Наталья Матиенко: Местная власть в ЕАО должна быть максимально приближена к народу

Председатель Общественной Палаты ЕАО о реформе местного самоуправления

28 декабря 2013. Председатель Общественной Палаты ЕАО Наталья Матиенко считает, что власть должна быть максимально открытой и приближенной ко всем жителям, она должна предоставлять качественные и своевременные муниципальные услуги. В интервью корреспонденту газеты "Биробиджанская звезда" Виктору Черненко она рассказала о своем участии в слушании Послания Президента РФ Федеральному Собранию и предложениях главы государства, касающихся реформы местного самоуправления, сообщает ИА ЕАОmedia.    

"- В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца собралось более тысячи участников – члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, главы регионов России, общественные деятели. Спектр аудитории был очень широкий – фактически высший управленческий и политический уровень Российской Федерации, - сообщила Наталья Матиенко. - Для меня и Общественной палаты Еврейской автономной области это было впервые, участвовать  в столь важном собрании  почетно и ответственно. Сразу после Послания я обсудила с Александром Ароновичем, чем наша Общественная палата может быть полезна для реализации идей Президента России. Мне удалось поговорить и с Николаем Михайловичем Волковым - они с Винниковым рядышком сидели, выходили из зала вместе, и мы несколько моментов успели обсудить. 

- Что вам запомнилось из того, что сказал Президент России?

- Свое Послание Владимир Владимирович начал с вопросов реформы местного самоуправления, то есть остановился на самой болевой точке нашего общества. Ведь при всех тех изменениях, реформах, которые на протяжении последних лет постоянно сопровождают развитие местного самоуправления, эффективности здесь, по большому счету, мы так и не достигли. И реакция зала на этот посыл была очень хорошая – аплодисменты. Все понимают, что с местным самоуправлением нам сегодня надо что-то делать.

- Извечный русский вопрос – от царских времен до нашего периода… 

- И он отнюдь не риторический. Президент в своем обращении настроил политическую элиту на то, что местная власть должна быть на том уровне и в таком виде, чтобы каждый человек мог дотянуться до нее рукой. Власть должна быть максимально открытой и приближенной ко всем жителям, она должна предоставлять качественные и своевременные муниципальные услуги. Я – руководитель "Муниципальной академии" с 15-летним стажем, и о муниципальной реформе ЕАО знаю не понаслышке. Отсчет ведется с первого референдума, который прошел в 1997 году: быть или не быть в Еврейской автономной области местному самоуправлению. "Муниципальная академия" через проявление гражданских инициатив немало сделала для того, чтобы у нас устоялись свои, какие-то особые формы этого местного самоуправления. Кстати, Владимир Владимирович в своем обращении сказал, что в 2014 году исполнится 150 лет Земской реформе Петра Столыпина. В истории России это был яркий пример формирования на уровне провинции эффективных структур власти.

- В последнее время звучит немало критики в адрес местного самоуправления… 

- Действительно, проблем здесь хватает. В частности, полномочия, которые передаются на уровень местного самоуправления, не всегда подкреплены финансово, отчего изначально идея начинает буксовать.

- Полномочия есть, а денег нет?

- Вот именно. Поэтому у меня, как у руководителя Общественной палаты ЕАО и "Муниципальной академии", после услышанного в Москве возникло несколько конкретных предложений по развитию местного самоуправления в ЕАО. Да, у нас есть соответствующий федеральный закон (№ 131), но он говорит лишь об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Субъекту дается право регулировать эти правоотношения на своем уровне. Но опыт показывает, что на муниципальном уровне (в отличие от регионального) организовать эти процессы проще, потому что количество населения меньше, люди знают друг друга, живут рядом. Они реально понимают, что выбранный депутат – это их защитник, а через него можно реализовать свои инициативы. Особенно на селе это должно хорошо срабатывать. Но каждый понимает федеральный закон по-своему, толкований много, к тому же местное самоуправление страдает безденежьем. Дефицит областного бюджета реально влияет на местные бюджеты. Муниципалитетов, которые сегодня не дотационные и могут сами себе зарабатывать на жизнь, в ЕАО единицы. Потому что для этого должен быть нормально развит бизнес, надо, чтобы поступали реальные налоги. Должна быть определенная инфраструктура (дороги, сети и прочее). Другими словами, нужен комплекс условий, чтобы стабильно развивалась любая территориальная единица местного самоуправления. И мы реально видим, что Биробиджан – самодостаточное муниципальное образование, а как только мы шагнем в глубинку, видим другое. Что сегодня получают селяне от структур власти? Человек приходит в сельсовет, чтобы справку получить о составе семьи. Все – ему больше от власти взять нечего, он и брать не хочет, потому что там ему никто никогда ничего не даст, кроме крохи услуг. Кроме того, в ЕАО есть большой вопрос по территориальному делению. Вот, например, Птичнинское поселение. У Птичника довольно доходный бюджет (можно сказать, что это столица Биробиджанского района), но в Птичнинское поселение входят также Кирга и Раздольное. Как пенсионер, инвалид, многодетная мама может сегодня реализовать свое взаимодействие с органом местного самоуправления, если он где-то далеко? 

- Что делать, Наталья Владимировна?

- Нужно включать механизмы общественного участия в осуществлении местного самоуправления. Те же самые территориальные органы самоуправления (ТОСы). Я убеждена в том, что, объединив усилия некоммерческих организаций, мы можем сегодня предложить органам исполнительной власти, органам местного самоуправления внедрение методики ТОС на их территории. Те же Кирга и Раздольное - если создать там весомый орган территориального общественного самоуправления (поселковый комитет), то это, конечно, будет громадная помощь всем местным жителям. 

- Получается, сами селяне, чтобы улучшить свою жизнь, не соберутся, нужна инициатива сверху?

- Да, людям надо объяснить, в чем преимущество этого "инструмента". Как им пользоваться, каково будет участие селян в принятии властных решений, в деятельности их муниципального образования. Практика ТОСов в городе Биробиджане достаточно эффективная, но на область она пока не распространилась. Мы будем пытаться это сделать, потому что это очень перспективная форма осуществления местного самоуправления. Сегодня Общественная палата ЕАО может взять на себя эту программу. ТОСы в Биробиджане не за один день создались.  Нам приходилось быть и на собраниях, учить общественников, как себя вести при разговоре с властью, как писать письма, как выглядеть, как одеваться, как говорить по телефону. И приходилось убеждать представителей власти в том, что нам необходимо выстраивать механизм взаимодействия с населением. Ведь пока у органов власти нет главного – взаимодействия с населением. А о чем говорит пятая глава 131-го федерального закона? О механизмах и формах участия населения в осуществлении местного самоуправления. И закон "буксует" потому, что не обеспечены основные принципы этого. Как заметил в своем Послании Владимир Владимирович Путин, современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение".  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость