9 июля 2015. Председатель Общественной палаты ЕАО Наталья Матиенко заявила, что формы общественного контроля востребованы в регионе, а общественники готовы участвовать в его исполнении. Палата на своем заседании 8 июня утвердила Положение об общественном контроле и определила механизм своего участия. О перспективах развития этого гражданского института Наталья Матиенко рассказала в интервью ИА ЕАОmedia.
Наталья Матиенко. Автор фото: ИА ЕАОmedia
- Наталья Владимировна, что попадает в поле зрения общественных контролеров?
- В первую очередь надо сказать, что определяет Федеральный закон под понятием Общественный контроль. Это публичная проверка деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Еврейской автономной области, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций Еврейской автономной области, осуществляющих отдельные публичные полномочия с целью установления ее соответствия правам и законным интересам граждан.
- Почему возникла необходимость принятия отдельного решения об участии ОП региона в общественном контроле? Ведь такие права у палаты есть и по федеральному закону?
- 21 июля 2014 года был принят Федеральный закон N212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Прошел почти год, неоднократно члены Общественной палаты, руководители общественных организаций области, инициативные граждане обращались к нам с вопросами о реализации этого закона в ЕАО. Не так давно пришел запрос от Уполномоченного по правам ребенка в ЕАО.
Мы увидели, формы общественного контроля востребованы, и наши общественники готовы участвовать в исполнении такого контроля.
Почему запросы идут в Общественную палату области? Федеральный закон определяет в ст. 9. кто является субъектами общественного контроля. Это Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации. Эта норма прямого действия, в рамках которой Палата области может принимать решения о реализации общественного контроля в нашей области.
- Кто еще уполномочен осуществлять общественный контроль?
- Помимо общественных палат, что очень важно субъектами общественного контроля могут выступать общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Надо отметить, что в муниципальных образованиях области уже созданы различные общественные Советы, например, молодежные или Советы предпринимателей, которые можно интегрировать в процессы общественного контроля. Пока у нас нет в области практики создания общественных палат муниципальных образований. Это отдельное направление работы комиссии по местному самоуправлении Общественной палаты ЕАО - реализовать в 2015 году задачи по созданию максимально благоприятных условий для повышения активности общественных организаций в муниципальных образованиях области).
Довольно много в области создано различных Советов при органах региональной государственной власти и территориальных подразделений федеральных органов власти, например, в налоговой инспекции, Службе судебных приставов, УМВД, при различных управлениях, например, здравоохранения, ЖКХ и прочее. Насчитывается таких общественных Советов около 20-ти. Мы видим, что в нашей области субъектов осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, довольно большое количество.
- Как они могут осуществлять свои функции?
- Это был большой вопрос для нашей Палаты. Закон прописал, что для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля.
Поэтому нужен был механизм и создания таких групп и комиссий, и определения инициаторов общественного контроля, и определения правил, не допускающих конфликта интересов, а также урегулирования других вопросов.
Мы поучаствовали в семинаре, который организовала Общественная палата РФ, посмотрели региональную практику осуществления общественного контроля. Например, в Пермском крае такая практика существует уже более трех лет и регулируется региональным законом. Поэтому пошли по двум направлениям: Мы предложили Законодательному Собранию области создать совместную рабочую группу и разработать проект областного закона, наше предложение законодатели уже поддержали, такая группа создана и началась подготовка проекта.
Но мы знаем, что разработка и принятие закона - это длительная процедура, поэтому было принято решение Советом Общественной палаты области принять Положение об общественном контроле, примеры такой региональной практики то же есть, тем более Федеральный закон №212 –ФЗ носит характер прямого действия, об этом я уже упоминала.
Споров было, конечно3 много в нашей правовой рабочей группе, но важно то, что Положение на заседании Палаты было принято единогласно с небольшими поправками. Члены нашей Общественной палаты очень хорошо осознают важность включения таких процедур, мы все видим в какой сложной коррупционной ситуации находится сегодня наша область.
- Общественный контроль, это прежде всего открытость механизмов принятия управленческих решений органами власти и местного самоуправления. Что вправе делать субъекты общественного контроля?
- В федеральном законе сказано, что они имеют право выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях.
В свою очередь наше положение определила механизм, если очень коротко, следующим образом:
- в составе Общественной палаты ЕАО создается рабочая группа по общественному контролю, соответствующие изменения внесены в Регламент нашей палаты;
- рабочая группа Палаты по общественному контролю создает уже упомянутые: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля и пр.
- членам таких объединений выдается удостоверение установленного образца, которое дает право участия в проверках и подготовки предложений и заключений по итогам контроля. Итоги проверок направляются в вышестоящие органы, контрольные органы власти и (или) в СМИ.
- Кто может выступить инициатором таких проверок?
- Основаниями контрольных мероприятий могут быть собственная инициатива Общественной палаты, письменные и устные обращения граждан, проживающих и находящихся на территории Еврейской автономной области, а также письменные обращения (заявления) от общественных объединений о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Более подробно с Положение можно познакомиться на сайте Общественной палаты области www.opeao.ru в разделе "Документы".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Центр общественного контроля в сфере ЖКХ ЕАО вошел в ТОП-10 российского рейтинга
"Липой года" в ЕАО стало создание "общественного" совета по ЖКХ из чиновников
Партии и "фронтовики" ЕАО раскритиковали чиновников за дискредитацию народного контроля
Ассоциация контроля за деятельностью органов власти появилась в ЕАО