вызывают сложности). Тем не менее все, что касается приоритетов — главным образом это запросы от населения. Мы работаем для людей, и это не просто лозунг. Потому что система образования — это как раз про людей, про отношения, про будущее области.

В первую очередь сейчас речь идет о состоянии объектов образования, где должны быть созданы новые качественные условия. У нас есть несколько вопросов, которые мы сейчас решаем. Они очень сложные, копились годами. Это и состояние объектов образования, и их оснащённость, современность. 

Есть новые объекты, которые нам необходимы. Это 10-я школа в Биробиджане и школа в Облучье. Обе были заведены по механизму концессии, и мы сейчас очень скрупулезно решаем все проблемы на профессиональном уровне: и с федеральными структурами, и с правоохранительными органами. Есть определенные вопросы, которые не решить, к сожалению, в один миг. Но стратегия принята, врио губернатора получила поддержку в этих вопросах, а мы сейчас эту поддержку должны конвертировать в реальные действия, чтобы население увидело положительный результат.

В рамках развития инфраструктуры у нас есть президентская программа капитальных ремонтов школ и дошкольных образовательных организаций. Тема номер один — до 2030 года должны быть отремонтированы все 100% таких учреждений. Получается, что мы ежегодно должны входить в программу капремонтов не менее чем с 9−10 объектами. И если в прошлом году у нас в программу вошло шесть объектов, то в этом — уже 10. 

— Хочется отдельно остановиться на капитальном ремонте школ. В некоторых уже идут работы. Я знаю, что были проблемы по срокам исполнения контрактов. Усилен ли контроль за работами, удалось ли решить возникшие проблемы?

— Специфика нашей области в том, что практически во всех сферах не хватает кадров, в том числе в строительной отрасли. Количество компаний, которые в ней работают, довольно ограниченное. При этом объектов становится все больше и больше, есть среди них удаленные. В этой связи у нас возникли вопросы по переходящим объектам. Безусловно, у нас все согласовано с Министерством просвещения. Но люди уже устали ждать и хотят вернуться в обновленные школы.

Помимо нехватки строителей, сложность прошлого года заключалась еще и в том, что очень поздно были проведены конкурсные процедуры. Невозможно заключить прямой контракт, есть закон о закупках, и мы должны пройти все положенные процедуры. В текущем году практически по всем объектам они прошли гораздо раньше. Это значит, что раньше мы начинаем и капремонты. Поэтому есть все шансы вписаться в график, чтобы вновь не появились переходящие объекты.

Имеющиеся проблемы поступательно решаются. С декабря мы кратно увеличили количество рабочих на объектах. Уже введены две школы — в Теплозёрске и Облучье. Сейчас выходим на финишную прямую по сдаче объектов в Двуречье и Известковом. 

На ремонтируемых объектах, перешедших с 2024 года, теперь еженедельный жесткий контроль, фотофиксация. Все мои выходные проходят там. Есть госконтракты, которые продлевать никто не будет. Риски несёт сам подрядчик. Любой день простоя — это очень большие финансовые потери для организации. Дальше могут подключиться правоохранительные органы, чтобы дать правовую оценку ситуации.

Также на сегодняшний день принято решение о том, что часть предметов дети пока будут изучать в дистанционном режиме. Подход нашей обновлённой команды — не допустить каких-либо отклонений от учебных программ и снижения качества образования. Ребята должны изучать все дисциплины, вне зависимости от того, где они получают образовательные услуги. Идет капитальный ремонт, это действительно создает неудобства, однако нужно понимать, что они временные.

Сегодня жители Биробиджана видят, как меняется лицей №23, где идет капитальный ремонт. В зимний период была демонтирована крыша. Это именно тот сезонный вид работы, который необходимо было сделать. Кроме того, проведен демонтаж полностью всех перегородок и того, что есть на третьем и четвертом этажах, уже проводится электрика. Работы идут согласно проекту и дорожной карте. Поскольку контракт был разыгран чуть раньше, Мария Фёдоровна поставила задачу — завершить ремонтные работы в лицее к новому учебному году. Пока задержек нет, поскольку и мэр, и председатель правительства, и я по очереди контролируем эту историю, я на прямой связи со всеми подрядчиками практически в круглосуточном режиме.

Если посмотреть объекты в Теплоозёрске и Облучье, то там можно увидеть ещё и авторский подход. Например, в проекте не было оформления рекреации стен. То есть сами педагоги и родители вышли за две недели до открытия, всё разлиновали, раскрасили. Подрядчик предоставил им хорошую качественную краску. В итоге получился действительно общественно-государственный социальный проект. 

Общаясь сегодня с педагогами, и опытными, и начинающими, я вижу, что у всех горят глаза. В отремонтированных школах — новые стены, коммуникации, парты и стулья, новые учебники. Дети, как и учителя, по-настоящему счастливы. Все хотят, чтобы школа была по-домашнему уютной, и каждый стремится внести частичку своей пользы в общее дело. Только так удастся сохранить то, что создано непосильным трудом строителей, педагогов, детей и их родителей. Если мы создаем такой эпицентр творчества, очаг развивающей образовательной и культурной среды — это здорово. Практически в каждой школе есть спортивный, актовый залы, столовая, и эти пространства можно использовать для семейных, сельских активностей, что, в принципе, уже и делается.

— Помимо проведения капремонта, поставлена руководством области и еще одна важная задача — повышение качества образования в регионе. Что делается в этом направлении?

— Мы создаем условия, чтобы повысить качество образования и конкурентоспособность наших детей при поступлении в колледжи, техникумы и высшие учебные заведения.

Наш университет, к слову, показывает очень высокий уровень. ПГУ им. Шолом-Алейхема по отношению к самому себе прирос очень значительно. Госпрограмма поддержки университетов "Приоритет-2030" дала возможности в смене парадигмы мышления управленческой команды, профессорско-преподавательского состава. Созданы уникальные для России научные лаборатории, есть уникальные индустриальные заказчики. Сегодня это многопрофильный университет, в том числе педагогической направленности как основной, и вокруг — ряд других специальностей, в которых есть потребность. 

Наша задача — профориентировать детей. Все условия для получения качественного образования здесь есть. Я приехал из Хабаровска и знаю, какие там условия на уровне высшего образования. Хочу сказать, что наш вуз, даже по отношению к крупным университетам, является очень хорошим конкурентом: в плане условий, в плане того, что он небольшой, всё на виду, есть очень хорошее общежитие (некоторые гостиницы уступают ему по уровню комфорта), отличный спектр программ. На днях у нас состоялась защита в Москве, и Мария Фёдоровна тоже там была. Надеемся, что программа "Приоритет-2030" в ЕАО будет продолжена.

В нашем регионе хорошая система среднего профессионального образования. Есть уникальные направления, есть план по развитию колледжа креативных индустрий на базе колледжа культуры и искусств со стороны базовых специальностей. Планируется усиление сельскохозяйственного профиля в Ленинском. Будет полностью переформатирована работа многопрофильных лицеев в Амурзете и Облучье. Они должны быть ориентированы на индустриальных партнёров, а не выпускать специалистов просто в никуда (хотя они и сейчас тоже востребованы). Так, например, в Амурзете заказчик кадров и тот, с кем связана вся практика — это "Дальграфит". Всё, что касается железной дороги, ГОКа и Теплоозёрского цементного завода — это Облучье. 

Если говорить о главном показателе качества общего образования, то это результаты ОГЭ и ЕГЭ. Особенно по таким предметам, как математика, физика, химия, биология. Это технологический суверенитет и те направления инвестпроектов, которые сегодня есть на территории области. 

Я с удивлением узнал, что для молодых сотрудников уровень оплаты труда, предлагаемый на том же "Дальграфите" — от 90 тысяч рублей, с предоставлением проживания, социального блока и всего остального. На, допустим, Кимкано-Сутарском ГОКе сегодня потребность 200−300 специалистов с высшим и средним образованием. Начинается зарплата от 70-ти тысяч рублей. В целом, средняя зарплата на крупных предприятиях — примерно от 100 тысяч рублей. Это достаточно неплохие стартовые условия, я считаю, с учетом социального обеспечения и тех стандартов корпоративной культуры, которые есть сегодня.

Подобных предприятий, на самом деле, много. Поэтому нам важно и профориентировать, и создавать систему профильных классов, чтобы продвигать эту историю. Но только через учителей. Необходимо, чтобы у нас было достаточное количество педагогов, и уровень их подготовки был высокий. Главная задача при таком комплексном подходе — чтобы дети продолжали здесь учиться, оставались жить, работать и создавать семьи в Еврейской автономной области.

— Недавно Вы опубликовали пост о введении регионального компонента в школах ЕАО. Как именно планируется реализовывать идею?

— На профессиональном языке это называется региональное содержание образования, которое включает в себя изучение особенностей, уникальностей той территории, на которой мы находимся.

Российская Федерация — это уникальное государство, где есть разные народы, народности, разные территориальные образования. И Еврейская автономная область — тоже уникальный субъект, потому что она единственная по Конституции именно автономная область. Поэтому вряд ли кто-то может опровергнуть тот факт, что мы должны знать исторические вехи, традиции нашей области и гордиться своей территорией.

Мы говорим об изучении культуры, истории, литературы, географии. Это курсы внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы. И это малая часть того спектра, над чем мы работаем. Лишь один из сегментов посвящён, в том числе, истории создания и развития ЕАО. Повторюсь — один из. Сегодня этого касаются только две-три программы из примерно 200, что у нас реализуются в рамках курсов внеурочной деятельности. 

Данные курсы — это 10 часов, которые, как и основные дисциплины, тоже являются обязательными. Но состав их выбирается школой совместно с родительским комитетом и по интересам детей. Например, у нас есть такие профильные классы или школы, где изучаются дополнительно математика, занимательная физика, анатомия (для поступления в медицинский колледж или медуниверситет). 

То есть никаких обязательных историй нет и не будет абсолютно. Это выбор и автономия школы. Наша задача на региональном уровне — сделать исчерпывающий состав этих курсов, чтобы был верифицированный контент, учитель был оснащен методически, чтобы было понятное содержание, которое сможет увлекать и развивать детей, помогать им становиться более конкурентными, решать социальные вопросы.

— Евгений Витальевич, скажите, есть ли у нас в области необходимая литература, чтобы внедрить региональный компонент?

— Сегодня у нас есть все базовые условия, чтобы с 1 сентября вести курсы внеурочной деятельности на профессиональном уровне. Есть учебные пособия, разработанные на базе ПГУ имени Шолом-Алейхема большим коллективом авторов, в состав которых входят и представители ИКАРПа. Есть Институт развития образования, который тоже этим занимался, и сегодня данные материалы просто надо собрать. Также у нас созданы рабочие группы, есть специалисты, ученые, есть архивы. В течение года мы этой историей будем планомерно заниматься.

При этом нужно понимать, что к любому учебнику, учебному пособию необходимы программа, дидактические единицы (рабочие тетради, задания к ним и т.д). Потом надо повысить квалификацию учителей, научить преподавать, чтобы они тоже знали этот предмет. И дальше выходить уже в школы, которые выбрали для себя эти курсы.

— Последний мой вопрос связан с проблемой дефицита кадров. Она актуальна, пожалуй, для большинства сфер нашей жизни. Тем не менее хочется узнать, как она решается в сфере образования, где нехватка специалистов, особенно молодых, ощущается очень остро?

— Вы знаете, у нас довлеет стереотипное мышление. Есть действительно устойчивое мнение о том, что не хватает педагогов, особенно высокоуровневых. По количеству молодых учителей — тоже стереотип, что "молодёжь не идёт".

Если говорить о зарплате, то на данный момент у учителей-предметников она выходит на уровень средней по региону. Однако на сегодня стоит задача разработки новой системы плата труда: уход от подушевого финансирования к окладному. В свою очередь, оклады должны быть все-таки равновесными поставленной перед нами задаче — создать лучшие на Дальнем Востоке условия образования. Поэтому сейчас нам, конечно, нужно разобраться с вопросом оплаты труда, чтобы работа педагога была не только хорошо оплачиваемой, но и престижной в широком смысле этого слова. 

Я пообщался с выпускниками ПГУ им. Шолом-Алейхема, которые получают педагогическую специальность, и технологического техникума, где готовят музработников для детсадов и начальной школы. Сидят человек 50 передо мной (и заочники, и очники), кто-то уже сейчас работает. Я сразу задаю вопрос в аудитории: поднимите, пожалуйста, руки, кто планирует пойти работать в систему образования. В целом, подняли руки практически все, подавляющее большинство, и это меня очень вдохновило.

