28 марта 2016. Победительница областного конкурса "Учитель года" в ЕАО Александра Терских не согласна с расхожим мнением о том, что современные дети стали хуже учиться и пренебрегают правилами поведения. "Это все досужие домыслы, дети сейчас такие же, как и 10 лет назад", — отметила педагог. Единственное, по ее словам, изменение – это появление всевозможных гаджетов. Но и в них учитель не видит беды, ведь ребятам благодаря этому доступна различная информация, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на интервью с Александрой Терских в еженедельнике "Ди Вох".
"Моя сцена – у доски"
Александра Терских – победительница областного конкурса "Учитель года"
В душе каждого из нас, независимо от того, сколько времени прошло после окончания школы, есть воспоминания, связанные с любимым учителем. Причем совсем не обязательно это преподаватель твоего любимого предмета. Когда я был школьником, для меня и моих одноклассников главным было наличие у учителя чувства юмора, артистичности, интеллекта. Важно было, как он к нам относился. Сегодня я попытаюсь нарисовать портрет современного учителя. В гостях у "Ди Вох" победительница областного конкурса "Учитель года – 2016", учительница математики из биробиджанской школы № 23 Александра Петровна Терских.
– Почему вы пошли в учителя? Не самая популярная в последнее время профессия.
– У меня было немного вариантов. К тому же быть учителем я хотела с детства, в школе просто обожала математику. В моей семье, можно сказать, династия зарождается: мама и папа учителя, старшая сестра тоже пошла в педагогический институт. Сразу после окончания института я пыталась устроиться в милицию, но мне хватило одного дня, проведенного там на собеседовании, чтобы понять, что это не мое.
– И вот, пришли вы в школу – и сразу поняли, что это на всю жизнь?
– Поначалу было трудно. Бывали одномоментные эксцессы, вызванные некоторыми учениками, после которых мне хотелось уйти. Но любовь к профессии учителя всегда была сильней. Когда я веду урок, забываю обо всех своих проблемах. Я фанатик своей работы, и с каждым годом это чувство только крепчает.
– Какими качествами, по вашему мнению, нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?
– Как бы банально это не звучало, прежде всего нужно любить детей. Нужно быть толерантной, не пытаться давить на детей авторитетом, а строить свои отношения с ними в сотрудничестве. Педагогика любит творческих людей, каждый день в школе – это творчество.
– Насколько для вас важна победа в недавно прошедшем конкурсе "Учитель года"?
– Мне кажется, что для многих учителей подобный конкурс – определенная мечта. Но не все готовы найти в себе силы стать его участником. Это сложно. Пять конкурсных дней, и каждый день – новое испытание. Первое задание было заочное: подготовить свой персональный сайт. Дальше нужно было дать открытый урок, причем в незнакомом классе. Провести родительское собрание. Заканчивался конкурс проведением мастер-класса. У меня была отличная группа поддержки. Я собрала в команду людей, которые могут все. Мои школьные коллеги Вика Снегирева, Галя Панькова и Ирина Варламова такие же творческие, как и я. Они все приходили в шесть утра и сидели со мной до десяти вечера. Но главным человеком в моем "тренерском штабе" однозначно был муж Евгений, сам учитель математики. Его вера в мои профессиональные качества придавала мне сил.
– Какова была первая эмоция после оглашения результатов конкурса?
– Больше всего я почувствовала, как с меня спала эмоциональная усталость. Потом уже пришел восторг от осознания победы.
– Звание "Учитель года" к чему-то обязывает?
– Обязывает не звание, а сама профессия учителя.
– "Учитель года – 2016" – это, безусловно, знаковое событие в карьере. А дальше что?
– Вскоре мне предстоит поездка в Москву на всероссийский конкурс, где я буду отстаивать честь ЕАО. Летом в Москве будет установочная сессия, а сам конкурс пройдет в сентябре в Самаре, откуда прошлогодний победитель конкурса. Так что, думаю, победа мне не грозит... (Улыбается). Сложно представить, что всероссийский финал будут проводить в ЕАО. Но я приложу максимум усилий для победы…
– Многие учителя жалуются, что современные дети стали хуже учиться и пренебрегают правилами поведения. Это правда?
– Это все досужие домыслы. Дети сейчас такие же, как и десять лет назад. Все идет от семьи. Единственное, что изменилось, – появились гаджеты. Многие школьники от них буквально зависимы. Но я не считаю, что это плохо, потому что теперь детям доступна различная информация. Главное – пользоваться ими умело и в меру. Многие родители сейчас считают самым строгим наказанием забрать телефон или отключить компьютер. Это, на мой взгляд, неправильно. Лично я за передовые технологии, за ними будущее. У меня кабинет насыщен электроникой. Я пользуюсь интерактивной доской, владею современными компьютерными программами.
– А вам всегда удавалось постичь внутренний мир своих учеников? Бывали ситуации, когда вы были готовы капитулировать перед учеником?
– Капитулировать – это не мой метод. К счастью, учеников, которые не идут на контакт, очень мало. Просто есть дети, в общении с которыми иногда нужно взять паузу...
– Ваш профессиональный секрет?
– Я очень активно пользуюсь информационными технологиями, смотрю, как построен процесс обучения в других странах. Сейчас в мире очень популярна сингапурская методика обучения. Это инновационная работа в группах, в которых ученики сами обучаются. Учитель только ведет группы, а дети работают сами, помогая друг другу.
– Какие педагогические страхи, неудачи вас преследуют?
– Они больше связаны не со школой, а семьей. Меня иногда посещает чувство вины перед собственными детьми за то, что больше я уделяю внимания своим ученикам. Значит, что-то недодаю своим. Мне кажется, что дети, которых мы учим, видят нас, учителей, больше, чем своих пап и мам. Поэтому мне всегда хочется быть для них ласковой, доброй. И я начинаю думать: получают ли это мои дети? достаточно ли я уделяю времени их воспитанию?..
– Сложные педагогические решения приходится принимать?
– Мне несложно поставить ребенку два за четверть, если он ее заработал. Но это крайняя мера. Не всегда в неудаче вина учителя. Ведь и ученик принял свое решение: он не готовится к урокам, не ходит на отработки. Я всегда прихожу в школу раньше, я всегда готова помочь – надо только прийти. Но они ленивые, почему-то думают, что двойку им точно не поставят.
– Много говорят про кризис образовательной системы в России. Вы его ощущаете?
– Я в своей работе кризиса не вижу. Мы работаем, творим, даем детям знания. Они делают уроки. Так все было и в моем детстве. Правда, кардинально поменялась форма сдачи экзаменов.
– Вам не нравится ЕГЭ?
– Мы все просто свыклись с мыслью о нем. Если все делается честно, то ЕГЭ, на мой взгляд, облегчает поступление в вуз. Дети уверены: если они будут хорошо учиться в школе, то родителям не придется платить деньги за их обучение и они смогут поступить в престижный институт.
– К слову о деньгах. Зарплаты учителя на жизнь хватает?
– Я в школе практически живу: две ставки, два классных руководства и руководство методическим объединением. Это позволяет получать 32 тысячи рублей в месяц.
– Не за горами выпускной. Наверняка, некоторые дети еще не нашли дело своей жизни. Как им быть?
– Думаю, им стоит прислушаться к мнению родителей или искать компромисс. Важно заниматься профориентацией. Я на весенних каникулах поеду со своим 10-м классом во Владивосток, где мы посетим четыре университета. У ребенка должна быть возможность выбора. Я сама в старших классах захотела быть театральной актрисой, видела себя Фаиной Раневской. Собралась поступать в хабаровский институт культуры, но мама вежливо попросила сначала получить более приземленную профессию. И я об этом ни разу не пожалела. В школе мои артистические таланты реализовались сполна. Теперь моя сцена – у доски.
– Как отдыхает учитель года? Не грозит ли ему профессиональное выгорание?
– Я сторонница семейного отдыха. У нас с Евгением двое сыновей – Кирилл и Тимур. Летом мы в полном составе выезжаем на море. Все праздники отмечаем в большом семейном кругу вместе с родителями, бабушками и дедушками. Думаю, мне в жизни очень повезло: утром я с радостью бегу в школу, а вечером – с работы домой", — говорится в статье Эдуарда Тираспольского.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Педагог из Биробиджана победила в конкурсе "Учитель года ЕАО — 2016"
Директоров школ Биробиджана пригласили на уроки с "национальными акцентами"