Независимая оценка качества образования сделает школу в ЕАО лучше и интереснее — эксперт

Специалист комитета образования Оксана Гетманская — о влиянии родителей и общественности на процесс обучения

23 апреля 2017. Независимая оценка качества образовательной деятельности позволит сделать школы интереснее и эффективнее, считает главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере образования комитета образования Еврейской автономной области Оксана Гетманская. В интервью корр. ИА ЕАОMedia она рассказала о влиянии родителей и общественности на процесс обучения.

Вопросы качества образования в последние годы неизменно остаются в фокусе общественного внимания, периодически становятся поводом для беспокойства граждан. Это в полной мере оправдано и свидетельствует об их рациональном поведении, поскольку именно с качеством образования в современном мире во многом связывается экономическое и социальное благополучие граждан.

В связи с этим особую актуальность приобретает создание условий для получения полной и достоверной информации граждан о качестве образовательных услуг, качестве подготовке обучающихся, обеспечиваемой образовательными организациями.

— Какими нормативными документами определена процедура проведения независимой оценки качества образовательной деятельности (НОКО)?

— Документы, запустившие процесс создания системы НОКО в социальной сфере — указ Президента РФ от 07.05. 2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", последующие Постановления Правительства РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" — довольно явственно указывают на общественный характер независимой оценки.

В федеральных документах на уровне законодательства речь идет о НОКО именно как об оценке внешней по отношению к оцениваемому объекту. Этот законодательный подход вполне объясним, поскольку общественная оценка не может являться объектом жесткого законодательного регулирования и реализуется на основании принципов открытости, свободы, плюрализма. На законодательном уровне могут регулироваться отдельные факты (аспекты) проявления общественной оценки, если они противоречат (вступают в конфликт) с действующим законодательством (например, если они наносят вред чести и достоинству граждан, нарушают закон о персональных данных и т.д.).

— Что такое "независимая оценка качества образования", от кого или от чего она не зависит? В чем заключаются указанные возможности родителей и как их можно использовать?

— Независимая оценка качества образовательной деятельности — это оценка, которая осуществляется субъектами, не несущими ответственности за качество деятельности оцениваемых объектов (общеобразовательных учреждений, дошкольные образовательные учреждения, учреждения среднего профессионального образования, дополнительного образования и др.). Она независима от органов управления образованием. Такая оценка осуществляется общественностью, участниками образовательных отношений, и ее можно назвать "общественной".

— Как организовано проведение НОКО в нашей области?

— Для осуществления независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в 2015 году был создан Общественный совет при комитете образования Еврейской автономной области.

Оценка независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется не реже, чем один раз в три года.

Независимая оценка проводится по основным четырем критериям: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством оказания услуг.

В 2017 году введен дополнительный критерий "Наличие комфортной среды для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов".

В данном критерии учитываются следующие показатели:

Наличие беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения:

— имеется пандус на крыльце здания;

— имеется подъемник для перемещения обучающихся в здании;

— иное.

Наличие специальных методов и форм обучения:

— наличие разработанной адаптированной образовательной программы;

— наличие возможности оказания психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— наличие условия для индивидуальной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательном учреждении.

В 2015 году проведена независимая оценка качества образовательной деятельности пяти образовательных организаций, в 2016 году — 65 образовательных организаций, в 2017 году планируется проведение независимой оценки качества образовательной деятельности 99-ти образовательных организаций, что составит 100% охват проведения независимой оценки образовательных организаций области.

В 2017 году независимая оценка качества образовательной деятельности проводится по учреждениям дополнительного образования (в том числе в спортивных образовательных организациях), учреждениях среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного профессионального образования и одно общеобразовательное учреждение (ЧОУ "Школа — интернат №27 среднего общего образования ОАО "Российские железные дороги").

Организацией-оператором проводится анкетирование, мониторинг сайтов образовательных учреждений и информация, размещенная на сайте bus.gov.ru. Сводная информация предоставляется на обсуждение членам Общественного совета.

Как видно, система НОК устроена довольно не просто. И, возможно, после первого прочтения не для всех становится очевидным, в чем польза от нее для родителей, существуют ли и каковы возможности их участия в ней?

— Для чего необходимо участие родителей в НОКО?

Чтобы понять, зачем НОКО родителям (законным представителям), что она может им дать, необходимо понять, какие функции и задачи призвана решать эта процедура.

НОКО направлена, в первую очередь, "на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ".

Поскольку оценка качества и результативности деятельности является неотъемлемым элементом управленческой деятельности, следовательно, основной ее целью является именно повышение качества образования.

Ценность такого результата очевидна: при качественной и эффективной реализации НОКО можно повысить качество образовательной деятельности даже в отдельно взятой образовательной организации. Например, непосредственное участие родителей в независимой оценке качества образовательной деятельности конкретной школы, в которой учатся их дети, позволит сделать школу лучше, интереснее, эффективнее.

При реализации принципов открытости и доступности для родителей результатов НОКО эта система может стать источником достоверной и объективной информации о том, как осуществляется образовательная деятельность в тех или иных образовательных организациях, какова ее результативность, каких успехов достигают обучающиеся и т. д. На основании таких данных семьи, родители могут осуществить более обоснованный выбор образовательной организации для своего ребенка.

Возможность участия общественности в проведении НОКО, позволяет не просто сделать результаты НОКО более интересными и полезными для родителей, но и зафиксировать специфику и приоритеты родительского запроса к качеству образования. Такое участие, по сути, позволяет родителям заявить о важности тех или иных направлений и аспектов образовательной деятельности, а значит, повлиять на образовательную политику школы или даже всей территориальной системы образования.

Кроме этого, подобный учет интересов и запросов родительской общественности при подготовке и проведении НОКО позволяет определить, соответствуют ли предоставляемые образовательные услуги потребностям получателей — родителей, семей. А выявленные несоответствия также могут стать основанием для совершенствования стандартов образовательной деятельности.

Появление прецедентов, демонстрирующих возможность и эффективность родительского участия в НОКО, может активизировать общественное участие в управлении образованием, усилить гражданскую позицию населения.

— Где и когда можно выразить свое мнение жителям нашей области?

Выразить свое мнение можно до 15 мая 2017 года на сайтах комитета образования (https://komobr-eao.ru) и Центра оценки качества образования (https://www.coko-eao.ru), заполнив анкету для обеспечения возможности выражения мнения получателя услуг о качестве их оказания. Необходимо помнить, что в 2017 году независимая оценка качества образовательной деятельности проводится в дошкольных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования, образовательных организациях среднего профессионального образования.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Политехнический техникум станет базой для инклюзивного профобразования инвалидов в ЕАО

Твердую "пятерку" получили образовательные организации ЕАО от независимых экспертов

Смотрите полную версию на сайте >>>