Хабаровский УФАС обвинили в пристрастности по делу о закупке дезинфицирующих средств

Ведомство на заседании по нашумевшей госзакупе не вняло объяснениям представителей инвестора, краевого минздрава и комитета госзаказа
Заседание комиссии хабаровского УФАС
Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

21 декабря 2017. Очередное заседание комиссии УФАС, посвященное нашумевшей совместной госзакупке дезинфицирующих средств 11-ю краевыми медицинскими учреждениями, состоялось в Хабаровске. И хоть участники заседания — представители краевого Минздрава, комитета Госзаказа, поставщика и собственно заказчика, осуществлявшего закупку, оперировали достаточно весомыми аргументами, склонить комиссию к принятию положительного решения по этому делу не удалось, сообщает корр. ИА AmurMedia.

Как ранее сообщало агентство, приход нового перспективного инвестора в Хабаровский край усилиями ряда структур стоил губернатору региона судебной волокиты в отношении министра из его команды. Разбирательство началось с того, что краевой УФАС нашел в закупке КГБУЗ ККБ №1 дезинфицирующих средств целый перечень недостатков — от якобы наличия в технических условиях блокирующих факторов, не позволивших всем желающим заявиться для участия в аукционе, до устного сговора между руководством краевого Минздрава и инвестором, построившим в регионе завод по производству дезинфицирующих средств. На основании этих заключений в отношении министра здравоохранения Александра Витько было возбуждено уголовное дело, просуществовавшее один день и отмененное решением прокурора.

Разбирательство в УФАС, которое прошло 18 декабря по поводу все той же госзакупки, носило некий оттенок абсурдности. Присутствовавшие обратились к ведомству с просьбой конкретизировать, какие именно факторы были приняты как нарушения, но представители УФАС ответа не дали.


Представитель комитета государственного заказа Константин Кулумбегов. Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

— В актах, принимаемых комиссией, должно содержаться четкое описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических иных обстоятельств, — обратился к комиссии зампред комитета Госзаказа Константин Кулумбегов. — Комитет Государственного заказа практически лишен возможности давать какие-либо пояснения и объяснения по конкретным позициям, которые хабаровский УФАС считает защитными или блокирующими просто потому, что они вообще не поименованы — упоминаются, но не конкретизируются.

Кроме того, участники заседания заподозрили комиссию в предвзятости и попытались подать заявление об отводе ее членов.

— В силу Закона о защите конкуренции, Регламента о выполнении государственных функций, утвержденного приказом ФАС России, председатель комиссии руководит заседанием комиссии, обеспечивает условия для полного, всестороннего исследования доказательств дела. — завила представитель министерства здравоохранения Анна Ширяева. — Ознакомившись с заключением обстоятельств, а также в силу фактов, которым стали очевидцами представители министерства здравоохранения, мы считаем, что комиссия антимонопольного органа небеспристрастна. Речь идет о доверии, которое государственный орган в демократическом обществе должен внушать физическим и юридическим лицам, начиная со сторон в разбирательстве. Для обеспечения беспристрастности комиссии антимонопольного органа, статья 42.2 Закона о защите конкуренции ввела институт отвода членов комиссии. Ознакомившись с заключением обстоятельств, а также в силу фактов, которым стали очевидцами представители министерства здравоохранения, мы считаем, что комиссия антимонопольного органа небеспристрастна. Как указывало министерство здравоохранения в отзыве по делу, в органы антимонопольного органа не входит сбор доказательств для уголовной юстиции, вместе с тем в заключении по обстоятельствам дела никто из должностных лиц кроме руководителя министерства здравоохранения не персонифицирован, что очевидным образом свидетельствует о подготовке документов именно в отношении Витько Александра Валентиновича.


Представитель Министерства здравоохранения Хабаровского края Анна Ширяева. Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

Одним из примеров небеспристрастности УФАС Анна Ширяева привела выступление представителя ФСБ на судебном заседании. В ходе этого выступления было озвучено заключение контролирующего органа, которое официально было принято лишь на следующий день:

— Подтверждением данного факта также является выступление представителя органа УФСБ по краю, который на заседании Хабаровского краевого суда 29 ноября 2017 года в присутствии представителей прокуратуры края, слушателей, среди которых были представители Минздрава, заявил лишь, что антимонопольным органом было установлено нарушение законодательства при закупке. Откуда следователю стала известна данная информация, из материалов антимонопольного дела не усматривается: представитель УФСБ по краю публичного участия в работе антимонопольного органа не принимает, на заседания не приходит. Министерство здравоохранения края обращалось 29 ноября 2017 года за получением заключения, однако оно было изготовлено и датировано 30 ноября. Данное обстоятельство очевидным образом указывает на пристрастность антимонопольного органа при рассмотрении дела.

Одной из основных позиций, на которых строилось обвинение УФАС в неправомочности проведения закупки, стал предполагаемый факт устного сговора между министерством здравоохранения и поставщиком дезсредств НПО "Новодез". Представители ведомства увидели это в деталях техзадания и способах формирования стоимости закупки. Однако присутствовавшие на заседании чиновники из Минздрава и юрист НПО "Новодез" убедительно и аргументированно разъяснили каждый фактор, подкрепив разъяснения ссылками на федеральное законодательство и постановления правительства Хабаровского края. Тем не менее, комиссия снова не приняла во внимание все доводы присутствовавших и заявила о возбуждении по делу административного производства:

— Комиссия, рассмотрев дело, решила признать устное соглашение заключенное Министерством здравоохранения Хабаровского края КГБУЗ ККБ №1 им. профессора Сергеева и АО НПО "Новодез" в целях проведения совместного аукциона и заключение по его результатам государственного контракта по поставке дезинфицирующих средств для нужд 11-ти лечебных учреждений, приведшее к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов в нарушение п 4 статьи 16 ФЗ № 635 о Защите конкуренции. Предписание не выдавать, передать материалы дела должностному лицу хабаровского УФАС России для возбуждения административного производства, предусмотренного ст. 14.102 КоАП. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.


Представитель АО НПО "Новодез". Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

Такой исход дела вызывает недоумение, особенно если проанализировать, каким образом ранее закупались дезинфицирующие средства для нужд медучреждений края.

Так, в 2015 году в регионе было проведено в общей сложности 218 аукционов и запросов котировок на общую сумму 119,34 млн рублей, количество закупок со снижением НМЦК (начальной максимальной цены контракта) менее или равным 1% составило 113 процедур, на общую сумму 93,66 млн рублей, что составляет 78% от всей суммы закупок дезсредств в крае в 2015 году. В 94 из 113 процедур на участие в аукционе выходил только один участник. Контракты с единственным участником были заключены на сумму 69 млн рублей и снижение НМЦК либо отсутствовало в 65 процедурах, либо было менее либо равно 1%.

В 2016 году проведено 285 аукционов и запросов котировок на общую сумму 123,67 млн рублей. Количество закупок со снижением НМЦК менее либо равным 1% составило 145 процедуры на общую сумму 84,61 млн рублей или 68% от всей суммы закупок дезсредств в крае 2016 году. В 131 из 145 процедур на участие в аукционе выходил один участник.

Похожим образом ситуация обстоит и в текущем году. Таким образом практика, когда на закупку выходит единственный поставщик, является распространенной для нашего региона. В то же время это наглядно демонстрирует и то, что рынок давно устоялся, и на нем действуют игроки, привыкшие к практически полному отсутствию конкуренции и возможности фактически самостоятельно устанавливать цену на дезинфицирующие средства.

Юрист АО НПО "Новодез" Дмитрий Юзин отметил:

— 8 июля 2016 года под председательством губернатора Хабаровского края состоялось совещание "По вопросу организации на территории края современного производства дезинфицирующих моющих средств и кожных антисептиков". НПО "Новодез" принимало участие в совещании с целью определения возможных путей инвестирования собственных средств в экономику Хабаровского края. Обсуждались цели и задачи проекта, направленного на улучшение снабжения учреждений и организаций всего Дальневосточного округа современными экономичными дезсредствами, а также экономия бюджетных средств. Были обсуждены и одобрены основные принципы данного инвестиционного соглашения, а именно строительство завода на территории ТОСЭР "Хабаровск", полное финансирование со стороны инвестора, а также дальнейшее развитие производства с целью экспорта продукции в другие страны, в том числе КНР. Министру здравоохранения края по итогам совещания было поручено детально ознакомиться с инвестпроектом и возможными преимуществами инновационной и импортозамещающей продукции НПО "Новодез" относительно продукции поставляемой фирмами-посредниками в край, — сказал Дмитрий Юзин. — В сентябре 2017 года в рамках заключенного соглашения была запущена первая очередь завода, и, несмотря на противодействие конкурентов-перекупщиков, пытающихся парализовать инвестиционный проект, АО НПО "Новодез" намерено продолжить выполнение всех своих инвестиционных обязательств.

Напомним, что ранее помощник министра здравоохранения Хабаровского края Екатерина Иванова, выступая на одном из судебных заседаний по поводу злополучной закупки, озвучила результаты подробной экспертизы технической документации – по ее словам, специалисты сопоставили порог цен на антисептики и дезинфицирующие препараты в рамках аукциона и в среднем на рынке региона.

В цифрах, которые привела Екатерина Иванова, кроются довольно интересные факты. Средняя цена антисептика по Хабаровскому краю (с ориентировкой на поставщиков российского рынка) составляет около 760 рублей за литр. Аукцион, который провели 11 учреждений, предполагал закупку средств по 1800 рублей за литр. Однако контрагент-победитель обязался поставить в Хабаровский край не просто дезинфицирующие препараты, а их жидкие концентраты. Один литр такого продукта при разведении в утвержденной стандартом пропорции эквивалентен семи литрам обычного средства. Таким образом, заказав 200 литров антисептиков по 1800 рублей за литр, учреждения получили почти 1,5 тонны готового раствора и сэкономили на этом около 300 тысяч рублей. Фактически, медицинские организации Хабаровского края таким образом сберегли значительную сумму бюджетных денег.

Кроме того, представитель министерства прокомментировала наличие якобы блокирующего показателя температуры хранения товаров, из-за которого другие поставщики не подали заявку на участие в торгах. Екатерина Иванова прямо указала, что порог температуры хранения антисептиков не противоречит Федеральному закону № 44-ФЗ, которым и руководствовались заказчики при объявлении аукциона. Более того, этот показатель – прямая качественная характеристика товара. В целом, как отметила эксперт, принять участие в закупке, ориентируясь на температурный порог, могли около 30 компаний по всей России.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость