25 августа 2015. Большинство участников опроса на портале ИА ЕАОMedia – жителей области – относят себя к категории бедняков. "Сумрачными" назвал итоги опроса член Общественной палаты региона ЕАО Павел Толстогузов. Разделяет его точку зрения и руководитель Ассоциации общественного контроля Константин Земляникин. Только четверть опрошенных не считает, что живет за чертой бедности, передает корр. ИА ЕАОMedia.
С 17 по 25 августа на портале ИА ЕАОMedia проходил опрос: "По данным статистиков, 22 млн россиян имеют доход (в расчете на каждого члена семьи) ниже прожиточного минимума, т.е. бедствуют и являются нищими. Вы считаете себя бедным?". Участие в нем приняли 804 человека.
Три четверти (602 участника) ответили утвердительно, и только 25% (202 человека) не относят себя к категории нищих и бедных.
Результаты опроса. Фото: ИА ЕАОMedia
руководитель регионального отделения Российской ассоциации общественного контроля, политолог
Автор фото: Из личного архива
На фоне многочисленных критериев, по которым оценивают обстановку в регионе, и того, как наши чиновники научились говорить о том, что все в порядке, при этом успокаивая вышестоящие органы и самих себя, результаты подобных опросов выглядят намного объективнее. Это не статистика, но это показатель самоощущения жителей области.
В российском законодательстве отсутствует понятие "бедность". Есть малоимущие, чей доход ниже прожиточного минимума. На 1 июля прожиточный минимум в ЕАО составлял 12830,79 рублей. Структуру расходов и дефицит такого личного бюджета может себе представить каждый. При этом среднедушевой доход жителей области в первом полугодии составил 23339,8 рублей.
Люди реально боятся не только нестабильной экономической ситуации, но и дороговизны жизни. Многих это заставляет менять свое постоянное место жительство на более успешные регионы. Расширение возможности получать более достоверную информацию о положении дел в других субъектах России, действительно дает обильную пищу для сравнения, не добавляя при этом позитивных эмоций.
Рост за последние два года на 10% тех жителей ЕАО, кто считает себя бедными, в общем объясним. На настроения людей не могла не повлиять экономическая ситуация, отсутствие отчетливых ориентиров в развитии области и конкретных промежуточных успехов. На негативную статистику влияет и то, что миграция "вымывает" активный, средний слой населения области, людей, которые обладают средствами и другим ресурсным потенциалом, но при этом не могут себя реализовать в области.
Как мне кажется, есть и еще одна составляющая в самоидентификации себя бедными. За недолгие годы экономической стабильности нам понравилось жить "хорошо", но жить хорошо мы не научились. Жить по средствам – одни из рецептов не загнать себя в депрессию. Но слишком сильными оказались прививки потребительства и патернализма. Чтобы сломать такую психологию, боюсь, потребуется немало лет.
По данным Росстата, в 2014 году число бедных в России увеличилось, миллионы людей оказались за чертой бедности. По данным службы статистики, в 2014 году доход ниже прожиточного минимума получили более 16-ти млн человек или около 12% населения страны (17,55 млн человек). По данным опросов, бедными себя считают более 40% россиян.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Волна кризиса накрыла позитивные ожидания жителей ЕАО
Жителей ЕАО с доходами ниже прожиточного минимума стало больше за последние пять лет на 2%
Уровень бедности населения ЕАО определяют органы статистики
Снижение уровня жизни больно ударило по оптимизму жителей ЕАО
Александр Левинталь: Некоторый социальный пессимизм я почувствовал у жителей ЕАО
профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема, публицист
Автор фото: из личного архива
Результаты опроса, конечно, сумрачные... Но я бы все же развел в разные стороны данные статистики и опрос ИА ЕАОMedia. Два десятка млн живущих ниже прожиточного минимума — это реальные последствия работы нынешней российской экономики. Мы видим эту статистику каждый день в глазах наших земляков (как правило, пожилых), сосредоточенно разглядывающих ценники в магазинах и квитанции из почтового ящика и не менее сосредоточенно перебирающих мелочь в ладонях. А вот вопрос "считаете ли Вы себя бедным" несколько из другой оперы. Это вопрос постоянно меняющейся самооценки. Скажем, тот уровень жизни, который был у меня в 1996 году (в 90-е это был год относительной экономической стабилизации), кажется мне сейчас довольно скромным. С моей нынешней точки зрения это была бедность, но тогда мне так не казалось. "Бедный - не бедный" это очень часто вопрос такой самодеятельной социологии: у соседа джип 2013 года, а у меня универсал 2001 года, поэтому он не бедный, а я бедный. Тот, у кого нет автомобиля вовсе, будет считать обладателя любого транспортного средства человеком не бедным. Или другой знаменитый пример: "У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает". И т.п. Полутона и оттенки таких сравнений бесконечны, и каждый из нас увлеченно практикуется в их увеличении. Думаю, что некоторые из 75% "бедных" дали себе такую оценку именно из-за этого, а не потому, что реально бедны.
С другой стороны, некоторые традиционные для нашего общества признаки "не бедности" - например, золотые цепи и кольца на мужчинах - очень часто являются способом самоутверждения и камуфляжа, прикрывающего не очень-то состоятельную жизнь. Бывает так, что период, позволивший заработать на цепь, давно прошел, но хозяин цепи вопреки всякой рациональности не расстается с ней, т.к. это удерживает его в глазах окружающих и в собственных глазах в категории "не бедных". Иногда переход от оценки "я не бедный" к оценке "я бедный" совершается стремительно и далеко не всегда напрямую зависит от перепадов благосостояния. Так что и 25% условно "не бедных" тоже смутная вещь.
Реальный критерий бедности - жизнь, когда постоянно не хватает средств на простую еду (крупы, хлеб, растительное масло, сахар), на оплату коммунальных услуг, на общественный транспорт и на своевременную замену изношенной одежды. Когда возможность сэкономить 17 рублей на поездке в автобусе за счет длительной прогулки превращается в серьезный жизненный выбор. Когда мысль о том, как дожить до появления в кармане хоть каких-то денег, становится постоянным спутником человека. Такие бедняки, разумеется, есть среди опрошенных, и их немало, но чтобы выявить их статистическую величину, нужно поставить вопрос иначе.
Но и такой опрос, который был проведен, тоже имеет смысл. Он говорит о том, что многие соотечественники не только бедны, но еще и заражены психологией бедности. Это психология, когда постоянно чего-то не хватает и это отравляет существование, когда уровень потребления никогда не оказывается достаточным. Китайский крестьянин, гарантированно зарабатывающий на ежедневное пропитание себе и своим близким, никогда не назовет себя бедным, хотя мы в его ситуации, возможно, уже давно поставили бы на себе крест. Эта психология подпитывается общей неуверенностью в завтрашнем дне и исторической привычкой к бедности. Мы часто бываем по-настоящему бедными, но не менее часто мы прибедняемся. Русское слово "бедняк" означает ведь не только небогатого человека, но и принципиально несчастливого человека, привыкшего думать о себе как-то уничижительно. Никогда не жили хорошо, так не стоит и начинать... Так плохая экономика усиливает свои отрицательные эффекты за счет внутренней установки на беду, которой не миновать. ("Беда" и "бедность" — слова одного корня.)
Только реальная, а не показушная социально-экономическая стабильность на протяжении нескольких десятков лет может скорректировать эту грустную психологию бедности.