16 февраля 2018. Новая волна освоения Дальнего Востока в свете провозглашенного президентом РФ и правительством страны "восточного вектора" породила новый интерес дальневосточников и жителей других регионов страны к истории этого далекого и легендарного края. А это, в свою очередь, заставило взглянуть на идею опережающего социально-экономического развития региона под более широким углом зрения. О том, какую роль играет культура в развитии человеческого капитала на Дальнем Востоке, – в обзоре ИА PrimaMedia.
От "Станционного смотрителя" до "Крейсеров"
Примечательно, что сегодня интерес к истории освоения российского Дальнего Востока не ограничивается интересом к традиционным экспозициям краеведческих музеев, а приобретает самые различные формы, такие, как эксклюзивные тематические выставки в музеях и картинных галереях, общественно-исторические проекты и театральные постановки. Активное освоение родной истории – знамение нашего динамичного, инновационного времени.
Предметом исторического исследования методами искусства становятся и самые главные события в истории российского Дальнего Востока начиная с 1860-х годов, и отдельные личности, оставившие яркий след в этой истории, такие, как генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, сыгравший ключевую роль в формировании российских границ на юге Дальнего Востока и при этом немало заботившийся о развитии культуры в среде первых поселенцев.
И тут, конечно, главную роль играл театр, тогда еще любительский. Согласно первой заметке о любительских спектаклях на Дальнем Востоке, появившейся в иркутской газете "Амур", 24 декабря 1860 года в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили благодарной публике спектакль "Станционный смотритель" по повести А.С. Пушкина и водевиль "Много шума из пустяков" А.А. Я6лочкина, отца выдающейся русской актрисы Александры Александровны Яблочкиной.
Первые же упоминания о любительском театре во Владивостоке относятся к началу 1870-х годов (по некоторым сведениям начало истории владивостокской сцены положила постановка шекспировского "Гамлета"), а первый любительский спектакль в Хабаровске состоялся зимой 1873 года.
Много воды утекло с тех пор. Много репетиций и постановок прошло. Целые плеяды прекрасных профессиональных актеров дарили свое искусство тем, кто жил и трудился на благо России на ее дальневосточных рубежах. В этом году один из старейших театров Дальнего Востока – Приморский краевой академический драматический театр имени Горького отмечает свое 85-летие. Символично, что одним из самых ярких спектаклей его нынешнего репертуара стала одноименная инсценировка известного романа Валентина Пикуля "Крейсера", рассказывающего о Русско-японской войне 1904-1905 годов.
Сцена из спектакля "Крейсера". Фото: ИА PrimaMedia
Примечательно, что премьера спектакля, состоявшаяся 13 и 14 декабря 2014 года, стала пиком общественно-исторического проекта "Крейсера", в рамках которого начиная с октября того же года проходила серия творческих встреч с участием художественного руководителя театра имени Горького Ефима Звеняцкого, ведущих актеров театра, занятых в спектакле "Крейсера", а также историков и литературоведов…
Гостям Приморской краевой библиотеки имени Горького, где проходили встречи, рассказывали о ходе постановки спектакля, и о событиях русско-японской войны, и о том, как это историческое событие оценивалось историками и отражалось в литературе.
Сегодня спектакль "Крейсера", поставленный при поддержке Минвостокразвития и Минкультуры, идет с неизменным аншлагом как во Владивостоке, так и в других городах, где гастролирует приморская "Горьковка" (последний триумфальный показ прошел в Москве во время столичных гастролей театра из Владивостока летом 2017 года). За спектакль "Крейсера" художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий и артист Валентин Запорожец были удостоены премии Правительства России в области культуры.
Интересно, что определенную роль в постановке спектакля сыграл министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Александр Галушка дает интервью PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
"В конце июня 2013 года в Москве я попал на спектакль "Товарищ", театр Горького был тогда на гастролях. То, что я увидел, мне очень понравилось – это была талантливая, оригинальная, красивая, при этом родная — русская эмоция. Приморская. У приморской труппы свое лицо – уникальное и очень притягательное. Через три месяца меня назначили министром по развитию Дальнего Востока, а еще через месяц я встретился с главным режиссером театра и предложил ему создать спектакль "Крейсера", и он сразу согласился", — вспоминал Александр Галушка в одном из интервью для ИА PrimaMedia. И далее: "Неправильно думать исключительно об экономике или только о социальной сфере, развитием которых мы с командой, конечно, занимаемся с первого дня. Экономику делают люди, а люди – это не цифры. Это личности, характеры, история, культура. Их представления о чести, достоинстве, готовности к подвигу, любви к своей Родине. У нас в России и, конечно, на Дальнем Востоке очень яркие характеры и богатая история, настолько богатая, что ничего придумывать не надо. Владивосток принял "Крейсера" с овациями, с восхищением! Люди хотят настоящего разговора о настоящем. Я больше скажу: развитие Дальнего Востока невозможно без осмысления освоения этой территории в истории самой России. Понимание того, зачем наша родина двигалась на Восток, осваивала тихоокеанские рубежи, какие люди приехали сюда укреплять Россию – исключительно важно. В этом смысле театр играет великую роль – мы можем через театральное искусство глубже понять Дальний Восток, найти самих себя через осмысление художественных произведений".
Спектакль "Муравьев. Граф Амурский". Фото: официальный сайт Хабаровского краевого театра драмы
Успешной стала постановка Амурского областного театра драмы "Горький хлеб Албазина", посвященная 365-летию основания Албазинского острога и 350-летию прибытия Албазинской иконы Божьей матери в Приамурье. Примечательно, что пьесу, рассказывающую о героической защите русскими солдатами и офицерами Албазинского острога в 1649-1689 годы, написала амурская поэтесса и писательница Нина Дьякова. И этот спектакль прошел с аншлагами на многих театральных площадках Дальнего Востока.
"С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет, — рассказала она корреспонденту газеты "Амурская правда". — Но зацепила меня идея создания пьесы по албазинскому противостоянию, завершившемуся подписанием Нерчинского договора, три года назад (в 2013 году – прим. ред.), когда побывала на Дорохинских чтениях. Было время, неспешно походила по тем историческим местам. Я впервые побывала там 17-летней студенткой педвуза под руководством Нины Шенкевец в составе небольшой группы филологов, которая прибыла в Албазино собирать слова для готовившегося Словаря говоров Приамурья. Да и позднее, уже будучи сотрудником краеведческого музея, также регулярно соприкасалась с материалами по Албазину. Но побудило к написанию пьесы все же именно на этих чтениях, где врезался в память доклад о Нерчинском договоре. В воображении рисовались картины происходившего в 17-м веке, и далее уже не отпуская, самостийно то и дело всплывали в сознании, не давая душе покоя".
"Горький хлеб Албазина". Фото: официальный сайт Амурского областного театра драмы
И здесь не обошлось без инициативы, проявленной Минвостокразвития. Именно из министерства в адрес театра поступило предложение принять участие в программе грантов на знаковую историческую тему. Примером, вдохновившим на участие в грантовой программе, стали владивостокские "Крейсера". Режиссера пригласили из Хабаровска. Им стал заслуженный артист России Вадим Гогольков, руководитель муниципального камерного театра "Триада".
Интересный проект был осуществлен Якутским государственным академическим русским драматическим театром имени А.С. Пушкина. Спектакль "Два берега одной Победы" по пьесе московского драматурга Владимира Федорова рассказывает о мужестве советских летчиков и американских летчиц, перегонявших зачастую под огнем американские истребители и бомбардировщики с Аляски в СССР. Заокеанские истребители, добравшиеся до якутских аэродромов, затем летели громить фашистские "мессеры" и "фокке-вульфы" под Москвой и Сталинградом, Орлом и Курском.
Одним из героев спектакля стал прославленный ас советский Александр Покрышкин. Фото: официальный сайт Якутского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина
И еще одна постановка связана с историей добрых взаимоотношений России и Америки. Спектакль "Путь святителя" Андрея Борисова по пьесе Владимира Фёдорова "Алмазный крест", написанной по просьбе Якутской епархии специально к 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия Вениаминова, апостола Сибири и Америки, был показан в день закрытия Дней Якутии в Москве в рамках 385-летия вхождения Якутии в состав России в декабре 2017 года в московском Экспоцентре. Герой пьесы – святитель Вениамин – великий православный деятель, миссионер и ученый, с именем которого связана история освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Благодаря Вениамину алеуты получили письменность, что стало ключевой вехой в развитии национального самосознания этого народа.
Нельзя не упомянуть и мюзикл "Юнги северного флота" Магаданского музыкального и драматического театра. Проект, стартовавший при поддержке Минвостокразвития России, был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Постановка по мотивам повести Валентина Пикуля "Мальчики с бантиками", рассказывающая о Соловецкой школе юнг, созданной в годы Великой Отечественной для пополнения флота, вошла в число лучших театральных постановок России сезона 2014–2015 годов и стала финалистом национальной театральной премии "Золотая маска".
Спектакль "Юнги северного флота". Фото: пресс-служба Магаданского музыкального и драматического театра
Вторая жизнь в музейных стенах
Возрождение интереса к истории освоения Дальнего Востока проявляется не только в театральном творчестве, но и в других направлениях искусства, в первую очередь, в музейном деле.
Интересный проект реконструкции исторических костюмов "Магия театра" был осуществлен в Сахалинском международном театральном центре им А.П. Чехова. Авторов проекта вдохновили события знаменитой исторической Амурской экспедиции, которые стали поворотной вехой в освоении Сахалина. Мастера пошивочного цеха Чехов-центра в строгом соответствии с историческими реалиями создали копии нарядов, которые могли бы носить капитан Геннадий Невельской и его юная жена Екатерина Ивановна.
Подготовка проекта реконструкции исторических костюмов "Магия театра". Фото: пресс-служба Сахалинского Международного театрального центра имени А.П. Чехова
Руководила проектом специалист по истории военного костюма Любовь Мингазитинова, которая прочла для мастеров цикл лекций и провела практические занятия, где обучила всем тонкостям изготовления исторического костюма. В качестве наглядного пособия на Сахалин прибыли настоящие раритеты – 15 предметов одежды 1848-1890 годов. Часть из них была привезена из частных коллекций, часть – из коллекции Школы-студии МХАТ.
Костюмы создавались по старинным эскизам и технологиям, вплоть до пуговиц, которые специально отливали в Санкт-Петербурге, петелек на нижней рубашке и прорезей для холодного оружия.
Форма морского офицера скопирована с мундира капитана первого ранга: в таком чине состоял Геннадий Невельской в 1851 году.
"Мы постарались провести мастеров пошивочного цеха театра через опыт точного копирования исторических образцов портновского мастерства, воссоздания атмосферы времени собственными руками, — рассказал ресурсу АСТВ.ру главный художник Чехов-центра Арсений Радьков. — Для нас проект получился очень значимым. Благодаря ему пошивочный цех театра смог освоить крой и технологию изготовления основных элементов мужского и женского исторического костюма с использованием исторических выкроек. Специалисты могли на практике узнать, как выглядит та или иная вещь изнутри, как она сшита, каким способом и почему вещи XIX века совершенно не похожи на современные предметы одежды".
Передача костюмов Сахалинскому областному краеведческому музею. Фото: пресс-служба Сахалинского Международного театрального центра имени А.П. Чехова
Итогом проекта "Магия театра" стала передача мужского и женского костюмов, изготовленных мастерами Чехов-центра, в Сахалинский областной краеведческий музей в качестве экспонатов.
Экспедиции Невельского был посвящен проект молодых приморских художников, представленный в рамках девятой Владивостокской международной биеннале визуальных искусств в сентябре 2017 года. Творческое объединение "Hero4Hero" продемонстрировало рабочие материалы к проекту "Плоды воображения. Невельской".
Проект манга "Невельской". Фото: сайт творческого объединения "Hero4Hero"
"Плоды воображения. Невельской" — пересказ героических событий языком современного искусства для привлечения внимания к истории освоения Дальнего Востока России. 29 июня 1850 года Геннадий Невельской, исследователь Дальнего Востока, поднял российский флаг в низовьях Амура и основал на мысе Куегда Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре), без единого выстрела присоединив к России 36% ее нынешней территории",— описывает смысл своей работы команда "Hero4Hero".
Проект основан на реальном жизнеописании будущего российского адмирала и охватывает период с детства до его возвращения на Амур в качестве начальника Амурской экспедиции. В сюжете манги использованы элементы локальной мифологии — шаманы и драконы.
Приморский краевой театр имени В.К. Арсеньева. Фото: ИА PrimaMedia
Владивостокцы по праву гордятся своим музеем. За несколько лет работы руководителю учреждения Виктору Шалаю удалось кардинально преобразовать работу музея, внедрить новые форматы и идеи, оставив неизменной главную миссию музея — рассказывать людям об их истории.
"Сохранение и популяризация исторического и культурного наследия – цель и смысл жизни лауреата Виктора Шалая. Он создатель интереснейших постоянных экспозиций Приморского музея имени Арсеньева, инициатор значимых выставок и обмена коллекциями с другими региональными музеями. И в целом руководителю учреждения удалось так построить работу, что Приморский музей превратился в современное, востребованное пространство истории, культуры и краеведения, стал одним из самых посещаемых в нашей стране", – сказал президент РФ Владимир Путин на торжественной церемонии вручения премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2016 год.
Президент РФ Владимир Путин вручает награду Виктору Шалаю. Фото: официальный сайт Президента РФ
По мнению владивостокцев, музей им. Арсеньева – сейчас одно из самых посещаемых мест города. Ранее неделимая структура, уже несколько лет поделена на отдельные формации – "Дом Путешественника", "Дом Чиновника", "Музей Города". Каждая площадка имеет свою специфику: рассказывает о быте, жизни и привычках своих обитателей. В центре внимания "Дома Путешественника" — сам знаменитый путешественник, неутомимый исследователь природы Дальнего Востока и талантливый писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев и его семья. "Музей Города" — площадка, отвечающая за Владивосток. Откровением стали открывшиеся в начале 2017 года "Открытые морские залы". Здесь через звуки, письма, предметы быта передается атмосфера, затрагивающая каждую морскую семью Владивостока – расставаний и встреч на берегу. Здесь же, в "Музее Города" работает самый уютный проект краевого центра – "Сказки с молоком", где на глазах у зрителей "оживают" сказки коренных народов Приморского края и мировых классиков.
Асеевский дом во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
"Успешное развитие Дальнего Востока немыслимо без осмысления роли региона в судьбе нашей страны. Понимания того, зачем Россия осваивала тихоокеанские рубежи, подвигом каких людей эта земля становилась российской. Все это сформировало особую дальневосточную ментальность, культуру, в том числе и литературные традиции, — высказался по этому поводу руководитель Минвостокразвития Александр Галушка. — Дальний Восток гордится творчеством таких писателей, как Владимир Арсеньев, Александр Фадеев, Юрий Рытхэу, Иван Басаргин, Сергей Крившенко и многих других. И очень важно и своевременно, что в Приморье в скором времени появится дальневосточный литературный музей, который объединит богатое творческое наследие всего макрорегиона и сделает его доступным прежде всего для подрастающего поколения. Музей поможет молодым людям глубже понять землю, на которой живут, какие процессы здесь происходили, каким может стать Дальний Восток в будущем".
Деятельность еще одного старейшего музея Дальнего Востока — Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова – недавно заслужила очередную высокую оценку.
Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. Фото: официальный сайт Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
Во Всероссийском конкурсе на лучший региональный военно-исторический музей, проводившемся Российским военно-историческим обществом с 19 января по 1 февраля 2018 года, музей имени Гродекова стал победителем в номинации "Лучший музей городского поселения".
Как отметили в министерстве культуры края, музей им. Гродекова ранее уже участвовал в конкурсе, сообщает www.khabkrai.ru. В 2016 году проект "Дальневосточный маршал", посвященный Маршалу Советского Союза Василию Блюхеру, стал победителем конкурса Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" "Жизнь Отечеству" по Дальневосточному федеральному округу на лучший туристический военно-исторический маршрут. В рамках проекта были организованы экскурсии по памятным местам, связанных с биографией советского военачальника.
В 2017 году музей подал заявку на участие в конкурсе на лучший туристический военно-исторический маршрут с проектом "По следам почтовых строчек" (автобусные экскурсии по Хабаровску для учащихся общеобразовательных организаций, вузов с посещением памятных мест, связанных с историей Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, с проведением исторической реконструкции).
В 2016 году выставочный проект Гродековского музея "Деньги Гражданской войны: игра престолов" стал победителем XIII грантового конкурса благотворительного фонда Владимира Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" в номинации "Открытая коллекция".
В течение года над проектом трудилась большая команда музейщиков и привлеченных специалистов. Труд был кропотливым. Ведь коллекция денежных знаков периода Гражданской войны в собрании Гродековского музея является одной из наиболее полных на Дальнем Востоке. Она насчитывает 1039 единиц хранения (из них 630 неповторяющихся). Для выставки было отобрано 200 единиц.
Галина Алексеева. Фото: ИА PrimaMedia
"Ежегодно в крае проводятся конгрессы народов Приморского края, где собираются представители 158-ти национальностей, проживающих в регионе, и 60-ти организаций, которые входят в Ассамблею народов Приморского края. Это очень важная работа. Сегодня в край приезжают новые мигранты, которые нуждаются с социальной адаптации. В рамках работы Ассамблеи проводится немало национальных праздников, концертов и других мероприятий. Взаимная культурная подпитка помогает развивать гармоничные межнациональные и межконфессиональные отношения, жить в мире, плечом к плечу, понимая друг друга. Реализации этой важной задачи будет способствовать создание во Владивостоке Дома дружбы. Надежду вселяет то, что врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко высказался за создание Дома дружбы", — сказала Галина Алексеева.
С точки зрения председателя Ассамблеи народов Приморского края, в настоящее время культуру можно рассматривать как капитал, который дает возможность человеку развиваться в очень разных направлениях и работать гармонично на любом поприще.
"Человек, не имеющий подготовки в области культуры, не способен к настоящему развитию. Он обделен тем глубоким спектром понимания жизни, которое дает культура и искусство. Без гармонического развития человека ни о каком качественном человеческом капитале говорить не приходится", — говорит Галина Алексеева.
О культуре как инвестиции в развитие человеческого капитала Дальнего Востока рассуждает и художественный руководитель Приморского краевого академического драматического театра имени Горького Ефим Звеняцкий: "Наши инвестиции – это эмоции зрителя, "модная интонация". Два года назад была придумана тема – восстановление исторических и значимых событий на Дальнем Востоке. И, судя по аншлагам, до сих пор это то, что люди желают видеть и то, что делает модным и театр, и людей, которые живут на Дальнем Востоке".
Смотрите полную версию на сайте >>>
Следующая новость