"Просрочки" на полках магазинов Биробиджана стало значительно меньше – Роспотребнадзор ЕАО

Проверки качества продуктов, в том числе и по заявлениям граждан, проводятся регулярно
Шопинг в Биробиджане
"Просрочки" на полках магазинов Биробиджана стало значительно меньше – Роспотребнадзор
Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia

21 сентября 2015. Просроченных продуктов на прилавках магазинов Биробиджана теперь значительно меньше, отмечают специалисты Роспотребнадзора ЕАО. Они проводят проверки качества продуктов, в том числе и по заявлениям граждан. Как не попасть впросак, что делать, если из клиента вы стали потерпевшим? О качестве услуг и товаров корреспондент газеты "Биробиджанская звезда" Илья Воробьёв поговорил с начальником отдела санитарно-эпидемического надзора и защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по ЕАО Евгенией Мироненко, сообщает ИА ЕАОMedia.


Евгения Мироненко. Фото: телеканал "РЕН-Биробиджан"

- За последнее время произошли изменения в тематике жалоб в Роспотребнадзор. Расскажите о них.

- Они произошли в последние несколько лет по разным причинам. Одна из них - изменение в законодательстве. Сейчас мы не занимаемся жалобами на условия проживания. Эти функции переданы жилищной инспекции и другим организациям, компетентным в смежной проблематике. По Гражданскому кодексу владельцы жилья должны самостоятельно решать свои проблемы, когда это необходимо - обращаться в судебные органы. Интересы некоторых категорий населения, например, по защите прав потребителей, мы можем представлять в суде. Также по многим вопросам мы можем выступать в судах в качестве специалистов. С другой стороны, те же магазины, находящиеся на первых этажах жилых домов, значительно меньше неприятностей стали доставлять соседям. Ну а мы рассматриваем жалобы на магазины, только когда они действительно мешают людям жить. Однако санитарные правила лояльны – в них не регламентируется то, чего нельзя располагать в помещениях, это оговаривается  строительными правилами, которыми мы не пользуемся. Рассмотрение подобных жалоб -  функция органов местного самоуправления. 

- А если обратиться к результатам этого года?

- За шесть месяцев этого года у нас в основном поступали жалобы на услуги питания. В конце прошедшего года мы закрыли одно заведение общественного питания, в этом году – еще одно. На него и раньше жаловались (трижды только в этом году). Там было множество грубых нарушений санитарного законодательства и прав потребителя. Наказали в этом году и предприятие торговли, предлагавшее своим клиентам куриный окорок с большим содержанием воды (лед намороженный). Были и другие примеры. Огромное количество жалоб поступает на торговлю. Причем преимущественно  жалобы в плане защиты прав потребителей при покупке продовольственных и непродовольственных товаров. Главным становится вопрос о замене товара. Хотя количество жалоб снизилось в последние годы. На мой взгляд, продавцы стали грамотнее,  сознательнее, но все-таки пока подобные жалобы преобладают. На мобильную связь редко жалуются, зато часто - на интерактивное телевидение. Постоянно обращаем внимание на услуги водоснабжения. У нас всегда качество воды было хорошим, но в последние годы в водоемы много что смывают наводнения и дожди. В результате качество воды по химическому составу становится хуже. Жалуются на качество воды в новых домах – дом должен быть "под проливом" несколько часов, а платить за это никто не хочет. Поэтому в норму качество воды приходит в течение нескольких лет. По всем эпизодам мы проводим проверки, виновных наказываем.

- С каких пор стали преобладать жалобы на качество услуг?

- Буквально последний год. В прошлом году было очень много санитарных вопросов, причем именно связанных с жильем. Что до продуктов, то просроченных на прилавках теперь значительно меньше. Проверки качества продуктов мы проводим, в том числе и по заявлениям граждан. Групповым случаем заболеваний является поступление из медицинских организаций  не менее трех-пяти экстренных извещений на граждан с кишечными инфекциями, связанных с приобретением одного продукта или продуктов в одном предприятии торговли, общепита. Такого, чтобы 20 и более заявлений, в последние годы вовсе не было. Это, несмотря на то, что Россия - в первой десятке по кишечным инфекциям.  Но связать это с определенными продуктами невозможно. У нас большой процент граждан малоимущих, которые покупают просроченные продукты. Когда мы их находим, то наказываем владельцев магазинов. Но делать это можем по законодательству только раз в три года. В остальное время мы работаем по жалобам и обращениям граждан.   

- Жалоб стало больше потому, что люди изменились?

- Да. Меняется сознание юридических лиц и предпринимателей. Они стараются все сложные вопросы "замять", никто не хочет, чтобы наша служба или какая-либо другая приходила лишний раз. Сейчас очень редко к нам приходят люди с заявлениями о том, чтобы им вернули деньги за какой-то товар. Мы даем устные консультации по телефону, народ этим пользуется. Если первые годы, когда мы начинали работать, мы были завалены такими жалобами, сейчас их одна-две, может, три. 

- Как обстоят дела с объектами вашего давнишнего интереса, к примеру, с содержанием пестицидов и нитратов в овощах и тех же арбузах? Жалуется ли кто на некачественные окна? Как это контролируется сейчас?

- Я не помню, чтобы в этом году нам подавали жалобы по пластиковым окнам. В этом году пришла жалоба на мебельщика, который и раньше в наше поле зрения попадал – он снова затягивает со сроками выполнения заказов. Он уже закрывался один раз, теперь стал работать под  другой вывеской. К тому же поступают жалобы, что он снова ликвидировался, взяв с клиентов предоплату. 

По "пищевке" хочу сказать одно: к сожалению, если раньше предприниматель, который реализовывал свою пищевую продукцию, должен был иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, то с 2010 года это правило отменено. Государственную регистрацию пищевые продукты не проходят. Здесь все возлагается на добросовестность самого производителя. Правда, появилась новая система, надеюсь, она нам поможет. Но по ней пока работает два или три производителя. Контроль у нас происходит, только если есть жалоба или когда мы выходим "на предприятие". Но если есть документ о качестве и безопасности, мы не можем отобрать продукцию. Вообще, мы работаем по плановым или делаем внеплановые проверки (по жалобам). Проверками качества импорта - фруктов, овощей и мяса непереработанного, крупы, зерновых – занимается Россельхознадзор. Он отбирает на границе пробы, через три-четыре месяца нам присылают результаты проверки. Но часто это "скоропорт", и когда нам данные приходят, все уже реализовано. Продукция потенциально опасная, но превышения ПДК вредных веществ если бывают, то в небольших количествах. Вообще, овощи покупные лучше варить в нескольких водах.  С китайцами у нас есть договоренность: когда они нам присылают продукцию, то делают анализы, ориентируясь на наши показатели. Также стараются на наш прилавок продукцию некачественную не отправлять. 

- А что вы можете сказать о сервисе и услугах, ставших популярными в последний год? К примеру, о коллекторах?

- Не очень много, но поступают жалобы на работу коллекторских агентств, работающих по ночам. Но, в принципе, это не наша функция, мы пересылаем жалобы, кому положено. Единственное, что я хочу сказать, ситуация тяжелая там, где дают кредиты. К примеру, человек набрал 250 кредитов, и в его жизни что-то изменилось так, что кредиты вернуть он не может, реструктуризацию долга в наших банках сделать очень сложно. 

На микрозаймы жалоб пока не было. Если раньше было много обращений на то, что воздействует электромагнитное излучение от вышек сотовой связи, то в последнее время этого практически нет. Да и излучения сильного почти не было, кроме одного эпизода. Тогда мы не разрешили вышку установить. Еще из "кризисного" можно отметить "катавасию" с ценами в конце прошлого года – когда рубль рухнул. В магазинах не успевали менять ценники. На них одна цена, а на кассе уже другая. Так, одна девушка-продавщица плакала даже, в том не было ее вины, но мы должны были наказать ее.

- Обычно там, где жалуются, действительно нарушения какие-то присутствуют или люди сами виноваты? Как не попасть в затруднительную ситуацию?

- Если вам нужен кредит на большую сумму, то проконсультируйтесь с адвокатом, который все "по полочкам разложит". Банки больше не печатают договоры мелким шрифтом, как это было раньше. Ситуация изменилась. Законодатель пошел навстречу нашей службе, которая в судах отстаивала позицию граждан по скрытым кредитам и скрытым процентам. Сейчас всего этого меньше стало. В основном граждане сами попадают в ситуацию, когда не посмотрели, не прочитали что-то в договоре. Не могу сказать, что граждане во всем сами виноваты - не будешь ведь в магазине на куртке все швы рассматривать. 

- Есть ли какая-то техника безопасности потребления? Как не оказаться потерпевшим и что делать, если им стал?

- Внимательно смотреть, что покупаешь, и не обращать внимания на уловки и, что важно, уговоры продавцов. Если вы покупаете бытовую технику, то смотрите, чтобы она не была ранее в употреблении. На ценнике должен стоять знак, что техника была в употреблении. Самому разбираться в том, что покупаешь, консультироваться у специалистов.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Пестицидные овощи и фрукты из КНР жители ЕАО могут проверять и сами – Геннадий Онищенко

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость