С автономности ЕАО стригут купоны те, кому это выгодно – "Я так думаю" от Валерия Фоменко

Член Союза журналистов РФ – о своей версии выхода ЕАО из состава Хабаровского края и куда подались самые горячие патриоты нашей области
С автономности ЕАО стригут купоны те, кому это выгодно – "Я так думаю" от Валерия Фоменко
Фото: ИА EAOMedia

"Представителю простого народа для национального самоощущения требуется место компактного проживания его соплеменников (стадный инстинкт присущ, увы, не только четвероногим)", — считает публицист, член Союза журналистов РФ Валерий Фоменко. Автор полемических заметок в проекте "Я так думаю" задается вопросом, "в какие края подались самые-самые горячие патриоты нашей области (имею в виду бывших её руководителей и их приближённых); пытается объяснить и высказывает мнение, что с автономности области "стригут купоны лишь те, кому это так или иначе выгодно", сообщает ИА EAOMedia.

Валерий Фоменко

член Союза журналистов РФ

Автор фото: Из личного архива

ДЕЛО НЕ В ГРАНИЦАХ – В ОГРАНИЧЕННОСТИ…

Вопрос "Зависит ли (и насколько зависит) национальное самосознание гражданина РФ от того, от какой речки начинается и у какого пригорка кончается территория субъекта федерации, на коей он проживает?" Ответ: "Теоретически нет, не зависит". Разве писатель Рытхэу перестал быть чукчей, живя в Ленинграде? Вот и киноартист Лановой остаётся украинцем, проживая в Москве. Московские евреи, посещающие синагогу в Марьиной роще, тоже, по-моему, не чувствуют себя турками или нанайцами. Не говорю уже о таджиках или армянах за прилавками то ли ростовских, то ли биробиджанских магазинов. А кто может толково объяснить, почему ни Илья Эренбург, ни Лев Кассиль, ни Вольф Мессинг, ни Самуил Маршак, ни Агния Барто, ни Марк Бернес, ни сотни тысяч других, по-старосоветски выражаясь, "лиц еврейской национальности" не стали жителями нашей Еврейской автономной области? В общем, если уж я действительно ощущаю себя евреем, то мне без разницы, где мне обитать – то ли в Бат-Яме, то ли в Сиэтле.

Спросили однажды бывшего одессита, ставшего жителем Бруклина: "Ну и как вам живётся в Америке?" – "А мы туда и не ходим", – был ответ. Посмеем утверждать: представителю простого народа для национального самоощущения требуется место компактного проживания его соплеменников (стадный инстинкт присущ, увы, не только четвероногим). И в связи с этим я нередко вспоминаю слова одного из первопоселенцев и первостроителей Биробиджана: "Вэй из мир! Вы бы только видели, какая сюда ехала босота и голота!". Памятен мне эпизод рассказа и другого "коренного" биробиджанца родом из Польши (передам здесь этот эпизод близко к тесту своими словами):

– Высадились мы, значит, на перрон биробиджанского вокзала и тут же стали участниками митинга. Первым выступал перед нами секретарь райкома ВКП(б) товарищ… Нет, сейчас уже и не вспомню его фамилии. Высокий такой, в брезентовом плаще (дождик как раз моросил). А я тогда совсем рядом с самодельной ораторской трибункой оказался. Так вот секретарь тот в своей речи такое сказал: "Мы знаем, что среди евреев есть и известные люди – разные там музыканты, шахматисты, писатели вроде вашего Шлём-Алэйхэма и даже большие учёные"… "Карл Маркс, например", – негромко подсказал выступавшему кто-то из сопровождавших его начальственных лиц. "Не может быть!" – с угрожающей интонацией, но так же впоголоса оборвал умника-суфлёра оратор и уже громко продолжал: "Так вот нам тут сейчас скрипачи, шахматисты, писатели, понимаешь, не нужны, а требоваются землекопы, лесорубы и добрые плотники и каменщики. Вот так-то, товарищи трудящиеся евреи..."

Да, строили Биробиджан, конечно же, люди, малообеспеченные и, что вполне естественно, не располагавшие достаточной образованностью. Ехали они на Дальний Восток, что называется, не от хорошей жизни (тот, кто сносно жил на том Западе, "куда-то на Амур" перебираться и не помышлял). Я, что называется, не готов дать ответа на вопрос, для чего большевикам, вроде бы завзятым интернационалистам, понадобилось дробить территорию бывшей Империи на такие субъекты, как республики, автономные республики и области и национальные округа. Границы между ними чертили, естественно, не без учёта нацпринадлежности жителей, населявших конкретный кусок земли. Но вот для чего и как границы чертили, поди теперь узнай… Чертили популизма ради? Возможно. Из уважения к национальным обычаям и традициям разных "племён"? Может быть. С тайным умыслом "разделять и властвовать"? Тоже не исключено. Так это или как-то иначе ещё, только "разломился" СССР в аккурат по тем линиям на карте, которые были провешены именно Советами. Однако если говорить об определении границ нашей ЕАО, то тут сплошной туман (за исключением, понятно, части областной границы по Амуру). И вот мы теперь ратуем за "целостность и неделимость" территории ЕАО, наскоро рождённой под руководством ВКП(б) и её мудрого вождя товарища Сталина. Ну и не примечательно ли то, что лексика нынешних горячих сторонников дальнейшего развития Еврейской автономии нисколько не изменилась с тысяча девятьсот лохматого года? Но уж, видно, зазубрено за столько-то лет. Выходит, ничего не забыли, зато ничему и не научились… Ну а в какие края подались самые-самые горячие патриоты нашей области (имею в виду бывших её руководителей и их приближённых), хорошо знает не только автор сих строк. А кто – "родные" наши биробиджанцы или москвичи – представлял и представляет нашу область в Совете Федерации?

А теперь попытаюсь объяснить, почему наша автономия вышла из состава Хабаровского края. Во-первых, и по численности, и по степени подготовки к заседательской и парламентской работе члены крайкома от ЕАО, и депутаты крайисполкома от ЕАО представителям "остального" края уступали и уступали-таки заметно. ("Мы – умы, а вы – увы!..") И чья же тут возьмёт при голосовании?.. Так что на протяжении многих лет вопросы в краевых верхах решались не в пользу области. А кому это здесь у нас могло нравиться? Во-вторых, процесс развода края и области случился тогда, когда по-диктаторски "первосекретарская" стилистика в общественно-политической жизни уже отошла в прошлое.

"Ну, таперича-то мы и сами с усами!" – торжествовала волковская команда, преданно глядя под усы губернатора. Однако ни Николай (первый губернатор), ни Александр (второй губернатор) так и не сумели вывести "в люди" "самостийный" субъект РФ. И странновато видеть сегодня на территории бывшей "житницы Хабаровского края" молоко из Лазовского района или разную "молочку" из Амурской области (об иной прод— и промпродукции уже не говорим).

"Интеллекту" и отсутствия преклонения перед вышестоящими и, соответственно, "поверхглядящими" – вот чего нам не хватает, господа! Так что посмею предположить, что таки глубоко сидит в душе моих явных и потенциальных оппонентов элементарная "совковость" с её, по выражению Евгения Евтушенко, "притерпелостью" к административно-командной системе. (Рыночная же экономика, как должно быть всем известно, не признаёт административных, а подчас и государственных границ. Так что с автономности нашей стригут купоны лишь те, кому это так или иначе выгодно.)

Ну а если уж говорить совсем открыто и откровенно, в большом-большом дефиците у нас природная еврейская автономность в делах или иначе – катастрофическое отсутствие нестандартности помыслов, замыслов и решений, которые изначально присущи народу Книги (изучайте историю!).

Лично я был хорошо знакомым в области всего с двумя неординарными личностями, мыслившими и поступавшими не по привычным меркам и стандартам, а нередко, казалось бы, вопреки здравому смыслу. Первым из них назову Владимира Израйлевича Пеллера, сделавшего когда-то зачуханый пригородный колхоз колхозом-миллионером. Вторым обозначу Льва Григорьевича Тойтмана, создавшего в областном центре еврейскую общину "Фрейд" и, главное – буквально из ничего – её материальную базу. Кстати, далеко не все знают, что глава тогдашнего правительства ЕАО Волков Н.М. поначалу воспринял идею Тойтмана как вредное сумасбродство и счёл её этаким стариковским чудачеством.

О некоторых других биробиджанцах, умевших буквально при нулевых шансах на успех добиться своего, знаю только по "материалам" городских легенд (были такие легенды).

И в заключение вспомним здесь к месту о неразложимости и взаимопроникновении двух философских категорий – категории КАЧЕСТВА и категории КОЛИЧЕСТВА. В общем, тот, кто умеет выражать свои мысли без матов, надеюсь, поймёт автора и поймёт правильно. А в какое качество могут перейти и таки переходят 99,3 процента (то есть, 100% – 0,7% = 99.3%), посудите сами, по-радищевски оглянувшись "окрест себя"…

К дискуссии может подключиться каждый, кому есть что сказать и кто умеет это делать – обладает ярким и убедительным словом, взвешенной позицией и умением убеждать. Сайт ИА EAOMedia и сама рубрика "Я так думаю" открыты для неравнодушных и умных читателей.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Капитализм с нечеловеческим лицом углядел в России публицист из ЕАО

ЕАО обречена на исчезновение как отдельный субъект РФ – публицист Валерий Фоменко

"Дурдом" в России: профессор из ЕАО о понятии и истории явления в рубрике "Я так думаю"

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость