Стать туристическим брендом России ЕАО мешает слабая инфраструктура и нехватка инвестиций

Заместитель начальника управления экономики правительства ЕАО Аркадий Уманский – о том, как повысить интерес путешественников к региону
Стать туристическим брендом России ЕАО мешает слабая инфраструктура и нехватка инвестиций
Фото: ИА ЕАОMedia

28 мая 2016. Развитие туризма в ЕАО сдерживает слабо развитая инфраструктура, которая требует немалых вложений, а также невысокое качество дорожной сети, низкая комфортность транспортных услуг и многое другое. Однако повысить туристическую привлекательность региона можно. Для всестороннего решения вопроса свои усилия должны объединить все многочисленные участники туристского бизнеса и заинтересованные стороны. Об этом в ходе интервью корр. ИА ЕАОMedia рассказал заместитель начальника управления экономики правительства ЕАО Аркадий Уманский.


Заместитель начальника управления экономики правительства ЕАО Аркадий Уманский . Фото: Департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО

– Аркадий Израйлевич, как в целом можно оценить туристическую привлекательность ЕАО? Использует ли сегодня регион свой туристский потенциал в полной мере?

– Туризм оказывает влияние на все стороны регионального развития, способствуя совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей, и, тем самым, пополнению областного бюджета.

Туристскую привлекательность области можно оценить по показателям посещаемости области людьми с туристскими целями, а также по использованию ими объектов, представляющих основной туристский потенциал области.

Если судить о посещаемости области туристами различной категории (без учета въезда в кульдурский санаторно-курортный комплекс), то следует отметить, что за последние пару лет в область въезжает значительно больше, как иностранных граждан, так и жителей других территорий страны. Анализ туристских посещений области показывает ежегодный рост на уровне 10-15%. Хочется отметить, что на это повлияли не только экономические причины и ограничения для российских туристов по выезду в некоторые страны, но и большая работа, проводимая правительством области в части презентации области на различных форумах и выставках.

– Каковы основные туристские ресурсы области? В чем состоят конкурентные преимущества региона?

– ЕАО обладает достаточно высоким туристско-рекреационным потенциалом, который представляют уникальные природные, лечебно-оздоровительные, спортивно-туристские и культурно-исторические ресурсы, а также множество других сфер туристской деятельности, которые еще, к сожалению, недостаточно используются для развития внутреннего и въездного туризма.

Область, с точки зрения туристского потенциала имеет ряд конкурентных преимуществ. К этим преимуществам следует отнести выгодное географическое положение области, наличие развитой транспортной составляющей, включающей в себя Транссибирскую магистраль, федеральную дорогу "Амур", амурский водный путь и наличие трех смешанных пограничных переходов на российско-китайской границе. Все эти составляющие позволяют обеспечить целостность организации туристских маршрутов, связанных непосредственно с областью, а также организацию транзитных направлений, как по соседним регионам нашей страны, так и в страны Европы и Азии.

Наличие на территории области уникального ключевого ресурса, как минеральный кульдурский источник, практически не имеющий аналогов в мире, также является нашим важнейшим конкурентным преимуществом, который должен и может стать "точкой роста" для формирования туристской сети лечебно-оздоровительного и активного отдыха.

Кроме того, ЕАО богата и другими ресурсами, представляющими рекреационную ценность. К ним относятся особо охраняемые природные территории, а также множество разнообразных, малоосвоенных и привлекательных для туристов мест.

Одним из немаловажных факторов, представляющих конкурентное преимущество области, является то, что она признана, как центр еврейской культуры на Дальнем Востоке. По этой причине к посещению области уделяют внимание не только российские туристы, но туристы других стран. Большой интерес к развитию еврейской культуры на Дальнем Востоке в последнее время проявляют жители Азиатско-Тихоокеанского региона. Анализ показателей туристской отрасли в ЕАО позволяет сделать вывод, что рынок туристских услуг, имеющих культурно-познавательную и национально-историческую направленность, на территории области туристским бизнес-сообществом области используется в незначительной степени.

– Какие программы поддержки туристского бизнеса реализуются в области?

–Основным программным документом, определяющим направления развития туризма в области, является подпрограмма "Развитие туризма в Еврейской автономной области" государственной программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014-2018 годы".

Финансовые средства, выделяемые по этой подпрограмме, направляются на повышение туристкой привлекательности области с использованием презентационных материалов, организацией выставочно-ярмарочных мероприятий, проведением семинаров для представителей туристского бизнеса, а также на другие цели, связанные с развитием внутреннего и въездного туризма.

Кроме того, в области действует еще несколько государственных программ, которые в определенной степени, косвенно, но также влияют на развитие туристкой сферы. К таким программам следует отнести программы по развитию дорожной сети, по развитию культуры, по поддержке лиц с ограниченными возможностями и ряд других.

– Каковы основные цели развития туристской отрасли ЕАО?

– Если говорить обобщено, то основную цель, которую ставит правительство области перед собой и перед туристским бизнес-сообществом можно сформулировать следующим образом: "Формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков в область".

– Что сделано в настоящий момент для реализации этих целей? Какие шаги предпринимает правительство региона для развития туристской инфраструктуры в ЕАО?

– С целью развития туристского потенциала правительством области инициирован проект развития курортного комплекса "Кульдур" на базе источника азотно-кремнистых термальных вод в качестве одной из ключевых мер по увеличению туристского потока в регион и повышению его инвестиционной привлекательности. Мы рассчитываем, что этот проект станет своеобразной "точкой роста" развития туризма на территории области, позволит придать дополнительный импульс туристской привлекательности, а также будет являться стимулирующим фактором активной деятельности наших туристских компаний.

В настоящее время проект находится на прединвестиционной фазе – разрабатываются градостроительные документы. Ключевыми объектами станут горнолыжный комплекс, СПА-центр, диагностический центр, мини-зоопарк, клуб для детей, ландшафтный парк.

– Какие факторы сдерживают развитие туризма в ЕАО?

– К основным проблемам развития туризма в области следует отнести слабо развитую инфраструктуру, которая требует немалых вложений. Сдерживающими факторами являются слабое развитие сферы классифицированных коллективных средств размещения, малое количество гостиниц среднего класса, обеспеченных необходимыми коммунальными условиями и набором услуг. Есть, например, такая проблемы, как слабая доступность сотовой связи, даже в некоторых, довольно крупных, населенных пунктах области. В таких условиях туристы, особенно иностранные, лишены элементарных и привычных для них удобств. Пока еще невысоко качество дорожной сети и низка комфортность транспортных услуг. Ни на территории областного центра, а тем более в районах области нет классифицированных объектов туристской индустрии, к которым относятся горнолыжные трассы и пляжи. Персонал некоторых туристских организаций не имеет достаточного уровня профессионализма, не всегда внимателен к запросам клиентов.

– Какие меры могут повлиять на ускорение темпов развития туристской инфраструктуры,

– Решение вышеназванных проблем предлагается осуществить за счет создания важнейшего звена туристской инфраструктуры – туристско-информационного центра. Его целью будет являтьсясодействие туристским организациям области в формировании и использовании информационных ресурсов о туризме. А также предоставление на безвозмездной основе (гражданам и иным заинтересованным лицам) беспристрастной и компетентной документированной туристской информации.

В большинстве случаев развитие туризма, его рекреационных ресурсов на территории области реализуется на основе энтузиазма некоторых организаций и частных лиц. Здесь показателен пример создания горно-лыжного комплекса "Фома", который постоянно развивается и предлагает услуги не только зимой, но и летом. Широкую инициативу они проявили и по организации детского отдыха. Можно также отметить инициативу нашего основного места досуга городского населения – это городского парка. Руководство парка активно занимаются разработкой и организацией экскурсионных маршрутов по городу и сегодня широко представляют их местному населению и гостям города. Такая инициатива поддерживается и предлагается для внедрения.

Мы видим, что развитие туристкой отрасли в области сдерживается недостатком инвестиций в эту сферу деятельности. Активное привлечение частных инвестиций в практику хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие инфраструктуры туристской индустрии.

Комплексное освоение имеющегося туристского потенциала осложняется тем, что для всестороннего решения вопроса свои усилия должны объединить все многочисленные участники туристского бизнеса и заинтересованные стороны, с тем, чтобы создать и претворить в жизнь общую концепцию, которая в конечном итоге призвана принести выгоду всем.

Наряду с этим туристские организации не стремятся своими силами наладить грамотную проработку туров, направленных на въездной и внутренний туризм, и их информатизацию и продвижение на различных информационных площадках.

Компании, которые сегодня осуществляют свою деятельность на территории область, направили ее в основном на выездной туризм, а на въездной готовы работать только по конкретным заявкам. Это очень сдерживает развитие данного вида туризма в целом.

– Какие задачи стоят перед правительством области для развития туризма на ближайшие годы?

– Основным направлением развития туристской отрасли является – формирование имиджа и продвижение туристских продуктов области на внутреннем и международном туристских рынках, повышение качества туристских услуг.

Принципиальные установки в области туризма, экскурсий и отдыха – повышение ответственности туристских организаций за выполнение конкретных мер по развитию сферы туристских услуг, обеспечение их доступности для потребителей с различным уровнем материальной обеспеченности.

На наш взгляд дальнейшее развитие туризма должно строиться на следующих практических действиях и мерах социально-экономического характера: усилении туристско-экскурсионной деятельности среди всех групп и слоев населения, включая молодежь и ветеранов; повышении качества туристских услуг; изменении организации и управления туристско-экскурсионной работой; развитии материальной базы областного туризма; широком использовании культурно-познавательного туризма с целью рациональной организации свободного времени, укрепления здоровья граждан; повышении внимания к подбору и воспитанию кадров профессиональных организаторов, персонала и работников туризма; разработке перспективных схем развития туризма, экскурсий и отдыха на территориальном уровне.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Сделать EAO привлекательной для туристов поможет специальная программа

ЕАО — среди самых худших регионов России по туристической привлекательности

Туристский маршрут "Еврейское местечко" представлен на Международном форуме от ЕАО

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость