8 марта 2015. "Бесподобная Роза" - так озаглавлен очерк в свежем номере газеты "Ди Вох", посвященный талантливой художнице из Биробиджана Розе Строковой. В 2010 году она вместе с семьей переехала на ПМЖ в Краснодар. И вот недавно в столице Кубани у нее в гостях побывала журналист Ирина Ленская, которая тоже там живет. Она не упустила возможности встретиться с творческой личностью и поинтересовалась, как дальневосточная Роза прижилась на новой земле, сообщает ИА ЕАОmedia со ссылкой на статью в газете "Ди Вох".
Роза Строкова, Фото с места события из других источников. Автор фото: Редакция газеты "Ди Вох", Ирина Ленская
"Бесподобная Роза
– Алло, Роза? Ирина Ленская, "Ди Вох".
– …Бесподобно! У меня в гостях сейчас сидит девушка с потрясающими круглыми еврейскими коленками, и я рассказываю ей о Биробиджане… А тут – вы! Невероятно!
С художницей Розой Строковой я познакомилась в 2007 году. В результате этой встречи появился очерк "Обыкновенная тайна", написанный специально для журнала "Лучшее в Биробиджане". Спустя восемь лет мы снова встретились. Теперь уже в Краснодаре.
ИЗЯЩНАЯ женщина без возраста, с копной темных волос открывает дверь, одновременно приветствуя меня и удерживая рвущегося с поводка кокер-спаниеля: "О, пусть Дик поздоровается скорее, а то покоя не даст!" Следом из комнаты выплывает важный серый котяра, которого по-простецки назвать Тимкой язык не поворачивается – столько в его взгляде снобизма и важности. "Из пипетки выкормила! А он видишь, морда нахальная, все стулья погрыз!" Это все та же Роза, чья вселенная постоянно в броуновском движении.
Бешбармак, фаршированные блины, сырники, "Киевский" торт и еще много всякой вкуснятины – гостей здесь любят и встречать умеют так, что каждый почувствует себя самым-самым. Лишь через четыре часа я вспомнила о диктофоне.
– Почему Краснодар? – Роза задумывается лишь на секунду. – Дочке пора было определяться с вузом. Нам было страшно представить, что она поедет учиться в Хабаровск: здоровье уже не выдерживало долгих зим. В Краснодаре к этому времени несколько лет жила мама моего мужа, и так совпало, что Веронике приглянулся Кубанский университет.
ЗИМОЙ 2010 года супруги Строковы приехали в столицу Кубани "на разведку": слишком уж аппетитно рассказывали про этот город. Краснодар понравился. За день до отъезда Роза решила на авось поинтересоваться в местных учреждениях здравоохранения, не нужен ли где сурдопедагог, при этом на удачу особо не рассчитывая – уж больно редкая у нее специальность. Но когда эта женщина чего-то хочет, провидение не смеет ей отказать – сурдопедагог требовался в Краевой детский центр медицинской реабилитации. Специалиста были готовы ждать ровно месяц. Строковы улетели в Биробиджан, Роза вернулась через месяц одна. Чуть позже, окончив школу, в Краснодар прилетела Вероника. А к новому 2011 году прибыл и глава семьи Игорь.
– Я никогда в жизни столько не работала, как в Краснодаре, – хохочет Роза. – Я ж как привыкла: три-четыре часа в день работаю, потом – творчество. А тут по полной программе выкладываюсь. Работа интересная: мы помогаем деткам с ограниченными возможностями. Через какое-то время меня сосватали на должность исполняющего обязанности замначальника по педагогической части. На "чуть-чуть"! И это длится второй год! Ритм работы сумасшедший! На то, чтобы рисовать, времени остается немного. К тому же город предлагает столько культурных соблазнов!..
В 2012 ГОДУ в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств прошла персональная выставка Розы Строковой. Выставляться в главной художественной галерее Кубани престижно, чего уж там. Встретили дальневосточную художницу настороженно, спросив в первую очередь, есть ли специальное образование. Для тех, кто не в курсе: высшего художественного образования у Розы нет. Естественно, что все вопросы отпали сами собой, когда Роза принесла свои творения. Выставка прошла на ура. Неугомонная Роза, которую биробиджанские журналисты помимо всего прочего любили за неубиваемое чувство юмора, пыталась пробить брешь в серьезности представителей местных СМИ. На вопрос "Почему вы рисуете в черно-белых тонах?" художница чинно ответила: "Понимаете, я очень ленивая. В черно-белых быстрее и проще. Ну и дешевле, само собой!" Искусствоведы выставочного зала долго гадали, как неизвестной в Краснодаре художнице удалось заполучить на выставку двух местных авторитетных светил: Олега Гаврилова, народного художника России, заведующего худграфом КубГУ, и его однофамильца, проректора по научной работе, доктора экономических наук Александра Гаврилова. В самом деле, как?
– Люди сами находятся, – разводит руками Роза. – Так получается, что где бы я ни жила, всегда встречаю творческих и интересных людей. Это какие-то космические совпадения! Встречи случаются самые необычные, непредсказуемые, в свыше определенный день и час. Ну разве не мистика встретить здесь врача-кардиолога Елену Севееву, которая спасла жизнь моей Вероники в Хабаровске много лет назад?!
БИРОБИДЖАН по сей день пульсирует в сердце Розы песнями Наума Ливанта, картинами Владислава Цапа, шутками Валерия Гуревича, житейской мудростью Бориса Косвинцева…
Роза Строкова. Очень запутанная история. 2009 г., Фото с места события из других источников. Автор фото: Редакция газеты "Ди Вох", Ирина Ленская
– У каждого в жизни должны быть люди, от которых можно оттолкнуться, – сейчас художница серьезна. – Я всегда буду помнить, как поддержал меня Борис Юрьевич, он первым в Биробиджане поверил в меня. Вы верите в руку провидения? Я верю, что есть и колыбель, и рука... Вот на моей много лет было написано: "Валерий Гуревич"! Это удивительный человек, он как никто умеет аккумулировать идеи, собирать их и воплощать в жизнь, доводить до конечного результата. Он дышит творчеством! Мне не хватает здесь таких людей, такой энергии... В ЕАО вообще умеют вкусно заниматься творчеством и красиво жить.
Роза – апологет красоты. Границы этого ее понятия иногда тождественны классическим критериям, а иногда как истинный художник она вкладывает сюда нечто различимое и видимое только ею. О коллеге: "Я сейчас работаю с женщиной изумительной красоты, просто неимоверной! Она из колен Израилевых... Такая холодная, такая прекрасная! Я пытаюсь вытряхнуть ее из кокона". О случайной попутчице: "Я часто ездила с этой женщиной в маршрутке и не могла наглядеться на нее. Она уже в возрасте, лет семьдесят, но какая фантастическая красота! Все черты лица безупречны: нос, похожий на еврейский, изящная линия подбородка, дивные глаза, брови – не оторваться... Я однажды не выдержала и, увидев на улице ее постоянную спутницу, спросила: кто эта женщина? Представляете, она несколько десятилетий назад была первой красавицей Краснодара! Всем детям и внукам она подарила какую-то из своих черт, но лишь одна внучка взяла от нее всю эту безупречную красоту полностью…".
ЧАША ТВОРЦА, как известно, всегда полна идеями и планами до краев. Работами Розы иллюстрирован уже четвертый по счету ежегодный литературно-публицистический альманах, выпускаемый в Биробиджане. Недавно она отправила свои работы в Германию – бывшая биробиджанка Лариса Ульяненко готовит там к выпуску сборник прозы и поэзии русских авторов. В планах аналогичное сотрудничество с московским автором, юристом по основной профессии Надеждой Шиманович и кубанской журналисткой Ольгой Аль Каттан. Так уж получается, что в картинах Розы каждый автор видит что-то сугубо свое, отражающее только его внутренний мир.
В жизни Розы Строковой все хорошо. Она рисует на врачебных планерках и обходах, удостаиваясь комплиментов коллег: "Вы прям как настоящий художник рисуете!" О муже Игоре она, как и прежде, говорит постоянно, о чем бы не шла речь: "Верите, больше четверти века вместе живем, а он не перестает меня удивлять!" Дочь Вероника, умница, интеллектуалка, учится в магистратуре на филфаке. Недавно она раздобыла телефон главного редактора "Комсомольской правды" в Краснодаре, позвонила и с типично дальневосточной решимостью заявила: "Я хочу проходить у вас практику!" Опешившему редактору ничего не оставалось, как пригласить будущего филолога в редакцию.
– Накануне своего 19-летия я рыдала и страдала: никогда-никогда в моей жизни не будет больше возраста с единичкой в начале! Будет двойка, тройка, а единицы не будет! – разоткровенничалась моя собеседница. – Мама сказала: "Ну чего ты расстраиваешься? Когда тебе стукнет сто лет, в начале числа, обозначающего твой возраст, снова будет стоять единица. Так что у тебя все впереди". И вот сейчас я точно знаю: как бы не повернулась жизнь, и сколько бы тебе не было лет – лучшее всегда впереди!", - говорится в статье Ирины Ленской.