18 сентября 2015. Постигать многое самостоятельно, в том числе благодаря Интернету, придется желающим получить качественное образование в Биробиджане. Такое мнение высказал сотрудник ИКАРП ДВО РАН, председатель федерации еврейских организаций ЕАО Валерий Гуревич. С ним солидарна кандидат педагогических наук, завотделом областного института повышения квалификации педработников Татьяна Файн. Знания не даются, их получает сам человек, отметила доцент. Между тем профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема, член Общественной палаты ЕАО Павел Толстогузов считает, что в Биробиджане можно получить настолько качественное образование, насколько в современной России это вообще возможно. Еще одно наблюдение доктора филологии - школьная подготовка стала на порядок слабее. Выводы собеседников информагенства в целом созвучны с результатами опроса на сайте ИА ЕАОMedia, где более 60% проголосовавших отвергли вариант получения качественного образования в границах малой родины.
Напомним, на сайте ИА ЕАОMedia проходил опрос: Новый учебный год начался. Как вы считаете, можно ли в Биробиджане получить качественное образование (в школах, ПУ, техникумах, колледжах, вузах)? Вот как распределились голоса его участников, которых в общей сложности набралось более 900.
Результаты опроса. Фото: ИА ЕАОMedia
Посмотреть результаты опроса можно ЗДЕСЬ.
Результаты "образовательного" опроса информагентству прокомментировали ученые из ЕАО.
завотделом педагогического менеджмента института повышения квалификации педагогических работников ЕАО, к.п.н, доцент
Автор фото: Олег Черномаз, газета Биробиджанер Штерн
В этом опросе я сама участвовала и проголосовала за то, что в области можно получить качественное образование! Мое утверждение основывается на известной истине: "Не место красит человека, а человек место". И самым главным в получении качественного образования является ответственное учение самого человека на любом уровне образования. Не важно, где он учится – важно, как человек относится к процессу обучения. Доказано многими учеными, психологами и мудрецами древности, что знания не даются, их получает сам человек. Другое дело, что образовательные организации и педагоги должны вызвать интерес к учебе, поработать над мотивацией обучающихся, помочь студенту/школьнику осознать, что учеба на любом уровне образования, это труд, и ответственность за результаты своего учебного труда учащийся несет сам.
Я могу привести много примеров, когда человек обучался в обычной сельской школе, потом получал заочное образование и постепенно выходил на достаточно высокий профессиональный уровень, например, Леонид Пантелеевич Губенко.
Качественное образование не терпит двух вещей. Первое – суеты, то есть образование невозможно получать “по верхам”, образование должно быть вдумчивым, внимательным. Психологи говорят, в том числе Рубинштейн: человек доподлинно владеет лишь тем, чем он овладел собственным трудом. Второе – не должно быть никакого бахвальства, не должно быть никакой эйфории. Человек относительно грамотный, относительно образованный никогда не будет кичится своим уровнем образования, своим превосходством. Он наоборот, иногда будет поражать людей своей простотой, открытостью и доступностью, но в то же время будет поражать своим трудолюбием, добросовестностью, высочайшей степенью ответственности и высокой требовательностью к себе и к другим. Вот к этому мы и должны приучать своих детей.
В первую очередь я бы посоветовала и родителям работать над формированием ответственности у детей уже на дошкольном уровне. Ребенок в детском саду уже должен отвечать за свои слова, поступки, дела, должен знать, что к семи годам он окажется в такой образовательной организации, как школа, где его ждет учебный труд.
Наша область замечательное место для проживания людей вообще и для молодежи. В очень редких регионах такое внимание уделяется молодежи, как у нас. Ну, и конечно, есть условия для качественного обучения.
Родительское сообщество может влиять на улучшение условий образования. И если родителям кажется, что у какой-то образовательной организации условия работы не те, которые им хотелось бы, родительское сообщество создает Управляющие советы, Попечительские советы и помогает образовательной организации в улучшении условий для повышения качества образования. Ведь Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) общего образования как раз являются механизмом взаимосвязи семьи, школы, общества, с их помощью заключается договор между семьей, обществом и государством.
В реализации ФГОСов нового поколения семья играет очень важную роль. И те родители, которые считают: я отдал ребенка в школу, пусть его там учат, не совсем правы. В школе будут учить! И у нас очень много замечательных учителей! Но если семья устраняется от воспитания ребенка, от его поддержки в процессе обучения и воспитания, результаты будут не те. Поэтому я думаю, мы все вместе должны эту проблему решить.
Я видела, что опрос показал большой процент респондентов, которые говорят, что у нас в области нет условий для качественного образования. Может быть, мы что-то упустили. Я очень уважаю родительское сообщество, они у нас сегодня заняты на работе, стремятся заработать деньги, но в то же время (я снова повторяю общеизвестные истины) некоторым родителям элементарно не хватает психолого-педагогических знаний для того, чтобы помочь своим детям. Я имею в виду не предметных знаний, а просто вовремя подсказать ребенку верный вариант для своего поступка, для своих действий.
Мы готовы возрождать психолого-педагогический всеобуч. Давайте об этом будем говорить. Пусть это будет еще одно дополнительное положительное условие для того, чтобы подтвердить, что условия для качественного образования у нас в Еврейской автономной области есть.
профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема, публицист
Автор фото: из личного архива
Понятно, что в этой ситуации я выгляжу заинтересованной стороной. Тем не менее постараюсь быть объективным.
Количество тех, кто захотел принять участие в опросе относительно невелико, и это может свидетельствовать о том, что проблема качественного образования пока что вытесняется для широкой публики другими, более насущными на сегодняшний день проблемами — например, экономикой выживания. Качество образования, как правило, является довольно продвинутой потребностью, предполагающей относительное социальное благополучие и разнообразие предложений на рынке образовательных услуг. И все же на счетчике почти тысяча человек — этого достаточно для предварительных выводов.
Вообще-то я ждал меньшего количества оптимистов в связи с опросом, так что считаю его результаты вполне удовлетворительными для системы образования в Биробиджане (отставание позитива от негатива составляет примерно 25%; думаю, что в больших городах этот разрыв был бы более существенным — в силу несколько иной структуры потребностей). Допускаю, что среди проголосовавших "за" есть и сами педагоги, но по большому счету это дела не меняет: педагоги видят изъяны системы лучше иных и в нынешней ситуации вряд ли склонны лицемерить. (Тем более в анонимных опросах.)
Дело в том, что проблема качественного образования не является специфически биробиджанской, она сегодня общероссийская и равно болезненная для всех, кто ею озабочен. Просто критика, исходящая от потребителей, почти всегда обращена на ближний круг, а вот у соседа, как известно, и репа слаще… Так же в Хабаровске будут говорить о более качественной подготовке в московских вузах, а в Москве будут с придыханием говорить о возможностях Гарварда и Йеля.
Я не работаю в среднем и среднем профессиональном образовании, поэтому не знаю, как там обстоит дело в деталях, но общее представление об этом у меня, разумеется, есть. Я, например, вижу по абитуриентам, что школьная подготовка стала на порядок слабее, чем лет этак 20 назад (из-за открыто признаваемого всеми, в том числе учителями, изменения характера требований и связанного с этим снижения уровня подготовки). При этом общая развитость вчерашних школьников и быстрота интеллектуальной реакции нередко выглядят более предпочтительно, чем раньше.
Что в целом происходит с биробиджанской высшей школой? В общем, все то же, что и с российской. Как и многие другие сферы сегодняшней российской жизни, высшее образование, к сожалению, превращается в пространство имитационных практик, и обучающиеся становятся одной из закономерных жертв этого процесса (повторюсь: это характерно как для Биробиджана, так и для крупных университетских центров). Мне уже приходилось высказываться по этому поводу. Степень бюрократизации процесса образования такова, что нужно удивляться тому, что в классах и в аудиториях еще происходит что-то настоящее. Уменьшаются объемы аудиторной работы, что диктуется не столько логикой образования, сколько плохой экономикой обычного российского вуза (а таких большинство). Образовательные стандарты характеризуются предельной аморфностью, а объемы предметных дисциплин в учебных планах постоянно сокращаются (по педагогическим направлениям подготовки сокращение предметного блока эксперты Ассоциации преподавателей высшей школы называют катастрофическим).
Одна из проблем именно нашего вуза — к нам приходят очень хорошие дети с подчас не очень хорошими результатами школьной подготовки. Наиболее сильные, как правило, уезжают учиться в другие города. Поэтому приходится тратить время на образовательную реабилитацию поступивших. Это отнимает время у собственно вузовской подготовки.
Пока что ситуация не "падает" окончательно в школе и в вузе благодаря консерватизму образовательной среды или, проще говоря, благодаря привычке преподавателей работать как прежде. Ведь что такое, например, т.н. "высшее образование"? Университетское образование традиционно основывается на передаче авторизованного знания, все прочее может быть названо как угодно, но не университетом. Если меня спросят "что такое университет", я смогу ответить только так: это место, которое я занимаю в аудитории. Остается ли там университет после того. как я покидаю это место — не знаю. Надеюсь, что остается.
При всем этом я сам ответил бы на вопрос "возможно ли в Биробиджане качественное образование" словами "да — насколько в современной России это вообще возможно". Не хочу быть пресловутым куликом, распинающимся по поводу достоинств своего болота, но биробиджанский университет, несмотря на прокрустов характер нынешних реформ, всю четверть века своего существования показывал, на мой взгляд, неплохую динамику возрастающего качества, и не только того странного качества, которое на языке высоких канцелярий именуется сейчас "эффективностью", но и подлинного. Проблемы есть, и серьезные, но любой беспристрастный наблюдатель отметит этот рост (об этом, в частности, говорят и результаты иногородних олимпиад и конкурсов, а также неплохие карьеры многих наших выпускников).
За счет чего возможен этот рост, если общие условия преподавания ухудшаются? Я объясняю это теми импульсами роста, которые характерны для относительно молодой организации и которые были поддержаны некоторыми удачными (хоть иногда и вынужденными) управленческими действиями. Да и традиции сильной биробиджанской средней школы еще не вполне утрачены, иначе было бы совсем грустно. Что произойдет, когда ресурсы такого роста и таких традиций окажутся исчерпанными, сейчас не возьмется сказать никто, но пока что апокалиптических ожиданий в связи с биробиджанским образованием у меня нет. Работаем.
Напоследок хочу выразить надежду. Периоды непродуманных реформ, как и все на свете, заканчиваются. Образование — постоянный спутник цивилизации. Кстати, ошибкой будет думать, что оно случается только в школе или в вузе. Качественное образование — это встречное движение. Когда мы, взрослые, отрицаем качественное образование в своем городе, мы говорим в том числе и о себе, о своих семьях. Старое выражение "ребенок из хорошей семьи" по-прежнему означает, что семья продолжает оставаться не менее важным образовательным пространством, нежели школа и вуз.
Начальник отдела образования мэрии Биробиджана Марина Авачёва комментировать результаты опроса отказалась.
Тем временем, два народных корреспондента ИА ЕАОMedia высказали диаметрально противоположные мнения насчет того, возможно ли в Биробиджане получить качественное образование.
"Посмотрите, какие знания у многих нынешних школьников… Они ведь чуть ли не нулевые. Они не знают историю родной страны, пишут с огромным количеством ошибок, не могут связать два слова... И вот такие "знатоки" потом приходят в вузы, а затем в организации, на предприятия… Какие можно предъявлять требования к таким "спецам" и чем они могут помочь людям, которые к ним обращаются? А главная причина всему этому – ужасные реформы в сфере образования. Одно ЕГЭ только чего стоит, механические бездумные тесты, иначе не назовешь. Да и в некоторых вузах сегодня не лучше – сплошные дни самостоятельной работы студентов. А когда же учить начнут?", - задается вопросом биробиджанка Татьяна.
"Все зависит от того, как настроен сам человек. Хочет он получить качественное образование, значит сделает для этого все возможное. У меня немало знакомых в селах, где в школах и учителей толком нет, а их дети – отличники, заканчивают школы с медалями, поступают в вузы, успешно выстраивают карьеру и пользуются уважением коллег. Так что если говорить о том, можно ли получить хорошее образование в конкретном городе, то я отвечу так – можно его получить где угодно, если поставить цель и уверенно к ней идти", - считает жительница Ленинского района Анастасия.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Татьяна Пчёлкина: Школы ЕАО к введению новых образовательных стандартов готовы
Наталья Баженова: В лицее базового вуза ЕАО работают сильные предметники-профессионалы
Почти треть учителей школ ЕАО являются пенсионерами
Читатели ИА ЕАОMedia узнали о нововведениях в сфере образования в новом учебном году
Наталья Баженова: Выпускники базового вуза ЕАО востребованы на рынке труда
председатель Федерации еврейских организаций ЕАО
Автор фото: Издательский дом Биробиджан
Пока хорошего технического образования у нас не получишь, зато можно получить хорошее гуманитарное. Я думаю, надо больше самому заниматься. Кто хочет получить качественное образование, то его получит. Все зависит от человека. А то, чего тебе не дают, ты можешь всегда найти в интернете.