3 декабря 2016. Каждый второй сельский школьник, проживающий в ЕАО, не может получить в своем родном селе даже начальное образование. Учиться детям приходится в соседних более крупных населенных пунктах. О том, как оптимизация повлияла на систему образования в районах области разбиралась журналист газеты "Биробиджанер Штерн" Ирина Манойленко, сообщает ИА ЕАОMedia.
Сегодня каждый второй сельский школьник, проживающий в нашей области, не может получить в своем родном селе даже начальное образование.
Свое начальное образование я получила в родном селе. В нашей маленькой четырехклассной школе имелось всего две классных комнаты, поэтому учились мы в две смены. В моем классе было 12 человек, при этом он считался самым многочисленным по количеству учеников.
Первую свою учительницу Веру Алексеевну Середину мы не просто любили – боготворили. И каждый из нас, особенно девчонки, старался привлечь к себе ее внимание. Но Вера Алексеевна по-матерински относилась ко всем, не было у нее любимчиков. Вернее, любимыми у нее были мы все – ее ученики. До самого последнего дня ее жизни я поздравляла свою первую учительницу с праздниками и днем рождения, а в редкие свои приезды на малую родину обязательно навещала. Нам было что вспомнить и о чем поговорить.
Думаю, многие, очень многие помнят своих первых, и не только первых учителей. А вот пообщаться с ними в своем родном селе, навестить школу, где учился, могут далеко не все. Не могут по самой простой причине – школу в их селе закрыли. Ликвидировали как неперспективную.
В маленьком селе Октябрьском Ленинского района почти все взрослое население называет себя учениками супругов Гревцовых. Мария Ивановна и Николай Васильевич приехали сюда в конце пятидесятых годов, когда это целинное село только-только появилось на карте области. Им предлагали потом переехать в более крупное село и даже город – учителями они были от Бога – но Гревцовы остались жить и работать в Октябрьском, не покинув его и после выхода на пенсию.
Мария Ивановна и Николай Васильевич Гревцовы с учениками, с. Октябрьское, 1978 год. Фото: взято на сайте https://www.gazetaeao.ru/
Они были для сельчан не просто школьными учителями, а наставниками по жизни. Когда я впервые приехала в Октябрьское, удивилась тому, что многие мои взрослые собеседники, высказывая в чем-то сомнение, говорили: "Надо об этом у Николая Васильевича и Марии Ивановны спросить, посоветоваться с ними". Двери их старенького скромного домика никогда не закрывались. Сама была этому свидетелем, когда осталась у гостеприимных хозяев ночевать. За вечер к ним заглянуло на огонек не меньше пяти односельчан – их бывших учеников.
Высокий, не потерявший своей статности и в пожилом возрасте, Николай Васильевич был ангелом-хранителем и для своей рано потерявшей здоровье жены. Раньше вставал, чтобы протопить печь и приготовить завтрак, сам управлялся с живностью и огородом. В школе он тоже был настоящим хозяином – из лесхоза привез и высадил в школьном дворе вместе с учениками саженцы редких деревьев, под его руководством и с его участием была оборудована при школе такая спортивная площадка, что ей завидовали директора больших школ. В самой школе было по-домашнему уютно и тепло даже в самые суровые морозы. Здесь всегда можно было попить горячего чая из самовара вприкуску с рафинадом или карамельками, которые супруги приносили из дома. А на дни рождения учеников Мария Ивановна пекла свои фирменные пироги.
В тот зимний вечер, когда я осталась у них ночевать, мы допоздна перебирали фотографии в нескольких пухлых альбомах, где уместилась вся многолетняя школьная биография сельских учителей-подвижников.
– Это выпуск 1970-го года, а эти первоклашки им на смену пришли… Это Галочка Усова, которая сейчас нашей школой заведует – теперь она Нижегородцева. И Лиля, ее сестра, тоже учителем стала, в селе Горном работает…
Они особенно гордились теми учениками, кто выбрал для себя учительскую профессию. Радовались тому, что большинство их бывших учеников успешно трудились в родном селе механизаторами, животноводами, специалистами – Октябрьское многие годы было самым передовым отделением здешнего Бабстовского совхоза.
Супруги Гревцовы были бессребрениками, сами жили очень скромно, но охотно помогали тем, кто нуждался.
В последний путь любимых учителей провожало все село, приехало много бывших учеников. Но лучшей памятью о них оставалась созданная ими школа, заведовала которой ученица Гревцовых Галина Нижегородцева.
Недавно, приехав в Октябрьское, спросила о школе.
– Сгорела она, – услышала от сельчан. – Сперва закрыли ее, а потом уже пожар случился. Жалко, конечно, ведь Николай Васильевич и Мария Ивановна всю душу в эту школу вложили. Если б они были живы, такого бы не произошло.
Мы проехали на место пепелища. О том, что здесь была школа, напоминали заржавевшие части спортивных снарядов и несколько оставшихся в живых деревьев бывшего школьного парка.
Теперь школьники из села Октябрьского ездят учиться в соседнее Бабстово. Там же работает бывшая заведующая школой Галина Нижегородцева. А жителям села остается только жить воспоминаниями о том времени, когда они с радостью ходили в свою маленькую школу к любимым учителям, большие сердца которых всегда были распахнуты для них", – говорится в статье.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Сельские школы ЕАО могут остаться без старших классов
Выпускница школы в ЕАО сдала ЕГЭ по русскому на 98 баллов из 100
Учителя с. Амурзет ЕАО в петиции осудили идею Татьяны Пчёлкиной объединить их школу с ПУ-7