Пассажироперевозки в ЕАО будет контролировать навигационно-информационный центр

Сейчас рассматривается возможность заключения соглашения и создания регионально-частного партнерства с одним из предприятий Хабаровского края
Дороги-убийцы

24 января 2013. Для обеспечения безопасности и дисциплинированности пассажирских перевозок в ЕАО будет создан региональный навигационно-информационный центр. Сейчас рассматривает возможность заключения соглашения и создания регионально-частного партнерства с одним из предприятий Хабаровского края. Это расположенное в Хабаровске ООО "Региональный центр информации космических услуг". Об этом рассказал в своей статье корреспондент "Биробиджанской звезды" Алексей Зливко. 

С начала 2013 года этот вопрос находится на контроле государства. Приведение к "общему знаменателю" всех частных пассажироперевозчиков в Еврейской автономии назрело уже давно. Не первый год обсуждался вопрос о создании хотя бы городского диспетчерского центра, который контролировал бы движение маршрутных автобусов на линии и не давал им своевольничать. Мухлеж с маршрутами, автобусные гонки "за рублем" стали сейчас почти нормой среди водителей, и без контроля их не изжить.

С января этого года вступили в силу нормативные документы, согласно которым все маршрутные транспортные средства, перевозящие пассажиров или опасные грузы, должны быть оборудованы навигационной системой ГЛОНАСС - GPS. Сейчас почти на всех частных автобусах и машинах Биробиджанского автотранспортного предприятия установлены такие GPS-передатчики, которые позволяют через систему спутникового наблюдения отследить координаты автобуса в городе - где он находится, по какому маршруту движется, соблюдает ли график движения.

Наличие в автобусе ГЛОНАСС-оборудования стало одним из непременных условий для получения лицензии на пассажироперевозки. Без соответствующей электронной "начинки" транспорта лицензию просто не дадут. Сейчас Ространснадзор вводит в Кодекс РФ об административных правонарушениях статью "О неработоспособности или отсутствии навигационного оборудования", за несоблюдение которой автобусных перевозчиков будут штрафовать.

Однако из-за несвоевременности принятия законов и проволочек с разработкой нормативно-правовых документов сложилась парадоксальная, в чем-то типично российская ситуация: всех автоперевозчиков заставили установить у себя навигационное оборудование, а контроля посредством его почти и нет. Сейчас диспетчерская GPS-система действует только в городском автотранспортном предприятии, более-менее отслеживают работу через компьютер и спутник только муниципальные автобусы. Частные же автоперевозчики в этом деле никак не желают кооперироваться. Кто-то из них поставил сервер и пару компьютеров у себя, осуществляя свой собственный контроль за автобусами. Но что значит контролировать самого себя? Почти ничего, ни о какой объективности и отчете перед контролирующими органами речи быть не может.

Не первый год обсуждаемый вопрос об объединении частников на базе ПАТП для создания единого диспетчерского центра разбивался об их нежелание вкладывать в это дело деньги - это ведь сложное оборудование, работа людей, которым нужно платить зарплату, обслуживание электроники, обновление программного обеспечения... А отдачи от этого никто не видел.

Как пояснил начальник областного управления транспортного дорожного надзора по ЕАО Георгий Леонов, получается, что частные автоперевозчики оттягивали момент создания центра до последнего, ожидая, когда в этом плане активизируется государство. С начала этого года на уровне правительства России инициирован вопрос о создании во многих субъектах страны региональных навигационно-информационных центров для обеспечения безопасности перевозок.

Такие проекты кое-где уже отработаны как пилотные. Например, Курская область уже несколько лет успешно пользуется спутниковой системой ГЛОНАСС для контроля за маршрутными автобусами и грузоперевозками, и эта система показала себя как эффективная и удобная. В соседнем с нами Хабаровске контроль за пассажирским автобусным транспортом уже поставлен на "спутниковые" рельсы.

18 января состоялась видеоконференция глав некоторых регионов с премьер-министром Дмитрием Медведевым, на которой в числе прочего было уделено много внимания вопросу создания РНИЦ в Еврейской автономии. Это должно быть мощное технологичное предприятие, которое обеспечило бы качественный спутниковый навигационный контроль за всеми пассажироперевозками в регионе. Естественно, таких мощностей в ЕАО нет, а для их создания нет средств.

- В связи с этим администрация ЕАО сейчас рассматривает возможность заключения соглашения и создания регионально-частного партнерства с одним из предприятий Хабаровского края, - поясняет Георгий Леонов. - Это расположенное в Хабаровске ООО "Региональный центр информации космических услуг". Эта хорошо зарекомендовавшая себя организация действует уже несколько лет, ее услугами для связи пользуются МЧС, силовые структуры и, конечно, хабаровские транспортники. Автономия рассчитывает заключить с ними договор на обслуживание и нашего региона, на включение его в навигационную сеть.

На деле система должна быть такова - в регионах создаются свои центры, которые занимаются контролем, сбором и анализом всей поступающей информации, связанной с автодорогами и передвижением по ним автотранспорта, в частности автобусного и перевозящего опасные грузы. Далее вся информация стекается в краевые центры, где уже потом передается в единый информационный центр Ространснадзора.

Для чего все это нужно? В первую очередь для оперативности при оказании помощи на дорогах и реагирования на чрезвычайные ситуации. Сломался ли автобус или случилось ДТП - вся информация будет тут же отражаться на диспетчерских мониторах, а значит, без потери времени можно оказать помощь. Быстрота отслеживания позволит эффективнее управлять системой пассажироперевозок - корректировать маршруты, что очень удобно в городах с большим транспортным потоком, вовремя добавлять или убавлять количество автобусов в часы пик, отслеживать нарушения и неполадки на маршрутах. Вплоть до того, что интеграция пассажирской диспетчерской службы в Интернет позволит жителям города узнавать через Сеть, в какое время нужный автобус подойдет к остановке, и выйти к нему вовремя, чтобы зря не стоять, боясь не успеть.

Сейчас на многих маршрутных частных автобусах оборудование ГЛОНАСС-GPS почти мертвый груз, как дань разрешению на право пассажироперевозок. Но можно надеяться, что в ближайшем будущем создание в ЕАО регионального навигационного центра позволит начать действительно эффективно управлять пассажироперевозками в Биробиджане и области - без опозданий, отмены рейсов, проволочек и водительских нарушений.

Ранее РИА ЕАОmedia сообщало, что губернатор Александр Винников провел совещание с заместителями, руководителями ряда управлений и комитетов правительства области и некоторых областных структур. По мнению Александра Винникова, чтобы эта система заработала, уже в будущем году надо создавать региональный навигационно-информационный центр. Перевозчиков, которые не оснастили транспорт аппаратурой ГЛОНАСС, следует штрафовать, предлагают Ространснадзор и Минтранс. в ноябре все шесть школьных автобусов в Смидовичском районе оснастили системами спутниковой навигации ГЛОНАСС. Отныне дорога к месту обучения для 386 школьников из разных уголков района стала более безопасной. Помимо этого, в соответствии с требованиями безопасности движения, школьные автобусы будут дополнительно оснащены автомобильными тахографами. В автотранспортном предприятии МУАП "Октябрьское" полностью завершили установку  на автобусы специальных устройств, контролирующих их  передвижение по маршруту. Автобусы Биробиджана оснащены системой спутникового наблюдения. Однако без создания единой системы диспетчерского контроля автоперевозок толку от этого мало - проблема тотального контроля за состоянием городского автобусного парка и соблюдением маршрутного расписания по-прежнему не решена.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость