8 сентября 2015. Кандидат в губернаторы ЕАО Александр Левинталь в формате свободного открытого общения рассказал о том, что помогло ему сделать успешную карьеру и вырасти до госслужащего высокого ранга. В прямом разговоре он обозначил главное свое требование к человеку его команды – компетентность, сообщает ИА ЕАОMedia.
Александр Левинталь. Фото: Из личного архива Александра Левинталя
- Александр Борисович, многие знают, что вы уроженец Биробиджана. Долгое время работали в соседнем регионе, но корни остались?
- Моя мама – Елизавета Борисовна - родилась на Украине, а отец – Борис Аронович - в Молдавии. Оба приехали в Биробиджан со второй волной переселенцев сразу после войны. Здесь встретились и поженились. Мама работала бухгалтером в столовой швейной фабрики, а отец был начальником столярного цеха завода железобетонных изделий. Первый адрес моего детства – Комсомольская, 5. Квартира была небольшой и без особых удобств. Помню, как ходил за водой на колонку. Еще помню, что в доме по праздникам вкусно пахло. До сих пор так и не попробовал ничего вкуснее маминых блюд. Она пекла штрудель с изюмом, какой-то огромный волшебный бисквит, торт "наполеон".
Отец учил, что нужно быть честным и открытым в отношениях с людьми. Принципиальный такой был и ответственность в нас воспитывал, по делу отвечать на вопросы, по сути. Сам был порядочный, скромный, учил нас всегда быть самими собой, не задирать нос перед другими, уважительно относиться к людям. Нас с сестрой Полиной воспитали так, что мы до сих пор трепетно относимся друг к другу, поддерживаем друг друга всегда. Сестра была старше, она помогала матери, в том числе и в моем воспитании.
В раннем детстве я увлекся шахматами. И не случайно. Этой игре меня начала учить именно мама. В шахматы мы играли вначале вдвоем, мама выигрывала, пока я не освоил азы, а потом я начал ходить в шахматный кружок. Отец все больше времени на работе проводил, поздно домой возвращался, уходил практически последним. Уставал сильно. Когда приходил, сразу ложился отдыхать. А мама хорошая хозяйка была. Они довольно разные люди с отцом. Отец такой серьезный и строгий, а мама веселая и коммуникабельная, очень общительная. Но они дополняли друг друга. Мама рано умерла, нас стало трое. Отец и мы с сестрой.
Первоклассник. Фото: Из личного архива Александра Левинталя
- Чем запомнились школьные годы?
- Я начинал учиться в восьмой школе. Потом перешел в первую. В классе кого только не было: русские, украинцы, евреи… Мы росли в СССР, тогда к национальностям относились иначе, все было проще и понятнее. Со мной за одной партой сидел Саша Розенталь. Это всегда было поводом для дразнилок. Левинталь и Розенталь и оба Саши.
Как уже говорил, я с малых лет пристрастился к шахматам. Один из главных наставников в моей жизни – Эзраиль Рувимович Шейнман. Он руководил шахматным кружком, организовывал турниры. До сих пор вспоминаю талончики на питание за участие в соревнованиях и храню дома учебники по шахматам, которые он советовал прочитать. Жаль, что не смог поклониться ему в своем нынешнем качестве. Эзраиля Рувимовича уже нет в живых. К сожалению, после окончания школы и первых лет учебы в институте дальше так и не пришлось серьезно заниматься шахматами, все времени не было. Но полистаю учебники, вспоминаю детство.
У своего второго наставника – учителя экономической географии Брониславы Яковлевны Хинкис, я побывал недавно. Ей исполнилось 85 лет, она все такая же строгая и внимательная. Читает все, что пишут обо мне в газетах, смотрит телевизор, а потом звонит моей сестре и дает наставления. К ее словам я всегда прислушиваюсь. Я никогда не разрывал связей со своей родной школой. По крайней мере, на юбилейные встречи выпускников приезжал всегда. Поздравляю, цветы дарю учителям с благодарностью и признательностью.
Увлечения шахматами, математический склад ума, школа Брониславы Яковлевны определили мое будущее. В 10 классе я уже принимал зачеты по экономической географии у половины класса, под присмотром, конечно. Так что свой педагогический стаж исчисляю с 15-ти лет. Помнят ли это мои одноклассники, не знаю.
- Логично спросить о том, как прошли студенческие годы…
- В 16 лет я закончил школу. Учился хорошо, в наше время был бы серебряным медалистом. Четверка в аттестате у меня одна - по русскому языку. Поступать в Хабаровский политех меня привезла сестра. Я оказался богатым студентом. За "круглые" пятерки сразу начал получать повышенную стипендию – 50 рублей. А на пятом курсе заслужил даже ленинскую – 92 рубля. Под окном нашего общежития была футбольная площадка и в свободное время мы играли в футбол.
На первом курсе, как все студенты, выехали на уборку картошки в Пузино. Мальчишек было немного, и я стал бригадиром. У меня была кожаная шляпа моды 70-х, и шесть девчат в подчинении. Мы тут же устроили соцсоревнование, кто за день наберет больше бункеров картошки. Своей бригаде я обещал по банке сгущенки на нос, если выведут наш комбайн на первое место. Мы уверенно рванули вперед и уже почти доехали до сладкого будущего, но техника подвела. По банке сгущенки девчатам я все-таки купил. На втором, третьем и четвертом курсах летом я ездил в стройотряды. За сезон зарабатывали по 700 рублей. По тем временам надолго хватало, чтобы неплохо прожить, деньги на питание были. Так что без материальной поддержки отца я начал обходиться рано.
В институте началась карьера ученого. Фото: Из личного архива Александра Левинталя
Мне нравилось заниматься наукой, работать с людьми. Был профоргом группы. Решил двигаться дальше в том же направлении. После окончания политехнического института пришел в академию наук, в Институт экономических исследований. Через некоторое время меня избрали секретарем комсомольской организации. Несмотря на то, что по понятным причинам это была идеологическая организация, мы старались работать неформально. У нас была прекрасная художественная самодеятельность, ребята из МГУ, Ленинградского, Новосибирского университетов, писали сами сценарии, устраивали шоу, капустники, ставили спектакли, в которых я активно принимал участие, пел, играл на балалайке.
Мы также занимались спортом. Если в институте я занимался шахматами, то в академии наук больше играли в футбол. Обязательным у нас был волейбол. Все от академиков, директора, заканчивая младшими научными сотрудниками, по понедельникам ходили в него играть. Был еще настольный теннис в обед или после работы. Тогда эти виды спорта были более популярны.
Несколько лет я проработал секретарем комсомольской организации, затем стал председателем Совета молодых ученых института и был им многие годы. Мы инициировали проведение конкурса молодых ученых, стажировки молодых ученых. Хорошая у нас работа была, многие молодые ученые института защищали кандидатские, впоследствии - докторские диссертации. Институт был достаточно серьезный, коллектив дружный, многие жили в общежитии. В том числе и я, пока квартиру не получил. 15 лет общежитской жизни. Дружное такое время. Праздники вместе отмечали, чужие проблемы понимали.
- Какое место в Вашей жизни занимает семья?
- Научную карьеру продолжил в Институте экономических исследований Академии наук СССР в Хабаровске. Двигался системно, через ступеньки не прыгал. Стажер-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник. Зарплата поначалу была скромная: 105 рублей. Но мне как обладателю красного диплома платили 115. Еще преподавал студентам-вечерникам. Хватало. Наш научный руководитель - нынешний академик РАН и директор института - Павел Александрович Минакир собрал очень интересную команду молодых и азартных ученых. Именно в науке я встретил и свою судьбу. Оксана распределилась в академию наук из Новосибирского государственного университета со специальностью, которая тогда казалась чем-то космическим: экономическая кибернетика. А я тогда был секретарем комсомольской научной организации института! Профессиональный интерес стал сугубо личным, когда я увидел Оксану на дискотеке. Как она двигалась! У себя в Новосибирске она занималась народными танцами, так что танцевать любила и умела. Я ухаживал два года. Потом была свадьба. Гости были общие, работали-то вместе. На свадьбу приехала моя сестра Полина. Никто не подрался и не напился – научные же сотрудники.
Вместе мы уже 27 лет. Я благодарен моей супруге за все, чего я достиг. Дочь – Ольга - у нас одна. Так получилось, что она часто в детстве болела. Оксана много внимания уделяла ее здоровью. Бабушки и дедушки рано ушли из жизни, ни с моей, ни с ее стороны поддержки практически не было. Я постоянно на работе, потом еще крайисполком, всегда ответственность, командировки по районам, в Москву и за рубеж. Понятно, что по выходным старался по возможности помочь, но, больше всего в домашнем быте досталось супруге, она все выдержала за двоих. Проработав в науке, не защитилась по экономической специальности, так как пришлось много внимания уделять дочери, тем не менее, нашла силы поменять специализацию, ушла из экономики, в самом прямом смысле слова, из института. Получила второе высшее образование, сначала была юрисконсультом, затем главным юрисконсультом на заводе "Балтика" в Хабаровске, потом перешла работать в арбитражный суд Хабаровского края, а накануне успела защитить кандидатскую диссертацию, став кандидатом юридических наук. Новосибирский университет, академия наук, математический склад ума, способность к аналитике, написанию научных статей сыграли свою роль, она и сейчас статьи пишет, анализируя юридическую практику. В работе ей помогают оба образования и экономическое, и юридическое.
Если вы спросите, как мы проводим наше семейное время, не отвечу, видимся мало, особенно сейчас. Работа отнимает все. Нам важно просто быть рядом, говорить о чем-то, завтракать вместе или ужинать. Это ведь и есть семья.
С дочерью Ольгой. Фото: Из личного архива Александра Левинталя
С дочерью сейчас очень доверительные отношения. Она видит во мне опору. Надо сказать, что Оля всегда была очень скромным ребенком, остается такой до сих пор, никогда не использует мое имя в личных целях, не пользуется моим служебным положением, даже стесняется этого. У нее разносторонние способности. Закончила гимназию в Хабаровске, была победителем краевой олимпиады по английскому языку. А это нельзя сделать по знакомству. Потом ездила на олимпиаду всероссийскую, на которой ей досталось 13 место. Выпускаясь из школы, опубликовала первый сборник стихов на английском языке, ее подружка нарисовала картинки-иллюстрации к ним.
Оля училась в Академии экономики и права на факультете международных экономических отношений. Сейчас работает по специальности в министерстве Хабаровского края, которое занимается внешнеэкономическими, международными делами. Увлекается фотографией, стрельбой из лука, немного рисует, организовала несколько фотовыставок. А все началось с того, что на юбилейный день рождения мне подарили фотоаппарат. Она взяла, и за несколько лет, начав с нуля, достигла полупрофессионального уровня. Постоянно совершенствует знания. Когда в Хабаровск приезжают известные фотографы из Москвы, Санкт-Петербурга, ходит на их мастер-классы, имеет уже приличную школу. Дочь в большей степени гуманитарий – должен же в семье хоть кто-то быть лириком.
- Свободное время, если оно появляется, то чем стараетесь заполнить?
- Я всегда работал активно и с удовольствием. Погружаюсь полностью. Честно говоря, некогда лежать с книжкой или слушать музыку. Как уже говорил, раз в неделю раньше играл в волейбол, сейчас - раз в году. Еще изредка, если удается, играю в большой теннис, когда ракетка в руки попадает.
С любимыми книжками лет в 20 распрощался. При таком темпе работы больше трех-четырех страниц художественного текста не могу прочитать, просто физически не успеваю, много документов, другой информации. В самолете, когда стюардессы спрашивают про прессу, говорю, мне, конечно, журналы "Деньги" и "Власть". Они смеются.
Люблю читать "Спорт-экспресс", ну и еще одно увлечение – смотреть футбол. Команды нет, за которую я бы болел. Болею за хороший футбол. Интересно смотреть на топ-команды: "Зенит", "Динамо", "Спартак", ЦСКА, "Краснодар". Правда, последнее время огорчает сборная России, но все равно смотрю. Если в футбол сам играл когда-то, то хоккей просто люблю смотреть, и на матчах "Амура", когда они проходили в городе Хабаровске, старался бывать. Не важно, выиграли или проиграли, ходил.
- При таком графике быт, наверное, не успевает заесть?
- Несколько месяцев после приезда в Биробиджан жил у своей сестры. В старом доме. Сейчас, правда, прописался в служебной квартире. Помощников пока нет, справляемся сами. Семья моя еще не переехала. Надеюсь в ближайшее время приобрести и свое собственное жилье.
Я живу в Биробиджане.... Фото: Из личного архива Александра Левинталя
Вообще я неприхотлив, особых условий мне не нужно, в семье я человек спокойный, уравновешенный, могу сам и посуду помыть. Сестра старше меня, она меня воспитала, к ее мнению прислушиваюсь, в быту стараюсь чем-то помочь. По магазинам за продуктами ходим вместе, смотрю, что можно купить, сколько это стоит в Биробиджане, потом сумки с продуктами несу. Так что расклад по ценам могу сделать четкий безо всяких сводных отчетов.
- Работа как-то повлияла на Ваш характер, на Ваше отношение к людям?
- Большую часть жизни служу государству. 25 лет! С 1979 по 1990 год работал в академии наук, а потом госслужба. Мой опыт складывался из того, что, во-первых, очень многое для работы на госслужбе дала работа научная. Через науку я получил навыки аналитического мышления, изучения сложных систем.
Я пришел на госслужбу в перестроечный период, государство менялось, менялась социально-экономическая система, и ни у кого не было полного понимания что делать. Но ученый привык работать над неизведанным, эта закалка и помогла мне быстрее понять ситуацию. По этой причине я быстро продвинулся в карьере: в то время нужны были люди, которые могут генерировать что-то, изобретать, придумывать, а кругозор у меня был достаточно неплохой, занимался я всем Дальним Востоком, в том числе Хабаровским краем, и поэтому достаточно быстро стал продвигаться по службе. Пришел замом начальника отдела, через полгода уже был начальником отдела, через год стал первым заместителем председателя комитета экономики и еще через год – замом губернатора и председателем комитета экономики. Мне было тогда 35 лет. И долгие годы - 16 лет - я был министром экономики. Когда пришел в комитет экономики, в нем работали 80 человек, когда уходил из министерства, уже было 170. Со временем министерству придали много дополнительных функций.
Еще, наверное, я был единственным в России руководителем экономического направления, который являлся постоянным представителем губернатора в Хабаровской краевой Думе. То есть, на всех заседаниях должен был присутствовать, принимать решения, докладывать от имени губернатора, отвечать на вопросы. Поэтому приходилось заниматься не только экономикой, но и здравоохранением, образованием, другими социальными сферами. Это была хорошая школа, которая давала большой опыт.
Кроме того курировал взаимодействие правительства края с Федеральным Собранием РФ. Это сегодня мне очень помогает. Знаю, как в Думе работают, в Совете Федерации, с руководством встречался этих органов власти, в министерствах, ведомствах. Это опыт, без которого нельзя решать многие вопросы. Сейчас у меня классный чин - действительный государственный советник второго класса, что приравнено к чину генерал-лейтенанта в армии.
Но какую бы должность я не занимал, главным принципом было относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Самое главное, что я ценю в людях? Прежде всего, компетентность. Мне не важно, молодой человек или пожилой. Главное, он должен быть компетентен, готов решать сложные задачи, умеет мыслить стратегически, при этом быть порядочным и честным. Это я наиболее ценю в людях.
В рабочей поездке на ГОК. Фото: Из личного архива Александра Левинталя
Кстати, для чиновников никаких особых законов жизни нет. Только общечеловеческие. Не можешь - не обещай. Пообещал – сделай. Государство – это люди. Значит, ты, прежде всего, обязан видеть людей, слышать их и работать для них. Нужен прямой и живой контакт, непосредственное человеческое общение. Не отбывай время в должности, не жди помощи и указаний. Делай. Ты же власть! Не всегда нужны большие ресурсы, чаще всего важна организация, система, воля…
Часто спрашивают сейчас про смену команды. С первых дней произошли какие-то замены. Но каждому человеку стараюсь дать шанс, возможно, люди просто в правильной, четкой системе не работали. Предложим новые форматы, установим новые требования. Справятся, - отлично. Я уверен, что у нас есть необходимый кадровый потенциал. Его надо только умело использовать. Есть экономические возможности, они уникальны. Вижу, как их можно применить. Можно развивать территорию и не ездить в Москву с протянутой рукой.
Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в губернаторы ЕАО Александра Борисовича Левинталя