2 февраля 2017. На Теплоозерском цементном заводе подвели итоги производственной деятельности в 2016 году. О том, с какими результатами предприятие вышло на новый старт, и какие изменения грядут, в интервью корр. ИА ЕАОМedia рассказал управляющий Теплоозерского цементного завода Виктор Иванов.
— Виктор Алексеевич, каким для завода был прошедший год?
— Скажу честно: год был непростым. Но все мы трудились на общее дело, и каждый цементник вложил немало сил в то, чтобы предприятие работало и развивалось.
Цифры же говорят следующее: в прошлом году на заводе произведено и отгружено потребителям и покупателям 196 тысяч тонн цемента, в сравнении с 2015 годом это ниже на 33%. Прогнозный план на текущий год у нас еще меньше, и составляет 138 тысяч тонн.
— Что послужило тому причиной?
— Жизнь заставляет нас подстраиваться под ее правила, и тут оказал влияние целый ряд факторов.
Во-первых, спад в экономике страны повлек за собой снижение объемов строительства, как по региону, так и по всей стране. Сократился строительный рынок Дальнего Востока: закончились или находятся в стадии завершения такие проекты, как космодром "Восточный", Нижне-Бурейская ГЭС, Кимкано-Сутарский ГОК, Кузнецовский тоннель. Мост между Россией и Китаем в Ленинском районе ЕАО возводится, но потребность в нашей продукции пока небольшая – на 2017 год необходимо 8-10 тысяч тонн цемента.
Во-вторых, влияние оказал и тот факт, что себестоимость нашего цемента довольно высока и продолжает расти. Надо сказать, что наш способ производства не менялся со дня образования предприятия — с середины прошлого столетия. Оборудование, здание, сооружения имеют срок службы более 25 лет и серьезный износ. Соответственно, на поддержание всего этого в рабочем состоянии требуются большие ежегодные эксплуатационные затраты. И я бы даже поставил этот фактор на первое место.
К тому же, сказались и растущие тарифы на железнодорожные перевозки, и реформа по списанию парка устаревших вагонов, вызвавшая рост платы на оставшиеся вагоны, и инфляция. Ко всему прочему, появились новые предприятия, готовые производить цемент по новым технологиям, менее затратным. В частности, это Березовская помольная установка в соседней Амурской области.
— И как, в связи со всем этим, Вы видите дальнейшую судьбу завода? Каковы перспективы?
— Наша главная задача – сохранить завод и людей, которые трудятся на нем. В нынешних условиях это становится все труднее, и надо что-то менять. Мы смотрим вперед, ищем перспективу, и сегодня руководством компании "Востокцемент" принято решение о модернизации Теплоозерского цементного завода, которая позволит вывести предприятие на уровень окупаемости.
Несколько лет назад уже вставал вопрос о реконструкции нашего предприятия, но тогда планам помешал начавшийся в стране экономический кризис. Реализацию проекта пришлось отложить на неопределенный срок. И вот сейчас пришло время, когда дальнейшая судьба единственного в автономии цементного завода зависит от нашего дальнейшего шага.
Предстоящая реконструкция — не сиюминутное решение, и не только реакция на негативные явления, влияющие на предприятие. Это и работа на опережение. Ведь на Дальний Восток в настоящее время обращено пристальное внимание со стороны государства. Анализ рынка и программа развития Дальнего Востока показывают, что темпы строительства и реализации крупномасштабных объектов вырастут к 2025 году, и потребность в цементе, соответственно, тоже вырастет. С учетом этого у нашего предприятия есть отличные перспективы, и нужно успеть провести модернизацию к этому времени.
— Каким будет обновленный Теплоозерский цементный завод?
— Предполагается провести масштабную реконструкцию, чтобы отвечать велениям не только рынка, но и времени. Думаю, мы уйдем от затратного и устаревшего "мокрого" способа производства цемента, заменим его на "сухой". Сам процесс станет более автоматизированным, а значит, более стабильным и значительно менее затратным. Соответственно, потребность в людских ресурсах будет меньше: если сегодня численность предприятия составляет 800 человек, то после модернизации в работе будет задействовано порядка 500 человек. Уже сейчас с учетом предстоящих изменений мы начинаем постепенно оптимизировать штат…
— Получается, многие из нынешних сотрудников предприятия останутся без работы?
— Цемзавод был всегда социально ориентированным, и вопрос о судьбах работников мы ставили и ставим превыше всего. Ведь главное богатство любого предприятия – это его люди. Несмотря на трудные времена, на заводе по сей день сохранены все обязательства – это индексация зарплаты, материальное стимулирование, выполнение социальной программы.
На нашем предприятии трудятся высококвалифицированные специалисты, и мы не можем их потерять. В таких ценных кадрах нуждается любое схожее по специфике предприятие, они нужны региону и стране. В первую очередь, людям будет предложено трудоустройство в группе близких по профилю предприятий холдинга "Востокцемент" с предоставлением жилья и созданием условий для проживания семей. Кроме того, я встречался с руководством Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината, и сегодня у нас есть договоренность о трудоустройстве попавших под сокращение наших работников. ГОК готов принять бывших цементников, переобучив их, при необходимости. Заверяю, что мы никого не оставим без внимания, всем окажем помощь и будем следить за судьбой каждого.
А впереди у нас, конечно, много работы… Но есть и большой запас сил и энергии, которую мы готовы бросить на реализацию всех наших планов. Надеюсь, все задуманное удастся завершить. И я твердо уверен, что время подтвердит правильность выбранной предприятием стратегии развития, и слава поселка цементников не померкнет.
— Спасибо, Виктор Алексеевич, за интервью. Успехов!