8 августа 2014. Увеличение налоговой нагрузки заставит малый и средний бизнес ЕАО увести в "тень" часть зарплат, ударит по конечному потребителю ростом цен и снизит конкурентоспособность производителей, что в итоге может привести к обратному эффекту – сокращению поступлений в региональный бюджет. Так считают член правления Организации предпринимателей по экономическому развитию ЕАО (ОПЭР ЕАО) Алексей Хомченко и научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН Светлана Аносова. Они прокомментировали обсуждаемые российским Правительством инициативы о введении налога с продаж и повышении НДС и НДФЛ, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.
Вопросы налоговой политики всегда необходимо рассматривать с двух точек зрения – и с позиции бюджета, и с позиции предпринимательского сообщества, говорит научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН Светлана Аносова.
С повышением налоговой нагрузки у бизнеса может просто не остаться средств для развития и совершенствования, считает член правления ОПЭР ЕАО Алексей Хомченко.
депутат городской Думы Биробиджана, член правления ОПЭР ЕАО
Автор фото: РИА ЕАОmedia
"Мы видим, что против России сегодня вводят санкции, в том числе экономические. Естественно, государству это надо как-то компенсировать, изыскивать внутренние резервы, источники, чтобы все эти последствия преодолеть, чтобы бюджет пополнялся.
Но любое повышение налогов сказывается на активности бизнеса. Те, кто могут, обязательно уйдут в тень, как это было, когда для самозанятых предпринимателей увеличили взносы в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Плюс часть налоговых издержек бизнес будет пытаться переложить на потребителей, то есть заложить в стоимость товаров и услуг. Однако все компенсировать не удастся, у нас в области и так внутренний спрос невелик. Поэтому я считаю, что последствия будут самыми серьезными.
У нас и так по сравнению с ведущими европейскими странами и США нагрузка на тот же фонд заработной платы, то есть страховые взносы, выше. Поэтому надо говорить, наоборот, о снижении или оптимизации. А если будет введен тот же налог с продаж, то только затраты на его администрирование могут быть больше или сопоставимы с тем доходом, которые получат субъекты.
И все это на фоне того, что естественным монополиям дают послабления. А малый и средний бизнес при этом страдают. Все издержки предпринимателю придется покрывать из своих доходов. А будут ли они достаточными, чтобы бизнес не просто существовал, а развивался и совершенствовался, большой вопрос".
Напомним, варианты повышения налоговой нагрузки правительство России обсуждает еще июля. Президент РФ поручил рассмотреть возможность введения со следующего года налога с продаж в размере 3%, а после 2018 года — повысить на два процентных пункта НДФЛ и НДС с 13 до 15% и с 18 до 20% соответственно. Обсуждается и другой вариант: НДС будет повышен до 20% уже в следующем году, зато от налога с продаж откажутся. Окончательных решений нет, но идет активное обсуждение, готовятся расчеты.
Минфин признал: в условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов — единственный способ сбалансировать бюджет. Министерство, например, уже объявило о возможном предоставлении регионам права вводить налог с продаж с 2015 года (3%, но обсуждается и ставка в 5%), о повышении налога на дивиденды для физических лиц с 9% до 13% и акциза на дорогие сигареты, о введении акциза на газ, поставляемый по "Голубому потоку" в Турцию.
Одна из ключевых мер — взимание взносов в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты с 2016 года. "Это даст нам примерно 200 млрд рублей", - заявил министр финансов Антон Силуанова. В 2017 году Минфин рассчитывает получить от НДС 5,3 трлн рублей, от НДФЛ — 3,4 трлн. Если бы ставки были на 2 процентных пункта выше, то при неизменности прочих условий (а они будут меняться) дополнительные поступления составили бы примерно 0,6 трлн и 0,5 трлн руб. соответственно.
Повышение НДФЛ поддержит регионы, у которых катастрофически растут дефициты из-за исполнения инаугурационных указов Владимира Путина. Это ключевой источник их доходов — 31% поступлений в 2013 году (2,5 трлн рублей). Налог с продаж в случае одобрения может принести регионам еще около 200 млрд рублей в год, оценивал Минфин.
Основная ставка НДС до 1 января 2004 г. была именно 20%. Это соответствует уровню косвенного налогообложения (налог с продаж или НДС) во многих развитых странах, в развивающихся она часто ниже (в Китае общая — 17%, в Индии — от 12,5 до 15% в различных штатах, данные EY). Почти во всех странах есть только один косвенный налог, а при одновременном увеличении НДС и введении налога с продаж Россия станет страной с одной из самых высоких нагрузок по косвенным налогам, считают некоторые эксперты.
По их мнению, повышение НДФЛ - непопулярная мера, а поскольку НДФЛ в странах-соседях ниже (в Белоруссии — 12%, в Казахстане — 10%), могут появиться и схемы оформления доходов на лиц из этих стран, указывает Щекин. Доходы от НДС также будут меньше планируемых — из-за схем дробления бизнеса с переходом на упрощенную систему налогообложения.
По мнению замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, введение налога с продаж может разогнать инфляцию в РФ примерно на один процентный пункт. ЦБ предварительно оценивает этот вклад в 1,5 процентных пункта.
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин напоминает, что СССР в 1991 году и РФ в 1998 году уже вводили налог с продаж, но оба раза он был отменен. В последний раз на это повлияло, в том числе и решение Конституционного суда, указавшего, что этот налог нельзя взымать при продажах товаров индивидуальным предпринимателям. Это, по словам, Трунина создавало серьезные трудности для администрирования налога.
В отличие от НДС налог с продаж берется только на стадии конечного потребления, то есть розничной продажи, следовательно, налоговым органам придется перестраивать свою работу с тем, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек. В итоге возрастают потенциальные возможности уклонения от налогообложения, считает Трунин.
"Возникнут издержки, связанные с необходимостью администрировать два налога вместо одного. В результате административные издержки будет нести не только бизнес, для которого усложняется отчетность, но и государственный сектор, на который ложится дополнительная нагрузка администрирования двух налогов", - полагает Илья Трунин.
Напомним, медиахолдинг PrimaMedia отключил комментирование новостей на своих сайтах, и ограничение коснулось также ИА ЕАОmedia. Пользователи могут оставлять свое мнение о новостях информагентства (в том числе и об этой новости) в группах EAOmedia в Однокласниках, в Фейсбуке и ВКонтакте.
научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН
Автор фото: из личного архива
"С одной стороны - с позиции бюджета, НДС и НДФЛ являются стабильными источниками и их повышение, несомненно, приведет к пополнению доходной части федерального и регионального бюджетов. Однако рост НДС может привести к дроблению некоторых компаний с последующим переходом на упрощенную систему налогообложения, а, соответственно, доходы от НДС могут оказаться меньше ожидаемых.
Увеличение НДФЛ может стать фактором дальнейшего перевода в "тень" часть зарплат, что также снизит планируемые поступления в региональный бюджет. Очевидно, что в современной экономической ситуации речь должна идти не только о пополнении доходной части, но и об оптимизации расходования бюджетных средств.
С другой стороны – с позиции бизнеса, повышение налоговой нагрузки, в частности рост ставок НДС, приведет к росту цен и, как следствие, к снижению конкурентоспособности российских производителей, сокращению объемов производства. Рост цен при одновременном увеличении НДФЛ может вызвать некоторое сокращение покупательской способности населения, сужение внутреннего спроса, что, в свою очередь, окажет отрицательное влияние на многие промышленные предприятия, объемы выпускаемой ими продукции и рентабельность.
В целом, повышение налоговых ставок может негативно повлиять не только темпы развития промышленности, особенно обрабатывающей, но и на другие сферы материального и нематериального производства (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.). В затруднительной ситуации могут оказаться предприниматели, осуществляющие инвестиционные вложение в строительство, модернизацию, переоборудование производства".