Профессор базового вуза ЕАО: Безобразие литературной жизни – это почва, где растут таланты

Павел Толстогузов рассказал о том, что ожидают в ПГУ им. Шолом-Алейхема от Года литературы в России
Павел Толстогузов: Безобразие литературной жизни – это почва, где растут таланты
Фото: Издательский дом "Биробиджан"

21 февраля 2015. "Безобразие нынешней литературной жизни – это гумус, почва, на которой вырастут и вырастают талантливые люди", - сказал в ходе беседы с корреспондентом газеты "Биробиджанская звезда" Евгенией Маркеловой профессор Приамурского госуниверситета (ПГУ) им. Шолом-Алейхема Павел Толстогузов. Поводом для интервью стало то, что 2015 год президент России Владимир Путин объявил Годом литературы. Отвечая на вопросы журналиста, Павел Николаевич рассказал о том, что, на его взгляд, можно ожидать от этого "литературного" периода, сообщает ИА ЕАОmedia.

" - Павел Николаевич, какие мероприятия в Год литературы будет проводить наш вуз?

– Если говорить об университетских мероприятиях, в 2015 году мы планируем издание очередного выпуска литературно-публицистического альманаха "Биробиджан", на этот раз посвященного Году литературы. Также планируем издание филологического выпуска вузовского журнала "Вестник", издание сериального всероссийского сборника "Третье литературоведение", который мы издаем вместе с нашими коллегами из Москвы, Уфы и других городов России. Организуем проведение всероссийской конференции "Историческая поэтика жанра", в этом году она также приурочена к Году литературы. Кроме того, преподаватели кафедры филологии и журналистики, я думаю, будут принимать участие в различных литературных вечерах и выставках: мы всегда активно подключаемся к областным и городским мероприятиям этого рода.

– Не секрет, что средства в областной бюджет на издание книг местных авторов не закладываются уже несколько лет…

– Правительство ЕАО является учредителем и спонсором литературно-публицистического альманаха "Биробиджан", возрожденного в 2012 году. Это достойный вклад правительства в литературную жизнь области: несмотря на бюджетные сложности, оно продолжает поддерживать издание. Далеко не все субъекты Российской Федерации идут на такую поддержку литературно-просветительских инициатив.

А то, что начинающие авторы издаются за свой счет, – это нормальная практика. В каких случаях деньги на такое издание могут поступить из бюджета? Например, в рамках какого-нибудь литературного конкурса на территории области. Одна из форм поощрения победителей такого конкурса – издание их текстов. Но регулярно издавать местных авторов за счет местного бюджета – не думаю, что это правильно. Больше того, такого никогда не было. Даже во времена Советского Союза. Тогда активно работали местные и центральные издательства, которые поддерживали авторов, но даже тогда стоял вопрос об окупаемости изданий.

Я думаю, что по-настоящему талантливый автор рано или поздно становится известным даже без адресной внешней поддержки. А руководство территории может предоставить площадку, на которой бы авторы как-то о себе заявили. У нас такой площадкой стал альманах "Биробиджан". Возможно, руководству области следовало бы подумать об организации регулярного областного литературного конкурса. Он может проходить раз в год или в два года, главное в другом - он будет формой реальной поддержки литературной молодежи.

– Какие проблемы своего существования сейчас приходится решать литературе?

– Сейчас у нас много писателей, которые пошли за "легким хлебом", и много читателей, которые пошли за "легким хлебом": писатель пописывает, читатель почитывает… Но тут впору вспомнить, что и цветы вырастают из навоза. Как говорила Анна Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Иными словами, безобразие нынешней литературной жизни – возможно, это гумус, почва, на которой вырастут и вырастают талантливые люди. Или форма рабочего противовеса для таких интересных писателей, как Захар Прилепин.

– Не секрет, что главная "литературная" проблема – непопулярность классической литературы. Как вы думаете, почему современные читатели увлекаются в основном беллетристикой?

– Есть такие понятия, как "короткое дыхание" и "длинное дыхание". "Длинное дыхание" - это возможность человека не спеша преодолеть большую дистанцию, а "короткое" – когда он полностью выкладывается на ста метрах. Классика требует "длинного дыхания", а у большинства современных читателей "короткое дыхание": последовательно одолеть объемный текст им трудно, им это не нужно. Современный читатель в основном сегодня – "новостной". Он не хочет иметь дело с текстами, к которым нужно постоянно возвращаться, перечитывать, задумываться, выносить что-то на поля, отмечать что-то в своем сознании. Человек постоянно мечется от одного к другому, он вынужден постоянно выхватывать какие-то навязанные ему короткие и не всегда осмысленные тексты из окружающей реальности и получает в итоге лишь отдельные, плохо связанные друг с другом фрагментарные впечатления. Это проявляется не только в чтении – это уже стиль жизни: так меняются мода, гастрономические и политические пристрастия и прочее.

В истории России был короткий период, когда практически вся страна тянулась к высокому чтению, это было престижно. Это было недолго: три-четыре десятилетия. Примерно 1950-1980-е годы. А ведь это даже не весь советский период. На книги была своеобразная мода, книжные полки с собраниями сочинений были привычным дизайном для городских квартир. И многие люди, оказавшись под влиянием моды, становились серьезными читателями. Зайдя в московское метро, можно было увидеть, что почти все пассажиры читают книги. Это не легенда, так было. Но это время кончилось, и вряд ли оно вернется.

– Для чего вообще в стране нужны тематические годы? Неужели это действительно поможет приобщить массового читателя к серьезной литературе, просто привить хороший вкус?

– От таких годовщин остается двойственное ощущение. Иногда возникает мысль, что очередную годовщину организуют только для галочки. Поскольку литература в России – это культурное достояние особой ценности, правительство просто вынуждено сделать какой-то жест в эту сторону. Такие жесты становятся востребованными в те времена, когда обвалившиеся исторические фасады нужно прикрыть так называемым "фальшфасадом".

И все же: несмотря на охотников ставить бюрократические галочки, в любом деле всегда есть свой плюс. Год литературы - еще один повод вспомнить, что такое русская литература. Мы можем еще раз поставить вопрос (и ответить на него): что такое литература в жизни человека вообще и что такое русская литература в жизни россиянина? Я думаю, на многих мероприятиях - не важно, для галочки они проводятся или нет - эта мысль посетит выступающих и слушающих, беседующих и думающих на эту тему. И Год литературы в конечном счете оправдает свое название".

Как сообщало ИА ЕАОmedia, официальное открытие Года литературы в Еврейской автономной области намечено на конец февраля, но многие мероприятия учреждения образования и культуры уже проводят. Ранее был утвержден соответствующий региональный план.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Официальное открытие Года литературы в ЕАО состоится в конце февраля

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость