Сельские школы ЕАО могут остаться без старших классов

Молодые люди, получив основное образование, предпочитают уходить в техникумы
Молодежь ЕАО
Сельские школы ЕАО могут остаться без старших классов
Фото: Газета "ДиВох"

8 января 2016. Ученики сельских школ Еврейской автономной области все чаще предпочитают учебу в техникумах как альтернативу старшим классам. Полное 11-летнее образование предпочитают лишь единицы. В результате такие учебные заведения могут стать "девятилетками", сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью журналиста газеты "Ди Вох" Михаила Клименкова.

"В этом учебном году в средней школе села Волочаевка-1 нет 10-го класса. 11-й пока есть. А вот в школе соседней Даниловки, которая тоже еще не потеряла статуса средней, самый старший класс – девятый. И произошло это потому, что продолжить обучение в старших классах здесь изъявили желание всего три человека. На уроки они ездят в село Камышовка, где вместе с ними в десятый класс набралось шесть человек. Всего в 10-х классах школ ЕАО обучается 831 человек, из них 626 – юноши и девушки из Биробиджана. Большинство сельских ребят после девятого класса уходят из школы.

"Будешь лениться – в десятый класс тебя не возьмут!" Еще недавно педагоги пугали так нерадивых питомцев. Подразумевалось, что после этого жизнь подростка, едва начавшись, пойдет под откос. Единственный путь, который светил ему, – низкооплачиваемая физическая работа. Правда, не принятые в школу могли продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях, но престиж их, как бы они ни назывались – ФЗУ, ПТУ или ПУ, был очень низким. Интеллектуальный и моральный уровень большинства обучающихся в них, действительно, оставлял желать лучшего. "Пэтэушник" – в этом слове звучало если не презрение, то снисходительность. Те, у кого были карьерные амбиции, шли в старшие классы общеобразовательной школы.

Сегодня лишь некоторые сельские ученики придерживаются такой позиции.

Девятый класс камышовской школы этой весной окончили четырнадцать человек, но в десятый перешли только три девушки. По отзывам учителей, не самые сильные, однако с программой средней школы они вполне справляются. Александра Лавришина имеет четкую цель: она намерена поступать в вуз, который позволит ей потом работать в силовых структурах. Ее одноклассница Валерия Кадетова пока четко не определилась – то ли тоже пойти в военнослужащие, то ли стать пластическим хирургом. В любом случае, считают обе, средняя школа – наикратчайший путь к тому, чтобы занять в обществе достойное место. А вот Евгения Хромова оказалась в их компании потому, что не прошла по конкурсу в один из хабаровских техникумов. Правда, говорит, что не жалеет об этом. В техникуме среднее образование она получила бы через четыре года, а в школе – через два. И вообще, она сейчас думает, что станет учительницей начальных классов.

Валерий СТАЖКОВ (на снимке) – тот самый, кто ездит в Камышовку из Даниловки. Говорит, что остался в школе потому, что с будущей профессией еще не определился. А вот Владимир Родионов и Татьяна Руднева из Первой Волочаевки вряд ли останутся в одиннадцатом классе. Ребята сами признают, что по многим предметам не тянут и выпускной единый государственный экзамен им не сдать.

– Страх перед ЕГЭ – одна из причин того, что большинство ребят не идут в десятый класс. Задания усложняются, требования к выпускникам тоже, – признала и директор школы Надежда Вялкова. – Слабые уходят. Однако не только из-за страха перед экзаменами старшие классы стали малочисленными. Сказывается и то, что в 90-е годы в России был резкий спад рождаемости. Как известно, из демографической ямы мы стали выбираться в начале двухтысячных. Младшие классы сейчас достаточно заполнены, и, надеюсь, проблема начнет выправляться.

Средние специальные учебные заведения – колледжи, техникумы, училища – в последнее время составляют школам серьезную альтернативу. План по набору в этом году они успешно выполнили. Причем на некоторые специальности был даже солидный конкурс. Например, на "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" в Промышленно-гуманитарном колледже на 25 бюджетных и 15 договорных мест было подано 86 заявлений. Больше, чем смогли принять, было желающих получить среднее специальное образование по таким направлениям, как программирование, эксплуатация электрического и промышленного оборудования.

