16 ноября 2012. Израильскую лепешку, инновационный продукт, который изготовляет индивидуальный предприниматель из Еврейской автономной области Руслан Кривенко, высоко ценят в Сибири, на Урале, в центре России и за рубежом. Однако у себя дома она не так популярна. Руслан Кривенко объясняет это консервативностью биробиджанцев. Он намерен расширять ассортимент и оптимизировать производство, открыв завод по переработке зерна. Теперь предпринимателю даже не верится, что, переехав из Израиля в Россию, он собирался заниматься производством кирпича. Об этом он рассказал в интервью корр. РИА ЕАОmedia.
– Что представляет из себя ваше предприятие, сколько у вас рабочих мест?
– В ЕАО предприятие небольшое, 10 рабочих мест.
– Предприятие называется "Израильская лепешка". Технология завезена из Израиля?
– Да, и технологию, и оборудование мы завезли из Израиля. Дело в том, что сначала мы жили в Израиле, а потом перебрались с семьей в Россию. И моя дочка здесь, кроме этих лепешек, почти ничего не ела. Бабушка слала нам их из Израиля посылками. Тогда я и подумал: а нельзя ли производить такие же лепешки здесь? Я связался с Израилем, мне очень помог наш раввин Мордехай, он вел переговоры. Пять лет назад мы привезли в Биробиджан первый аппарат. И сразу начали производить и распространять нашу продукцию не только в ЕАО, но и по всей России и за ее пределами.
Я договорился с людьми в Казахстане, на Украине, в Польше. В России мы работаем в Оренбурге, в Томске, Сургуте, Улан-Удэ, Сочи, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Архангельске и других городах. Там, на месте, они производят аналогичные товары – около 50-ти наименований: лепешки с разными вкусами, хлебцы, кукурузные палочки, планируем запустить в производство сухие завтраки. Кстати, в самом Израиле существует только три вида лепешек. Мы предоставляем нашим партнерам сырье, технологию и упаковку, а они уже сами производят и реализуют продукцию.
Надо сказать, что я даже и не ожидал такого, когда только начинал свой бизнес. Когда я ехал из Израиля, собирался производить кирпич, даже начал строить кирпичный завод. Но оказалось, что новое производство куда выгоднее, потому что рынок еще не освоенный. В России никто не изготавливал аналогичного продукта.
Израильскую лепешку из ЕАО в центральной России и за рубежом ценят больше, чем дома . Автор: Руслан Кривенко
– А какая часть всего этого продается в ЕАО?
– В ЕАО как раз продается очень мало. Наш основной рынок – Приморье, Амурская область, Хабаровский край, Чита. Наш город очень консервативен. В магазинах проблема с полками. Товар у нас объемный и хрупкий, хранить его тяжело, трудно выкладывать, магазины отказываются брать. Раньше у нас была точка сбыта в центре Биробиджана, а сейчас мы поставляем продукцию только в один из больших супермаркетов – с хабаровчанами у нас есть договор.
доли продаж "Израильской лепешки" в городах Дальнего Востока. Автор: РИА ЕАОmedia
– На ярмарке в Харбине в 2009 году вашу продукцию высоко оценили, и китайская сторона предлагала открыть совместное предприятие. Вышло ли что-то из этих планов?
– Нет, не вышло. Они очень интересовались нашей технологией, но дело не столько в оборудовании, сколько в сырье.
– А из чего изготавливается израильская лепешка, если не секрет?
– Не секрет. Рецепт простой – в ней нет ничего, кроме зерна. Нет в рецептуре ни дрожжей, ни масла, ни собственно теста – только зерно особых сортов.
– А участвовали ли вы в каких-нибудь выставках, ярмарках за последний год?
– Да, конечно. Мы очень много ездим по России. Везде, где работают наши партнеры, – мы были. И в Сочи, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и на Урале, и в Сибири побывали наши представители. Мы специально приобрели автомобиль, и наши работники уезжали на три месяца, на полгода – работали именно с выставками и ярмарками. Есть у нас и награды. Но наша цель – не медали и дипломы, а признание потребителя и расширение рынка. На западе люди пресытились химией, и готовы переплачивать за натуральный продукт, поэтому на выставках мы имеем успех.
– Каковы ваши ближайшие планы?
– Мы собираемся запустить в области завод по переработке зерна, чтобы не завозить его, а производить на месте. Сейчас привозное сырье – это серьезная проблема. Завозим мы его из Владивостока. Для этого нужно ехать туда, искать декларанта, платить таможенные сборы, ведь один из сортов зерна мы везем из-за границы. А когда откроется завод, завозить из-за границы ничего не придется.
– Вы будете закупать сырье в ЕАО?
– Нет, местное зерно не подходит. Наши ближайшие поставщики в Алтайском крае, пшеницу твердых сортов мы покупаем в Казахстане. Завод позволит нам покупать именно зерно, а не переработанную продукцию. Это дешевле. Кроме того, на заводе мы собираемся производить и каши быстрого приготовления, и другие продукты. Думаю, что в следующем году мы завод откроем – мы уже приобрели помещение, сделали необходимый ремонт, осталось только завести оборудование.
– Получаете ли вы государственную поддержку как предприятие, выпускающее инновационную продукцию?
– Пока не получали. Когда мы за поддержкой обратились, нам объяснили, что ее могут получить ООО, просуществовавшие не менее года. Мы тоже открыли ООО. Год скоро пройдет – тогда и посмотрим. Но когда мы только открылись, нам предоставили место на выставке в Хабаровске, скидку. Правда, на западе наши партнеры получают гранты.