28 ноября 2014. Доктор экономических наук, профессор Приамурского госуниверситета имени Шолом-Алейхема Мария Радченко считает некритичной и вполне управляемой ситуацию с ростом госдолга ЕАО. По ее мнению, региональные власти в силах обеспечить качественное управление долгом, но федеральный центр не нашел достаточных стимулов для развития субъектов, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.
Мария Радченко, Фото с места события собственное. Автор фото: Константин Земляникин
- Мария Владимировна, как выглядит ЕАО в общей структуре суммарного долга дальневосточных регионов?
- Оценка объема государственного долга Дальневосточного федерального округа на 1 ноября 2014 года выявила, что наиболее высокий уровень государственного долга имеет Республика Саха (Якутия) - более 26 млрд рублей. На втором месте среди должников - Амурская область, на 1 ноября госдолг региона превышает 25 млрд рублей. Замыкает тройку "лидеров" Хабаровский край с показателем около 16,8 млрд рублей. госдолг ЕАО – чуть более 3,3 млрд рублей. Самый низкий уровень госдолга среди регионов Дальнего Востока зафиксирован в Приморье - 1,8 млрд рублей. Государственный долг Сахалинской области полностью погашен.Общий долг субъектов Дальнего Востока приближается к 96,4 млрд рублей.
Объем госдолга, Инфографика. Автор фото: Константин Земляникин
В соответствии с Бюджетным кодексом, соотношение государственного долга регионов и доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений не должно превышать 100%. Однако долг долгу рознь, в соответствии с Бюджетным Кодексом, до 1 января 2017 года при расчете соотношения долга и доходов в составе долга можно не учитывать бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета. Общая структура долга "регионов-нарушителей" нам не известна. Проблемы существуют не только для регионов, для которых соотношение долга и доходов нарушено. Регионы, где это соотношение достаточно высоко, практически не могут осуществлять новые заимствования в 2014 году, если не хотят нарушить нормы Бюджетного кодекса. Но даже сейчас перечень регионов-нарушителей можно расширить. Бюджетный кодекс ограничивает соотношение госдолга и собственных доходов уровнем в 50% для тех регионов, у которых безвозмездные поступления в доходах регионального бюджета превышают 60%. ЕАО входит в группу регионов с высокой долей трансфертов в доходах. По моему мнению, наша территория не вписывается в ограничения Бюджетного кодекса.
Доля трансфертов в бюджетах субъектов Федерации, Инфографика. Автор фото: ИА ЕАОmedia
- Можно ли ожидать репрессий со стороны финансового ведомства России?
- Похоже, что нарушители не очень опасаются репрессивных мер со стороны Минфина, ведь государство требует от регионов выполнения Указов Президента, средства на которые в полном объеме не выделены. Оценивая долговую устойчивость российских регионов в целом отметим, что в 2014 году она заметно снизилась. Проблемы концентрируются в группе слабых в финансовом отношении регионов, не имеющих возможности и практического опыта выхода на облигационные рынки и вынужденных прибегать к дорогим банковским кредитам. Эти же регионы оказываются в возрастающей зависимости от федерального центра. Вряд ли стоит сомневаться, что в 2015 году регионы в целом будут нуждаться в большей поддержке со стороны федерального бюджета.
Бюджетные кредиты кому-то потребуются на финансирование плановых расходов, а кому-то - для погашения банковских кредитов. Чем ответит федеральный центр, который вероятно столкнется и с потерей доходов и с необходимостью повышать собственные расходы?
- Что может повлиять на рост госдолга территорий?
- По расчетам, только из-за повышения зарплат расходы бюджетов в 2014-2015 годах вырастут примерно на 18%, для затыкания "дыры" придется найти около 1,7 трлн рублей в тот же период и по 1 трлн рублей ежегодно в 2016-2018 годах. Без федеральной поддержки сверх запланированной в бюджете не обойтись. Пока помощь регионам явно недостаточна — на следующий год заложено 80 млрд рублей.
Беспокойство вызывают растущие риски, в том числе в регионах - крупнейших эмитентах долга. Однако масштабы проблем можно считать несколько преувеличенными.
Важен не только объем долга, но и его структура и срочность. Германские земли прекрасно живут с долгом 200% годовых доходов, но зато состоящего из облигаций со сроком погашения в 30-50 лет. Бичом большинства регионов всегда являлась короткая структура долга — длинными являлись только бюджетные кредиты. В этом году стандартом стали семилетние амортизационные займы (с частичным погашением тела облигации по ходу выплаты купонов) вместо пятилетних.
Банковские кредиты также удлинились. Этому способствовали меры регулятора — субфедеральные облигации теперь считаются качественными безотносительно к их кредитному рейтингу, принимаются в залог и не "давят" на капитал банков, а кредиты требуют меньшей нормы резервирования под потери. Удешевление долга произошло за счет либерализации рынка ОФЗ и вытеснения части инвесторов в субфедеральный сектор. Таким образом, финансирование с рынка стало более комфортным, и можно рассчитывать на удлинение заимствований.
- По внутренние резервы региона можно уже не говорить?
- У регионов есть внутренние резервы. Это приватизация, привлечение непрямого долга (то есть не региональными властями, а местными госпредприятиями), повышение качества управления финансами и оптимизация бюджетных расходов – хотя тут, конечно, придется принимать непопулярные решения.
Кстати, традиционно бюджеты регионов закладывают больший дефицит, чем получается в реальности – в том числе, для того, чтобы иметь больше свободы в отношении заимствований и возможность отчитаться об успехах к концу года.
Ну а слабейшие регионы (в основном не представленные на долговом рынке) рискуют попасть под внешнее управление со стороны федеральных властей.
Тактически рост долга может быть достаточно мягким – в конце концов, долг в 60% доходов и 10% расходов, идущих на обслуживание долга, — это неприятно, но не катастрофа.
В кризисные 2008-2010 годы бюджетные кредиты стали немалым подспорьем, потом от них стали отказываться или предоставлять только на конкретные цели, но политика Минфина может измениться в любой момент.
- Взаимоотношения центра и субъектов как-то претерпели, на Ваш взгляд, изменения?
- Проблему с ростом госдолга усугубляет политика центра.
Относительно независимые от экономической конъюнктуры доходы остаются за федеральным бюджетом, а регионам и муниципалитетам спускают цикличные налоги на прибыль и НДФЛ, а также налог на имущество (его поступления можно увеличить, обложив недвижимость по рыночной цене, но это решение также социально чувствительное и оно год за годом откладывается). Все это подрывает бюджетное здоровье регионов.
Зависимость от трансфертов остается высокой, а стимулов для развития и качественного управления долгом все меньше. Эту проблему придется решать — или в следующий кризис Минфину придется спасать не столько регионы, сколько банки-кредиторы.
Напомним, в эксклюзивном интервью корреспонденту PrimaMedia губернатор ЕАО Александр Винников в целом назвал уже причины роста госдолга области и обозначил мероприятия, направленные на сокращение долга.
Александр Винников, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
"Госдолг вызван, прежде всего, кредитными средствами, которые были получены для ликвидации последствий ЧС - 1,28 млрд рублей. Кроме того, идет ежегодный рост расходных обязательств, в том числе, не нами придуманными, а которые определены нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В частности, это вопросы, связанные с реализацией Указов Президента - повышение заработанной платы работникам бюджетной сферы. В связи с этим, дефицит бюджета мы, естественно, можем пополнить за счет получения дополнительных собственных доходов. Мы их ежегодно получаем в пределах от 400 до 500 млн рублей, но этих денег недостаточно для того, чтобы решать задачу жизнеобеспечения населения области.
Кроме того, отмечу, что мы за этот период не сократили ни одной социальной программы, и стопроцентно выполняем все обязательства по социальным законам, которые приняты в ЕАО, а их более двух десятков.
Мы ежегодно корректируем на уровень инфляции размеры различных пособий - все это выливается в достаточно приличную цифру.
В то же время экономическое состояние области, к сожалению, не позволяет нам получать в достаточном объеме собственные доходы. Кроме того, мы уже на протяжении практически пяти лет ведем работу с Министерством финансов РФ, доказывая то, что бюджетная обеспеченность на душу населения в ЕАО ниже, чем в других регионах Дальнего Востока, которые с нами находятся поблизости - Амурская область и Хабаровский край.
Однако, пока, к сожалению, Минфин нас не слышит. Одновременно, для того, чтобы работать по погашению госдолга, сегодня на территории ЕАО реализуется несколько инвестиционных приоритетных проектов", - сказал Александр Винников.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Правительство ЕАО вынуждено взять новый кредит в банке