В то же время, наша задача — создать такие условия для молодого специалиста, который хочет прийти в систему — чтобы он вырос, чтобы у него был наставник. Необходимы начальные условия, которые ему позволят наработать опыт, стаж, авторитет, и он сможет стать членом большой педагогической семьи в Еврейской автономной области. Поэтому мы хотим сделать такую корпорацию, организационную культуру, когда молодые специалисты будут желанны в коллективе. 

Почему необходимо уделить этому особое внимание? Потому что иногда, когда приходит молодой специалист, начинаются какие-то вопросы с точки зрения распределения часов, "особых важных" поручений от старших коллег, восприятия детьми. И здесь необходимо сопровождение опытным наставником, прямо "за руку". Это нормально, так в любой организации. А школы — это очень непростая структура и очень сложная работа. Педагогам не рождаются, а становятся. Есть, конечно, предрасположенность, но профессионалами именно становятся. Поэтому у нас есть ассоциация "Пеликанов", это лидеры образования. Сегодня также формируется Ассоциация молодых педагогов. Есть специальные курсы повышения квалификации. 

Кроме того, нам надо решить вопрос с целевыми договорами и стипендиями. Потому что подобная практика есть по субъектам, даже внутри нашей области, допустим, в медицинской сфере. Сейчас по поручению руководителя области аналогичная система разрабатывается и в образовании, и это тоже будет сделано. Надо создавать педагогические классы, профориентировать детей. Сегодня, к сожалению, профильных педагогических классов у нас минимальное количество в городе и районах. Мы приняли решение, что с 1 сентября в каждом районе ЕАО будет не менее двух таких классов и педагогических групп. Будем ориентировать на это 10−11 классы и повышать престиж профессии. Надеюсь, что люди придут. 

Но есть и обратная история, когда всё-таки имеется предрасположенность. Я посетил группу переподготовки на педагогические специальности в институте развития образования. Люди разносторонние, интересные, пришли туда из разных сфер. Была среди них и высококвалифицированный инженер РЖД. Я спросил у неё — почему решила сменить профессию? "Я всю жизнь мечтала работать с детьми, меня все отговаривали. А сегодня мне 47 лет и я пришла в дошкольную образовательную организацию, потому что это мое", — ответила женщина.

Тем не менее многие говорят, что днем с огнем специалистов не сыщешь. Однако вот ещё одна конкретная история. К нам сейчас переезжает учитель иностранного языка — из Татарстана в Биробиджан! Мы кинули клич — где есть вакансия. А оказалось, что вакансий не так и много, чтобы предложить работу уважаемому коллеге, очень высококвалифицированному, с тремя высшими образованиями. Поэтому сейчас мы создали специальный телеграм-канал (12+), чтобы просто рассказывать, кто и в какой школе требуется, и регулярно публикуем информацию. 

Для привлечения специалистов реализуется в нашей области и федеральная программа поддержки "Земский учитель". По её условиям, педагог должен отработать в сельской школе 5 лет, при этом он получает выплату в 2 млн рублей и обеспечивается жильем. Я езжу по школам области, там есть действительно уникальные учителя, очень квалифицированные. Некоторые переехали сюда из центральных субъектов. В этом году таких педагогов у нас три, но уже на следующий год мы попросили увеличить квоту, чтобы у нас было уже девять земских учителей. Мария Фёдоровна согласовала инициативу.

Помимо этого, среди приоритетных задач — не только сохранить существующий педагогический коллектив, но и приумножить его, в том числе с точки зрения компетенций. У нас появится новая программа по повышению квалификации в Институте развития образования. Он будет очень крутой — этот институт, через год вы его не узнаете. Он и так крутой, но сейчас мы его трансформируем так, как это необходимо для того, чтобы работать по стандартам опережающими темпами.

К сожалению, ни у кого нет волшебной палочки, чтобы в один миг решить все вопросы сфере образования. Да, не все так быстро. Образование — это очень инертная, консервативная система. Но мы настроены работать. Есть начальник профильного департамента, все руководители, в целом есть огромное желание сделать жизнь в нашей области лучше.

— Евгений Витальевич, спасибо за интересную беседу и успехов в делах!

Смотрите полную версию на сайте >>>

Канал EAOMedia в Telegram. Быстрые, свежие и разные новости

ИА EAOMedia в ВКонтакте. Подписаться