– За последние годы в развитие системы профессионального образования у нас в области вложены большие средства, – с гордостью отмечает начальник отдела, курирующего это направление в комитете образования ЕАО, Виктор Березовский. – Материальная база ссузов сегодня соответствует высоким требованиям, которые им предъявляются. В зависимости от потребностей открываются новые специальности. Так, в Облученском ПУ-6, которое продолжает готовить специалистов-железнодорожников, теперь обучают и профессиям, востребованным на Кимкано-Сутарском ГОКе.

Сегодня все ссузы ЕАО принимают учащихся на базе как девяти, так и одиннадцати классов, при этом все выпускаются с аттестатом о среднем образовании. Они могут продолжить обучение, и для поступления в высшее учебное заведение по своему профилю им не нужно сдавать ЕГЭ – учитывается средний балл, полученный в техникуме или колледже. Наконец, парней и девушек, имеющих специальность, охотнее берут на контрактную службу в армию – это весьма престижно у нынешней молодежи.

Поток выпускников девятых классов в средние специальные учебные заведения растет.

– В области в этом году не было отказано никому, – говорит Виктор Березовский. – Тем, кто не прошел по конкурсу, предложили другие специальности, где остались свободные учебные места. В результате если в прошлом году был небольшой недобор, то в этом на 579 мест принято 586 человек.

При этом, отмечает Виктор Владимирович, возможности системы среднего профобразования в ЕАО не исчерпаны. Когда-то в ссузах области учились более 800 ребят.

Выбор в пользу среднего специального образования можно считать процессом положительным. Особенно радует, что все популярнее становятся профессии технические. Дипломированных юристов, бухгалтеров или управленцев пруд пруди, и не так-то легко устроиться по специальности. А вот инженеры среднего и высшего звена у работодателей нарасхват. Однако кое-что и настораживает. И касается это прежде всего сельских профессий. Их набор невелик, и к популярным они не относятся.

В Биробиджанском сельскохозяйственном техникуме, что в селе Ленинском, единственная специальность, на которую нет проблем с набором, это ветеринария. Думается, потому, что с таким дипломом легко устроиться в городе – лечить собачек и кошечек. В амурзетском ПУ-7 упорно сохраняют специальность "Мастер сельскохозяйственного производства", но поступающие предпочитают учиться на повара-кондитера или продавца. А между тем это профучилище имеет прекрасную техническую базу. В 2010 году оно выиграло грант на 33 млн рублей и приобрело современные сельскохозяйственные машины.

Положение критическое. Агропромышленный комплекс автономии (впрочем, как и подавляющего большинства регионов России) уже сегодня ощущает острейшую нехватку специалистов. Кто будет работать в сельском хозяйстве в ближайшие годы? Обучившись на профессии, которые востребованы в городе, мало кто из сельских ребят вернется домой.

Директор камышовской школы Надежда Вялкова с грустью вспоминает времена двадцатилетней давности, когда у них был класс, где обучали профессии механизатора. Учеба не была формальной: ребята осваивали вождение трактора, пробовали работать на комбайне. И немало их потом оставалось в родном селе.

– Конечно, в полном виде эту систему не восстановить, – считает Надежда Петровна. – Да и не нужно. Но то, что фермерам, другим сельхозпредприятиям надо пополнять отряд трактористов, комбайнеров, несомненно. И стоит думать над тем, как приблизить профессиональное обучение к селу.

Отлив молодых людей из школ в ссузы породил и другую проблему. Оплата труда педагогов сегодня зависит не только от почасовой нагрузки, но и от наполняемости классов. Рабига Близнец ведет в камышовской школе историю. И вот из чего складывается ее зарплата. В старших классах у нее по два урока в неделю. За каждый она получает вместе с 60-процентной надбавкой по 798 рублей. А вот, например, в пятом классе, где учеников больше, час стоит 3211 рублей. Разумеется, Рабига Рафиковна не отказывается ни от чего и все-таки, работая более чем на полторы ставки (30 уроков в неделю), получает в месяц около 20-ти тысяч рублей. В то же время ее коллеги – учителя начальных классов, нагрузка которых чуть выше ставки, получают до 30-ти тысяч рублей.

Пожалуй, если дело так пойдет, то в скором времени даже тех старшеклассников, которые захотят остаться в родном селе, учить будет некому. И села, даже такие, в общем-то благополучные, как Камышовка, продолжат пустеть", — говорится в статье.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

"Новая кровь" влилась в педагогический коллектив начальной школы с.Ленинское ЕАО

Проект новой школы разработают в Биробиджане в 2016 году

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость