Главврач Биробиджанской станции СМП: Частные "скорые" - это надевание петли на шею

Леонид Гуленок считает очередную реформу в медицине попыткой ухода от федерального финансирования здравоохранения
Медицина ЕАО
Частные "скорые" - это надевание петли на шею
Фото: Гуршал Юрий, SakhalinMediа

18 апреля 2016. Главврач Биробиджанской Скорой медицинской помощи Леонид Гуленок считает очередную реформу в медицине попыткой ухода от федерального финансирования здравоохранения. Поводом для столь резкого заявления стала информация о перечне поручений Президента РФ по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи, появившаяся на официальном сайте Президента, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Виктора Антонова "Леонид Гуленок: Разваливать "скорую помощь" я не буду" в газете "Биробиджанская звезда".


Леонид Гуленок. Фото: редакция газеты "Биробиджанская звезда", Олег Черномаз

"К началу июня Министерству здравоохранения глава государства поручил подвести итоги длящегося с 2013 года в 18 регионах (в 2012 году участвовали три региона) эксперимента по передаче функций "скорой помощи" частным компаниям. К 20 июня Минздрав уже должен подготовить изменения в законодательство, которые сделают возможным существование частных "скорых" на всей территории России.

Судя по всему, результаты эксперимента одобрены заранее.

Интересно, что одним из "двигателей" перемен в медицинской помощи населению является… Минфин. Еще в ноябре прошлого года он предложил ограничить число бесплатных вызовов "скорой помощи" для экономии бюджетных средств. Бесплатным вызов "скорой" должен остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров. Остальным она будет доступна только четыре раза в год.

Главный врач станции скорой медицинской помощи Биробиджана Леонид Гуленок считает это развалом важнейшего первичного звена здравоохранения.

"Совершеннолетие" в тревоге

18 апреля исполнится 18 лет, как я пришел работать на станцию скорой медицинской помощи Биробиджана. За это время последовательно мы побывали в системе обязательного медстрахования (ОМС), затем нас передали муниципальному образованию — была городская станция "скорой помощи", вернулись в систему ОМС. И сегодня опять решается вопрос о том, чтобы службу скорой медицинской помощи перевести на бюджет. Цель всех этих "передач" одна — уход от федерального финансирования либо попытка его значительно уменьшить.

Хотя в Минздраве все время говорят, что финансирование сферы здравоохранения не уменьшается, — это совершенно не так. Мы сегодня получили бюджет, который реально на 30% хуже уровня 2015 года! Аналогичное положение и в других государственных учреждениях здравоохранения. При этом реально за год мы обслуживаем 42 тысячи вызовов, а финансирование получаем за 31 тысяч вызовов. Мы приезжаем и к тем людям, помощь которым не относится к видам скорой медицинской помощи. Но социальные условия в ЕАО таковы, что мы не можем им отказать.

Во-первых, на территории ЕАО сегодня не организована неотложная медицинская помощь на должном уровне, делаются только первые попытки, а в городе ее нет вообще. Врачей всюду дефицит огромный. Фактически посещаемость пациентов на дому врачами поликлиники сегодня уменьшилась на 60%. Куда людям деваться? Они находятся на обслуживании бригад "скорой".

Сейчас на самом высоком уровне заговорили о создании частной "скорой помощи". Параллельно — пожалуйста. Пусть "частники" попробуют соответствовать требованиям, предъявляемым к нам, и найти себе достаточно платежеспособных клиентов.

Этот вопрос возникает со времени перехода к рыночной экономике и свободному предпринимательству. Если законодательство изменят соответственно, вероятно, где-то найдут возможность создать частную "скорую". Возможно, где-то сочтут экономически целесообразным заключать договоры с частными компаниями на предоставление санитарного транспорта для государственной службы СМП.

Но боюсь, что это будет равно надеванию петли на шею. Три года назад мы с Илизаровым (глава ТФОМС по ЕАО) отбивались от этого предложения. Пермский предприниматель Е. Фридман вышел с инициативой так называемого уатосорсинга транспортных услуг "скорой помощи" — машины частной транспортной компании берутся медицинской организацией у частника в аренду, он же нанимает водителей и устанавливает им зарплату. Такой бизнес на государстве именовался государственно-частным партнерством…

Но сегодня очень высоки требования к настоящему автомобилю "скорой помощи". Его конструкция разрабатывается специально. Там находится дорогостоящее оборудование, которое необходимо правильно хранить и осуществлять проверки.

Но смотрите, что получится: автомобиль с оборудованием – в руках у частника, а использовать его – медикам, отвечать за результаты использования – тоже медикам! У нас же водитель – это еще и санитар с соответствующими функциями, обучением и доплатой. Он с бригадой медиков в одной команде, подчиняется врачу и работает не для прибыли сторонней компании, а для оказания помощи людям. Поедет ли частник по разбитой сельской дороге, по нерасчищенному снегу и в гололед на вызов на окраину, в сельскую местность, если может пострадать его автомобиль? Да он сто "объективных" причин найдет, и ни одной не проверишь – другая, частная контора!

Ранее подобный опыт был в Хабаровске: водителей и автомобили для "скорой" предоставляло местное АТП. Так хабаровчане от этого уже отказались как раз по вышеназванным причинам! И сейчас приезжают за опытом устройства СМП в Биробиджан.

Я в таких случаях говорю: "Советы всегда дает "мудрый дядя". А когда доходит до суда – "дядя" будет лишь свидетелем"… Экономить – это не значит лишать население гарантий государственной бесплатной скорой медпомощи!

"Лишние" деньги и…люди?

Если возникнут частные "скорые" — какой контингент они смогут обслуживать? Вероятно, только хронических больных. А экстренную помощь они реально не будут в состоянии оказать. Поясню.

Рассчитать в городе число платежеспособных "хроников", которым периодически требуется скорая медицинская помощь, можно. Под это будет спланировано и количество выездных бригад. Лишних бизнесмен содержать не будет. Держать же постоянно одну бригаду для экстренных вызовов он финансово не выдержит, потому что неизвестно, когда и из какого по удаленности района такой вызов поступит.

Сейчас занята одна бригада — по экстренному вызову может выехать другая, одна из десяти. Потому мы сегодня работаем в пределах 20-минутной транспортной доступности, выдерживается норматив прибытия к пациенту – 20 минут. А если "частники" поедут на платный вызов, а в это время случится вызов экстренный — кому он достанется? Государственной "скорой"? Одни будут на состоятельных пациентах "стричь купоны", а работникам государственной "скорой" достанутся бюджетная зарплата, остаточное финансирование всех нужд, все сложнейшие случаи и вся ответственность за их исход?

А ведь в любом городе, где возникнет параллельная частная "скорая", можно предположить, по какой логике сработают чиновники от здравоохранения и финансисты. "Бизнес взял на себя часть нагрузки по медицинскому обслуживанию — можно еще уменьшить число бригад, врачей, объемы финансирования. А остальным — "четыре вызова в год"…

А сделает человек пятый вызов. И именно он будет тем самым экстренным, жизненно важным? В таких условиях диспетчер, вероятно, должен будет искать человеку не свободную бригаду на линии, а данные, сколько раз он уже воспользовался бесплатным правом на жизнь. И сможет ли заплатить в этот раз. И что будет, если заплатить не сможет?

Жить хочешь? А ты не болей!

Очевидно, "рационализаторы" в Минфине и даже в Минздраве не задумывались: как можно по телефону точно определить: вот этот случай – для поликлиники, а вон тот — для СМП?

Любой врач, фельдшер "скорой" вам приведет целый ряд случаев из собственной практики, когда за внешне пустячными жалобами стояла настоящая угроза жизни! Болели руки, болели ноги, болели зубы, кашель беспокоил в прохладном кабинете… А это был развившийся инфаркт в атипичной форме! Подо что угодно может "замаскироваться" аппендицит. Но теперь человек перед вызовом врача будет вынужден сначала подсчитать деньги, затянет с вызовом, попытается дойти до поликлиники сам… Риск тяжелейшего развития болезни вплоть до летального исхода, возможно даже на улице, возрастает многократно!

Или в этом случае виноватых не будет? Сам ведь он, сам "скорую" не вызвал, сам на улице упал…

Снова вспомним поговорку: когда дело заканчивается смертью пациента, все податели ценных советов сразу становятся "свидетелями", а медики — подсудимыми. С такими условиями ждите притока верных клятве Гиппократа специалистов в медицину…

К тому же сам факт отказа в помощи противоречит федеральному законодательству – 323-му закону об охране здоровья. И каким образом мы будем с пациента что-то требовать, если по приезде установим, что тот вид медицинской помощи, в котором он нуждается, не является именно видом скорой медицинской помощи?

Сегодня население вовремя не платит за услуги ЖКХ. В свою очередь, им не платят вовремя зарплату или она стала меньше. Лекарства дорожают, к нужному врачу в поликлинике на прием не попасть, а в платные клиники люди ходят и водят своих немолодых родителей не только потому, что "лишние" деньги завелись… Да кто и как будет взимать деньги за "неправильный" вызов? Нам ездить с кассовым аппаратом и принимать платеж сразу, как пациент придет в сознание?

Кто будет выписывать административный штраф за необоснованный вызов? Медики подобной компетенцией не обладают. Или следом за врачами сразу будет приезжать судебный пристав?

А ведь далеко не всегда у человека при себе находятся даже документы, удостоверяющие личность и место проживания. Он может находиться в чужом доме, оказаться приезжим. У иногороднего как считать "лишние" вызова? Он позвонил "03" первый раз в Биробиджане, или это уже пятый раз в РФ…

Как человек, отдавший здравоохранению 48 лет жизни, я не могу принимать медицину исключительно как вид "услуг", как вид бизнеса. Доступная скорая медицинская помощь — это одно из условий обеспечения права человека на жизнь! Если подобные инициативы поведут к реальному развалу "скорой помощи" — участвовать в этом я не буду", — говорится в статье.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Идею передать частникам перевозки "Скорой помощи" раскритиковал заслуженный врач из ЕАО

Хорошо, что Минздрав начал советоваться со Скорой помощью – главврач службы в Биробиджане

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость