28 декабря 2017. Давно уже сложилось так, что новый год — не только праздник, но и веха, к которой стараются приурочить различные изменения в законодательстве. Традиционно в начале каждого года российских автомобилистов ждут различные изменения. А о них нужно знать заранее, и чтобы наши читатели встретили изменения во всеоружии, мы расскажем о том, что поменяется прямо с 1 января 2018 года, со ссылкой на портал Avtospravochnaya.com сообщает ИА ЕАОMedia.
Бензин. Фото: Гречанюк Виталий
Одно из самых неприятных изменений — повышение акцизов на топливо. С 1 января 2018 года ставки акциза на бензин и дизтопливо вырастут на 50 копеек с каждого литра. По словам экспертов, повышение акциза на 50 копеек приведет к росту цен на топливо минимум на 60 копеек. С учетом индексации цены топлива на уровень инфляции, рыночные цены на бензин в 2018 году могут превысить 40 рублей за литр. Доходы бюджета от повышения акцизов прогнозируются на уровне 55-60 млрд рублей. Эти деньги нужны Минтрансу на строительство трассы "Таврида" в Крыму и трассы "Приморское кольцо" в Калининградской области. А с 1 июля 2018 года ждет еще одно повышение — вновь на 50 копеек с литра.
Автомобиль. Фото: Антон Балашов
Наряду с акцизами на топливо, повысить хотят и акцизы на автомобили. Проект предусматривает повышение акцизов на легковые автомобили, размер которых привязан к мощности двигателя. Сейчас категорий три, последняя из них охватывает машины с моторами от 150 л. с. и предполагает уплату акциза в размере 420 руб за 1 л.с. (437 руб. с 2018 года). Согласно инициативе, с 1 января 2018 года появятся четыре новые категории:
200–300 л.с.
300–400 л.с.
400–500 л.с.
свыше 500 л. с.
Размер акцизов для них предполагается в размере 897, 925, 965 и 1084 рублей за лошадиную силу соответственно. Расширение шкалы акцизов приведет к росту цен на машины верхнего среднего и премиального сегментов.
Зеркало. Фото: Юрий Гуршал
Если ранее штраф за тонировку стекол составлял 500 рублей, то с 2018 года его размер изменится. За первое нарушение придется выложить 1,5 тысячи рублей. С каждым разом сумма будет увеличиваться. А после уплаты 12-ти таких штрафов водитель может лишиться прав.
Полис ОСАГО. Фото: Калькулятор ОСАГО
С 1 января 2018 года вводится новая форма полиса ОСАГО, которая будет дополнена QR-кодом в верхнем правом углу, при помощи которого можно будет получить сведения о договоре ОСАГО на сайте РСА в режиме онлайн.
При помощи этого кода и специального приложения на телефоне можно будет перейти на сайт РСА и получить подробные сведения:
наименование страховщика;
серия, номер и дата выдачи страхового полиса;
даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования;
страхователь;
собственник ТС;
марка, модель ТС, идентификационный номер и государственный регистрационный знак;
лица, допущенные к управлению ТС или указание на неограниченный круг лиц.
Внедрение QR-кода направлено на повышение защиты полисов от подделок, сообщают в РСА.
Школьные автобусы. Фото: Пресс-служба правительства Хабаровского края
С 1 января 2018 года в России должен вступить в силу запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет. Речь идет о Постановлении № 652 от 30 июня 2015 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами". Напомним, этот запрет переносили уже несколько раз — на 1 января 2017 года, затем на 1 июля 2017, а потом перенесли еще на полгода — до 1 января 2018 года.
Согласно документу, с 1 января 2018 года для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Грузовик. Фото: Сайт Рixabay
С 1 января 2018 года в России вступают в силу требования экологического класса Евро-5 для грузовиков, автобусов и внедорожников.
Требования к экологическому классу транспортных средств прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза.
Согласно этому документу, действие требований стандарта Евро-4 для грузовиков, автобусов, а также легковых автомобилей повышенной проходимости продлевается до 31 декабря 2017 года. То есть, с 1 января 2018 года в России можно будет выпускать коммерческую технику не ниже класса Евро-5.
Напомним, для легковых автомобилей требования Евро-5 в России вступили в силу еще с 1 января 2016 года. Не секрет, что достичь требований по выбросам у автомобилей, которые в большинстве своем имеют бензиновые моторы, не так сложно. А вот дизельные двигатели грузовиков и автобусов требуют сложных и дорогих систем нейтрализации выхлопных газов, чтобы достичь уровня Евро-5. Поэтому, дату введения Евро-5 в России несколько раз переносили. Тем не менее, практически все отечественные заводы уже готовы к переходу на Евро-5. "КАМАЗ", "ГАЗ", "УРАЛ" уже имеют в своем продуктовом портфеле серийные автомобили класса Евро-5.
ЭРА-ГЛОНАСС. Фото: Сайт ru-bezh.ru
С 1 января 2018 года "ЭРА-ГЛОНАСС" будет передавать данные о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО. На территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей уже сейчас проводится эксперимент по оформлению документов о ДТП по европротоколу, которым предусматривается страховое возмещение в пределах страховой суммы 400 тысяч рублей при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, зафиксированных с помощью технических средств контроля.
С 1 января 2018 года такие данные будут передаваться из государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему ОСАГО. В связи с невозможностью оборудования всех используемых в России автомобилей техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП, существует необходимость использования альтернативных вариантов фиксации и передачи страховщикам информации о фактах и обстоятельствах ДТП, произошедших на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Законопроектом в качестве альтернативного варианта фиксации и передачи страховщикам такой информации предлагается использовать мобильное приложение, позволяющее, в частности, проводить фотосъёмку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП и передавать зафиксированные данные в АИС ОСАГО.
Полис ОСАГО. Фото: Антон Балашов
С 1 января 2018 "период охлаждения" по ОСАГО, в течение которого можно отказаться от навязанных услуг, вырастет с 5 до 14 дней.
Напомним, с 1 июня 2016 года в России действует 5-дневный "период охлаждения", в течение которого граждане могут отказаться от любых видов добровольного страхования и получить обратно свои деньги в полном объеме.
С 1 января 2018 года "период охлаждения", в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки, будет увеличен до 14 календарных дней. Соответствующее указание Банка России зарегистрировано Минюстом России.
По мнению ЦБ, 14 дней – это универсальный, нормативно установленный срок в целях защиты прав потребителей. Например, именно такой срок определен в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) и возврата товара.
Полис ОСАГО. Фото: Валентина Шамеева
РСА поддержал отмену единого агента, продающего полисы ОСАГО в случайном порядке, с 1 января 2018 года.
Напомним, единый агент ОСАГО выдает полисы всех страховых компаний, но в случайном порядке. То есть, автовладельцы не могут выбрать страховую компанию — какая попадет, такая попадет. Каждой страховой компании присвоено некоторое количество трехзначных номеров, пропорционально их доле на рынке. Водитель может оформить у единого агента полис той компании, номер которой совпадет с последними тремя цифрами его техпаспорта.
Президиум РСА на заседании 26 октября 2017 года поддержал сохранение единственной системы обеспечения доступности полисов ОСАГО – Е-Гарант — с 1 января 2018 года. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс. "Страховщики пришли к выводу, что созданная летом система обеспечения бесперебойного заключения электронных договоров ОСАГО позволяет полностью обеспечить доступность автогражданки. Система вышла на промышленный режим работы, через нее в рабочие дни заключается более 8 тыс. электронных договоров", — сказал он.
В настоящее время в ряде проблемных регионов работает система "Единый агент РСА", которая была установлена на срок до 31 декабря 2017 года. Президент РСА отметил, что 12 декабря на внеочередном общем собрании членов РСА система Е-Гарант будет предложена как единственная, в том числе для проблемных регионов. То есть, с 1 января 2018 года работу единого агента РСА планируется завершить.
Утилизация. Фото: Денис Таушканов
С 1 января 2018 года планируется повысить утилизационные сборы на легковые автомобили и грузовики.
Согласно проекту бюджета на следующий год, рассматривается повышение утилизационного сбора на легковые автомобили на 15%. В случае принятия, он может вырасти уже с 1 января 2018 года. Это приведет к неминуемому росту цен на новые автомобили. Причем, сильнее всего подорожают в этом случае иномарки и бренды, не участвующие в соглашении о промсборке на территории РФ. Отечественным заводам сумму утилизационного сбора компенсирует государство в виде субсидий.
А Минпромторгом России опубликован проект изменений в постановление правительства об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов. Согласно документу, с 1 января 2018 года существенно повышаются ставки утилизационного сбора. Максимальный рост заложен на новые седельные тягачи. Например, для тягачей массой 12-20 тонн он может вырасти на 40% (до 510 тысяч рублей), массой 20-50 тонн – также на 40% (до 1,01 млн рублей). Рост сбора на самосвалы составит 20%, до 862,5 тысяч рублей, на автобетоносмесители – 20%, до 891 тысяч рублей. Средняя индексация сбора в грузовом сегменте достигнет 17%, по остальным видам техники – около 15%.
Налоги. Фото: Сайт Рixabay
Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил поправки в Налоговый кодекс, позволяющие списать с физических лиц и индивидуальных предпринимателей недоимки по ряду налогов. Согласно поправкам, признается безнадежной и подлежит списанию недоимка по имущественным налогам (куда входит и транспортный налог), образовавшаяся на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным с того времени за эту недоимку. Безнадежной можно считать задолженность тех граждан, кому налоговые органы не смогли предъявить иск в силу разных обстоятельств, либо тех, у кого истек срок давности по уплате налога. Например, по транспортному налогу в 2018 году налоговая вправе выставить счет владельцу автомобиля только за периоды 2015, 2016 и 2017 годов (то есть не более трех лет, предшествующих году направления уведомления). Долги по этим налогам должны быть списаны "без участия налогоплательщика", говорится в поправках.
"Это поправки в Налоговый кодекс по реализации поручений президента, с тем чтобы в кратчайшие сроки, а именно с 1 января 2018 года, все они заработали", — прокомментировали авторы поправок.
Знак. Фото: Сайт m24.ru
С 1 января 2018 года в России будет действовать новый дорожный знак – "зона успокоенного движения". Он будет устанавливаться на тех участках дороги, где скорость не должна превышать 10-20 км/ч. Обгон на таких участках будет запрещен. Как и где будет устанавливаться такая зона пока не очень понятно.
Автобус. Фото: Мария Оленникова
С 2018 года вступят в силу новые правила предрейсового осмотра водителей. Для этого планируется использовать технологию телемедицины. Заключения медосмотра водители будут получать в электронном формате. Это, считают в ГИБДД, позволит избежать выхода в рейс водителей, состояние здоровья которых по тем или иным причинам угрожает безопасности пассажиров и других участников дорожного движения.
Обязательные осмотры проводятся в отношении водителей перед началом и после окончания рабочего дня рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Такси. Фото: Александр Хитров
В государственную думу внесен законопроект №283077-7, который касается закона о такси. Основная задача нового закона о такси — ввод в правовое поле всех диспетчерских служб, агрегаторов и интернет-сервисов по заказу такси (Uber, Gett и т.д.).
ОСГОП для такси
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), в котором участвуют владельцы автобусов, может распространиться и на такси. Такие поправки содержатся в указанном законопроекте.
Закон об ОСГОП действует в России с 2013 года. Согласно его положениям, перевозчики, которые осуществляют пассажирские перевозки, обязаны страховать свою ответственность перед пассажирами. Лимит выплаты по ОСГОП составляет 2 млн рублей, а по ОСАГО максимальные выплаты за вред жизни и здоровью составляют 500 тысяч рублей. Кроме того, по закону об ОСГОП покрывается и вред, нанесенный багажу пассажиров — в пределах 23 тысяч рублей при предоставлении чеков и до 11 тысяч рублей без чеков.
Услуги интеграторов и диспетчеров такси
Особая роль в законопроекте отводится услугам агрегаторов, которые размещают на своих электронных площадках информацию об услугах такси. В случае происшествия, ни агрегатор, ни таксист по сути не несут никакой ответственности. Четкие критерии и правовой механизм ответственности между агрегатором и таксопарком (водителем) отсутствуют.
Когда пассажир вызывает машину из определенного приложения в Интернете, то полагает, что таксист работает непосредственно в этой компании. Но зачастую автомобиль сдается в аренду таксопарку, а тот в свою очередь может передать ее в субаренду водителю. Кроме того, перед рейдом у водителей не проверяют ни страховку, ни состояние здоровья.
В законопроекте предлагается определить и зарегламентировать действия агрегаторов и таксопарков, отдельных водителей и определить, кто из субъектов предпринимательства и за какие действия несет ответственность в случае совершения правонарушения.
В случае принятия, новый закон о такси должен вступить в силу с 28 января 2018 года.