Саратовский детский писатель Феликс Маляренко: Я горжусь званием биробиджанца

Автор детских книг и создатель настольной игры "Исход" – о своем детстве и больших планах на столицу ЕАО
Феликс Маляренко
Фото: с сайта газеты "Биробиджанская звезда"

27 мая 2016. Саратовский издатель, детский писатель и автор настольной игры по сюжетам Пятикнижия Моисеева Феликс Маляренко покинул Биробиджан еще в 11-летнем возрасте, но гордится своей малой родиной до сих пор. Посетив любимый город вновь, Феликс Маляренко решил сделать ему подарок – создать "Биробиджанскую азбуку". О своем детстве в столице ЕАО и планах писатель из Саратова рассказал на встречах со школьниками, друзьями и коллегами, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Виктора Антонова в газете "Биробиджанская звезда".

ы не стали специально брать у гостя интервью, чтобы избежать малейшего оттенка официальщины. Мы внимательно слушали человека, покинувшего наши края более 40 лет назад, но до сих пор называющего себя биробиджанцем, на его встречах со школьниками, во время встречи со старыми друзьями, за беседами с местными собратьями по перу.

А еще был скромный прощальный ужин в узком кругу перед обратной дорогой и… большими планами на Биробиджан!

— Феликс Васильевич, что заставило вас издать книгу о старейшем журналисте нашей области Нине Николаевне Филипкиной, а затем привезти тираж за тысячи километров и подарить нашему городу?

— Так она же была моей названой мамой. А с ее сыном Володей Филипкиным мы братья по Уссурийскому суворовскому училищу. Мы жили в Биробиджане на одной лестничной площадке, естественно, часто бывали друг у друга в гостях. Нина Николаевна была журналистом и переводила стихи и прозу с идиша. Хотя она постоянно говорила "я не переводчик", но как раз переводчиком была профессиональным. В начале 1950-х окончила иняз Хабаровского пединститута и тут же оказалась призвана на военную службу как специалист по английскому языку. Стала военным переводчиком во время войны в Корее…

Насчет ее знания идиша… Примечательно проходили некоторые разговоры Нины Николаевны с моей мамой. Мама дома говорила на идише, а Нина Николаевна отвечала ей по-русски. И ни у кого не было затруднений с пониманием.

Она же поддержала мои первые литературные опыты. Она вообще многих вывела в литературу, в журналистику. Я не мог не издать ее книгу. Она вышла из печати всего за три дня до моего приезда в Биробиджан.

— Почему вы однажды оставили малую родину?

— Это случилось еще в 11 лет, когда я поступил в суворовское училище в Уссурийске. О том периоде у меня книжка есть "Суворовец Соболев, встать в строй!". На обложке книги фото из моего "кадетства" — в шинели и в шапке. Это я приехал на первые зимние каникулы из училища… Потом много чего было. Я — подполковник химических войск в отставке. Пришлось поучаствовать в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. За это мне потом вручили медаль ордена Мужества.

— Вы были таким боевым мальчишкой, что выбрали суворовское?

— Я был самым маленьким мальчишкой в первом классе! Пошел в школу № 2, в первый "Б" класс. Отец накануне купил мне все необходимые школьные принадлежности, учебники. Все это погрузили в рюкзак. Я, сгибаясь под тяжестью будущих знаний, еле дошел до школы. А назад домой донести все это сам уже не смог! Мне помогала учительница. Ребята долго смеялись — ученику учительница "портфель" носит…

Но дома помогал по хозяйству, как сейчас городским детям обычно не приходится. Водопровода в нашей "деревяшке" на улице Калинина не было — воду брали в колодце во дворе. Ходил к нему с ведром с пяти лет. Из сараев во дворе носили уголь для печей. Кстати, та двух­этажка на Калинина, 41 вполне прилично выглядит до сих пор.

— А что еще запомнилось из биробиджанского детства?

— Как у меня "увели" из-под носа мой приз.

— А расскажите!

— Как-то в школе объявили нечто вроде сбора металлолома — предложили сдавать… использованные консервные банки. Из них потом заново выплавляли дефицитное олово, шедшее на пайку тех же банок. Нужно было собрать и сдать то ли пятьсот, то ли тысячу штук… Не помню. Помню, число казалось громадным. Но победителям обещали призовой велосипед или фотоаппарат. Банки ребятня по дворам мигом "подмела"! Я их выискивал по всем закоулкам. А когда не хватало уже чуть-чуть — говорил маме, что вдруг захотелось съесть что-то консервированное, и просил купить баночку чего-нибудь, а потом еще чего-нибудь… Я честно старался! А приз отдали Наташке Глуховой. Ага. У нее мама работала в военной столовой — там-то этих банок было завались каждый день! Наташке подарили фотоаппарат. Она сразу с ним пошла заниматься в фотокиностудию при Доме пионеров. И это определило ее выбор профессии — Наталья окончила институт кинематографии. Сейчас живет на два дома — в Петербурге и Финляндии, продолжает заниматься кинематографией.

Не могу забыть ей этого до сих пор!

— Ну вы прямо как ребенок…

— Я детский писатель.

— Вы так любите детей?

— Я просто сам забыл вырасти.

— А про Биробиджан своего детства много доброго помните?

— Звание "биробиджанец" ношу гордо, как медаль!

— Не хотелось записать подобные истории из своего детства и сделать отдельную книжку?

— Надо бы. Пока не получалось взяться. Я по приезде в Биробиджан походил по городу, посмотрел, почитал кое-что краеведческое — искал материал для будущих книжек. Задумал "Биробиджанскую азбуку" в подарок городу. Кое-что у меня уже есть, с "еврейским оттенком". Вот стишок на букву "С":

Летят, летят снежинки,

И нет прекрасней вида:

Как весточки Израиля,

Как звездочки Давида.

Форма "Азбуки" дает широкое поле для фантазии. Б, В, Г, Д — это Бира, Валдгейм, гнус наш дальневосточный, дом родной.

— А что на первую букву алфавита — на "А"?

— Автомашина, на которой можно доехать из хабаровского аэропорта до Биробиджана:

Цвей колесн,

Драй пружина…

Вот и вся

Автомашина.

Вот и маленький урок идиша.

— А "Биробиджанская азбука" может быть востребована еще где-то, кроме наших краев? Не слишком "локальна" ее еврейская тематика?

— Почему же "локальна"? Евреи по всему миру живут! У нас в Саратове тоже есть община и синагога. Кроме детских книжек, наше издательство "Задира" выпускает настольные игры. Я придумал игру "Исход" по сюжетам Пятикнижия Моисеева. Эта игра на знание еврейских праздников, древней еврейской истории от Иосифа до исхода евреев из Египта.

Но ведь это и сюжеты Ветхого Завета, чтимого христианами. Библию читают в самых разных семьях, поэтому такая игра может быть тоже в любой семье. И быть семейной игрой.

Сейчас появилась игра "Бытие" (по Книге Бытия), Книга царей… Здесь к разработке подключился увлеченный человек по имени Аркадий из Саратовской синагоги.

— Экономический кризис, снижение курса рубля сильно повлияли на издательский бизнес?

— А это смотря что издавать. Сейчас возрождается интерес к настольным играм для всей семьи. Люди устали от компьютера, от погружения каждого в свое окошко. Они соскучились по семейному общению. Но в торговой сети настольные игры зачастую — это версии зарубежных и стоят соответственно. С изменением курса доллара и евро они стали еще дороже. А у нас мало что изменилось, и пошло импортозамещение. К тому же подарки люди стали делать… умнее. Например, на Новый год долго ли конфет купить да в яркий пакет их набросать? А добавь туда интеллектуальную игру — совсем иное отношение к подарку у людей будет. И помнить о нем будут долго, потому что станут играть всей семьей. Пусть такие игры будут и в Биробиджане!" — говорится в статье.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

В Тель-Авиве весело, здесь случаются чудеса – уехавший на ПМЖ в Израиль журналист из ЕАО

Семён Стругачёв вспомнил родной Биробиджан на фестивале искусств в Санкт-Петербурге

Смотрите полную версию на сайте >>>