13 января 2016. Термин "четвертая власть", часто применяемый к СМИ, – не более чем лестное определение, относиться к которому стоит как к красивому словосочетанию и даже с определенной долей иронии. Такое мнение в беседе с корр. ИА ЕАОMedia высказали многие представители журналистского сообщества ЕАО. В канун Дня российской печати, что отмечается сегодня, 13 января, собеседники информагентства порассуждали об основных задачах средств массовой информации и реальных возможностях влияния региональной прессы на власть.
заместитель главного редактора газеты "Биробиджанская звезда", член Союза журналистов России
Автор фото: ИА EAOmedia
Выражение "СМИ – четвертая власть", конечно, для работников средств массовой информации лестно, но слишком образно, чтобы оказаться безусловной истиной. Аналогично можно твердить уважительно-дежурное "Писатели – властители дум", "Инженеры человеческих душ" или хрестоматийное "Поэт – в России больше, чем поэт", при этом классических романов и стихов вовсе не читая, писательство за профессию не считая. Может, потому параллельно существует и определение журналистики как "второй древнейшей профессии"? И большинство не сомневается, что имеется в виду та самая– неприличная…
Но служа трибуной для высказывания мнения большинства и меньшинства, провластных групп и оппозиции, средства массовой информации позволяют напоминать "народу" и "государству" друг о друге и о том, что "глас народа – глас Божий". Говоря светским языком – о статье Конституции, объявляющей именно народ, а не отдельных начальников, единственным источником власти в стране. Так что СМИ никак не "четвертая власть", а лишь механизм реализации власти.
А к власти стремятся многие, очень разные силы и люди. И очень хорошо, что средства массовой информации не являют собой самостоятельной ветви власти. Представьте на минуточку общество, где власть (или подкормку о нее) всерьез получили черносотенная газета "Русское знамя", геббельсовская "Der Angriff", хунвэйбинские дацзыбао или "юмористический" журнал "Charlie Hebdo".
Можно и отвернуться ото всех информационных потоков брезгливо, уподобляясь профессору Преображенскому с его знаменитой формулой эскапизма: "Не читайте перед завтраком советских газет. — Так ведь других нет.— Вот никаких и не читайте." Как ни делал вид профессор, что он – вне политики, политика сама за ним пришла в виде Швондера, Шарикова и погрома в сортире.
Кто и каким вам покажет мир? Выбор за вами – у газетного прилавка, у экрана телевизора или компьютерного монитора".
член Союза журналистов России
Автор фото: Из личного архива
Отнести любые СМИ к "четвертой власти" сегодня можно только с большой долей иронии или совсем уж неискренне. Если строго относиться к определению, то "четвертой властью" у нас скорее становится прокуратура. Ей законом даны действенные инструменты для осуществления власти. Журналистам же нужно самим, посредством личного интеллекта, принципиальности и таланта заслужить авторитет в социуме, чтобы мощно влиять на него и двигать в определенном направлении. Таких журналистов мало, а коллективов, где они объединены, еще меньше. Поэтому говорить о СМИ, как о ветви власти, не приходится.
Безусловно, СМИ обладают определенным и частичным влиянием на умы и эмоции своих аудиторий, но они, как я считаю, вряд ли способны заставить общество, его институты и личности совершить те или иные действия. В этом плане все большую эффективность набирают некоторые социальные сети в Интернете. Однако, в любой отрасли есть лидеры, которые могут влиять на погоду в какой-то теме или регионе. В частности, у нас, не ранжируя, позитивное или другое влияние они оказывают на местный социум, я бы к таковым отнес ИА ЕАОMedia, ГТРК "Бира", "Газету на Дом".
шеф-редактор ТВ ГТРК Бира
Автор фото: фото с сайта ГТРК Бира
Считаю, что средства массовой информации ЕАО являются "четвертой властью". Этот термин отражает огромное влияние СМИ на общество. В этом плане местным средствам массовой информации сложно соперничать с крупными ресурсами федерального масштаба. Но и отрицать довольно значительную степень влияния газет, теле— и радиоканалов, информационных агентств автономии на местное общество я бы не стал. В своем информационном поле мы делаем все возможное.
Что касается влияния СМИ на власть, то здесь я не возьмусь оценивать коллег из других средств массовой информации. ГТРК "Бира", думаю, подходит под это понятие. Нас, единственных из теле— и радиоканалов, видит и слышит вся область. Уже один этот факт делает ГТРК достаточно влиятельной. К нам обращаются за помощью из всех уголков автономии, очень часто расценивая наше участие как решающий аргумент в борьбе за справедливость. Мы стремимся просвещать и защищать наших телезрителей и радиослушателей, не скатываясь при этом в "желтизну" и действуя в рамках закона.
Генеральный директор ОАО "Студия вещания "Бествидео"
Автор фото: ИА ЕАОMedia
СМИ всегда и везде были есть и будут "четвертой властью", если подразумевать под этим способность воздействовать на широкие массы населения, формировать общественное мнение, стимулировать к каким то действиям. СМИ это сила. И СМИ ЕАО не исключение. Главное чтобы эта четвертая власть не становилась просто абсолютно безвольным инструментом в руках остальных трех властей…
Какие СМИ ЕАО я считаю наиболее влиятельными? Я всего два месяца как в Биробиджане, все мое внимание и все мои силы сконцентрированы на одной задаче — возродить и развить "Бествидео". Соответственно я пока не очень свободно ориентируюсь в местном медийном пространстве. Знаю Вас – EAOMedia, знаю ГТРК "Бира", радио "ФМ Биробиджан", газеты "Биробиджанер Штерн", "Ди Вох" и "МИГ", знаю, что на СТС выходят местные программы… Естественно мы – "Бествидео". Кто наиболее влиятелен, трудно сказать — мне не хватает информации. Но главное мерило влиятельности в данном случае – популярность среди жителей. Может, стоило бы провести соцопрос среди зрителей, слушателей, читателей? Это было бы интересно.
директор редакции/издательства газеты «Ди Вох» и интернет-портала «Город на Бире»
Автор фото: фото с официального сайта газеты Ди Вох
Четвертая власть? По правде говоря, мне не очень нравится данное словосочетание. Оно предполагает тягу средств массовой информации к власти как таковой, некоторую оторванность от людей и, возможно, злоупотребление способностью воздействовать на мнение общества вместо того чтобы служить его интересам. Я бы назвал СМИ рупором — и в этом плане, должен признать, мне импонирует логотип холдинга PrimaMedia. Кто-то из местных медийщиков о проблемах области и города заявляет громче, проявляя завидную настойчивость для достижения поставленных целей, кто-то — тише, демонстрируя крайнюю осторожность во взаимоотношениях, скажем, со властью исполнительной или законодательной.
Конечно, те, к кому они обращаются, все слышат. Прислушиваются ли? Ну, едва ли кто из моих коллег-конкурентов открыто сообщит, что занимается бесполезным делом и зря ест свой хлеб. Пожалуй, я и сам сейчас должен сказать что-нибудь вроде: уж к кому-кому, а к нам прислушиваются, так что читайте только "Ди Вох", рекламируйтесь только в "Ди Вох" и так далее. Но воздержусь. Оценивать эффективность нашей работы должны только читатели.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Победители смотра-конкурса журналистских работ в ЕАО ждут своих наград
"СМИшная чехарда" в журналистском цехе ЕАО не раз становилась инфоповодом в 2015 году
Еженедельный "тираж" сайта ИА EAOmedia превысил тираж всех печатных СМИ ЕАО вместе взятых
генеральный директор радиостанций Ретро-ФМ и ФМ-Биробиджан, член Союза журналистов ЕАО
Автор фото: Из личного архива Андрея Ворсина
"Четвертая власть" — скорее, это просто красивое определение, к тому же лестное для многих представителей СМИ.
Если власть умная, она не только к СМИ должна прислушиваться... Сегодня простой блогер в одиночку может оказать существенное влияние, в том числе и на власть, по самым разным проблемам.
Мне кажется, что многие читатели, зрители ждут от журналистов только разоблачений, расследований, а часто и приговоров. Это не совсем верно. Мы не детективы или штатные оппозиционеры. Желание у отдельных журналистов и СМИ влиять на решение каких-то проблем, конечно, есть. А насколько это удается, каждый из нас может ответить сам.