30 августа 2015. Краснодарский край трудно назвать безупречным примером толерантности, но и кричать о вопиющем местном шовинизме коренного населения будет неверно, уверена бывший журналист биробиджанской газеты "Ди Вох" Ирина Ленская. Несколько лет назад она сама перебралась на Кубань, и вот теперь решила порассуждать на тему отношения к "понаехавшим". Не секрет, что среди мнительных дальневосточников, мечтающих перебраться на ПМЖ в Краснодарский край, бытует мнение: местные не очень расположены к "понаехавшим" и выражают неприятие довольно активно. Но зачастую это мнение основано на неподтвержденных слухах, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Ирины Ленской в газете "Ди Вох".
"НАЧАТЬ нужно с того, что край многонационален. К "понаехавшим" можно смело отнести, например, армянскую диаспору, составляющую, по данным последней переписи, без малого четыре процента населения и растущую день ото дня. И украинцев, которых и до известных событий на их исторической родине проживало здесь немало – до полутора процентов от общей численности населения. Белорусы, татары, грузины – все они когда-то покинули насиженные места, прибыли на Кубань и прочно прижились тут, став неотъемлемой частью местного национального колорита. Слухи о неприятии "понаехавших" стали множиться несколько лет назад в связи с резким увеличением числа переезжающих с Дальнего Востока и Сибири.
– Менталитет местного населения – вот главная страшилка, – уверена Вера МИРОНОВА, бывшая жительница Владивостока. – Дескать, и жадные они, и завистливые, и нерасторопные, и кумовство тут вовсю цветет, и взятки берут "как здрасьте", и обмануть они любого не прочь, дабы извлечь выгоду.
Вот поживешь, оботрешься немного, и видно, что "жадность" – это обычная бережливость: все своим трудом нажито. "Нерасторопность" – особенность местной жизни, ведь если девять месяцев в году солнце – куда спешить-то?
Мы живем в станице уже полтора года. Соседи – пожилые самые что ни на есть коренные кубанцы. Так они и рассадой делились с нами, и саженцами, и советы давали, что да как сажать-поливать. А мы, когда в город едем, продукты им под заказ везем, у них машины нет. Истина проста: как ты к людям – так и они к тебе. Почитайте историю края – здесь никогда не было больших национальных или религиозных конфликтов.
По словам Натальи КОШАНСКОЙ, приехавшей на Кубань год назад из Хабаровска, в районе новостроек, где семья приобрела квартиру, подавляющее большинство новоселов – переселенцы из разных уголков страны. И между собой приезжие шутят, что найти коренного кубанца в Краснодаре скоро будет очень трудно. Лично она и большинство ее знакомых с неприязненным отношением местных не сталкивались.
КОНЕЧНО, НЕ ВСЕ кубанцы лояльны и доброжелательны к приезжим.
Среди главных причин неприязни называются неумение и нежелание переселенцев уважать местные традиции, игнорирование сложившегося на юге уклада жизни, зависть, цинизм и двуличие.
Вот высказывания с форума, где местные жители без обиняков отвечают новоприбывшим:
"А у вас в Сибири не было коррупции, взяточничества? И все до единого сибиряки вежливые, приветливые и отзывчивые?.."
"Посмотрите на свое поведение! Вы же натурально требуете благ и особого к себе отношения! А кто и что вам тут должен?"
"Мои дети вчера приходят со двора, хотели познакомиться с ребятней недавно заселившихся в наш дом дальневосточников. Не познакомились – родители запретили им общаться с местными “хулиганами”".
– За полтора года жизни здесь мы ни разу не столкнулись с плохим отношением к нам местных жителей, – рассказывает Юлия НАХАБЧЕНКО, переехавшая из Магадана. – И проблем у дочерей с адаптацией нет. Но вот недавний случай выбил из колеи. В детской поликлинике мы пошли на прием к узкому специалисту.
Посмотрев, откуда мы приехали, она изрекла: "Что ж вам в Сибири своей не сиделось?"... Остался неприятный осадок. Но это больше разовый случай, чем распространенное явление. Добавлю: если приезжим положены какие-то льготы в любой сфере, они их получат наравне с местными.
ПРИРОСТ населения за счет внутренней миграции сказывается на экономике Краснодарского края наилучшим образом, и большинство местных жителей это понимают. Как правило, люди едут с деньгами. Покупают жилье, устраиваются на работу или открывают свой бизнес, платят налоги.
Еще 10 лет назад, по признанию кубанцев, Краснодар был большим провинциальным городом, в котором качество дорог, услуг и прочих благ оставляло желать лучшего. Привлечение дополнительных капиталов стимулирует к развитию как социальную, так и финансовую инфраструктуру края. Но и минусов немало: мест в садах и школах больше не становится, пробки на дорогах достигают фантастических масштабов, а городские сети не выдерживают нагрузок от тех же кондиционеров. Отсюда негатив старожилов, которые еще помнят улицы, свободные от толчеи.
Неоспоримый факт: местным работодателям абсолютно все равно, где раньше жил требующийся организации специалист.
– Через два месяца после приезда я устроился на управленческую должность в госучреждение, выдержав конкурс наравне с местными. Сыграли роль мои опыт и профессионализм, – уверен Иван БОГАЧЕВ, экс-хабаровчанин. – Где я раньше жил и работал, видно в моем резюме. И если меня позвали на собеседование, значит, работодателя это устраивало. Меня спрашивали о навыках, умениях и прочих деловых вещах, помимо этого директор учреждения спросил, устроен ли мой быт. За два года в наш коллектив пришли работать еще четыре дальневосточника. И это при руководителе – коренном кубанце. Никакого предвзятого отношения к нам нет.
Ирина ФЕДЮН из местных, хозяйка небольшого салона красоты.
– Одна моя сотрудница раньше жила в Еврейской автономии, другая недавно приехала из Бурятии, – говорит Ирина. – И мне при собеседовании даже в голову не пришло спросить, откуда они родом и как давно живут в Краснодаре. Меня в первую очередь волновали их профессиональные и деловые качества. Безусловно, смотрела, чтобы человек был приятен в общении. Глупость это – судить о человеке по тому, где он раньше жил.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ разговоры о "понаехавших" тесно связаны с массовой миграцией украинцев, вынужденных поневоле выбрать Краснодарский край местом жительства. Многие беженцы действительно нуждаются в помощи. Подавляющее большинство просто пытается выжить: устраиваются на любую работу и благодарны всем, кто оказывает им помощь. Но есть и другие примеры. Социальные сети вовсю пестрят историями о том, как "попадают" на деньги и нервы собственники жилья, сдавшие жилплощадь беженцам из Украины или людям, выдающим себя за них. Таких историй не пять и не десять.
Сочувствуя людям, попавшим в беду, краснодарцы сдают им жилье на льготных условиях: не берут залог, снижают арендную плату, дают отсрочку платежа, пытаются максимально обустроить арендаторам быт. А в итоге получают головную боль: постояльцы устраивают скандалы, отказываясь платить за жилье, или съезжают, оставив разгромленное помещение и лишив хозяина части вещей. Так что сейчас, по признанию самих местных, лучше сдать квартиру платежеспособной семье из Сибири, чем украинским беженцам.
КРАСНОДАР, как Вавилон, – пестрый коктейль из национальностей, языков, акцентов, одежд, традиций... Суетный город требует много сил для обустройства достойной жизни, по-этому просто неразумно тратить их на такие вещи, как чей-то косой взгляд или ироничное слово. А закончить я хочу словами бывшего губернатора края Александра Ткачева:
"Если человек приехал сюда жить, он должен соблюдать законы, платить налоги и уважать наши традиции. И не имеет значения, какой человек национальности и откуда он приехал", - говорится в статье.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Бесподобная Роза" из Биробиджана прижилась в Краснодаре
Отрицательная динамика сохраняется в численности постоянного населения ЕАО
Краснодарский край составил конкуренцию Хабаровскому в качестве места миграции жителей ЕАО