Культурные инвестиции: Дальний Восток становится привлекательнее

Дальневосточный регион России прирастает культурным пространством
Открытие фестиваля "Улица Дальнего Востока" на ВЭФ-2017
Фото: ИА PrimaMedia

16 февраля 2018. Новая волна освоения Дальнего Востока в свете провозглашенного президентом РФ и правительством страны "восточного вектора" породила новый интерес дальневосточников и жителей других регионов страны к истории этого далекого и легендарного края. А это, в свою очередь, заставило взглянуть на идею опережающего социально-экономического развития региона под более широким углом зрения. О том, какую роль играет культура в развитии человеческого капитала на Дальнем Востоке, – в обзоре ИА PrimaMedia.

От "Станционного смотрителя" до "Крейсеров"

Примечательно, что сегодня интерес к истории освоения российского Дальнего Востока не ограничивается интересом к традиционным экспозициям краеведческих музеев, а приобретает самые различные формы, такие, как эксклюзивные тематические выставки в музеях и картинных галереях, общественно-исторические проекты и театральные постановки. Активное освоение родной истории – знамение нашего динамичного, инновационного времени.

Предметом исторического исследования методами искусства становятся и самые главные события в истории российского Дальнего Востока начиная с 1860-х годов, и отдельные личности, оставившие яркий след в этой истории, такие, как генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, сыгравший ключевую роль в формировании российских границ на юге Дальнего Востока и при этом немало заботившийся о развитии культуры в среде первых поселенцев.

И тут, конечно, главную роль играл театр, тогда еще любительский. Согласно первой заметке о любительских спектаклях на Дальнем Востоке, появившейся в иркутской газете "Амур", 24 декабря 1860 года в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили благодарной публике спектакль "Станционный смотритель" по повести А.С. Пушкина и водевиль "Много шума из пустяков" А.А. Я6лочкина, отца выдающейся русской актрисы Александры Александровны Яблочкиной.

Первые же упоминания о любительском театре во Владивостоке относятся к началу 1870-х годов (по некоторым сведениям начало истории владивостокской сцены положила постановка шекспировского "Гамлета"), а первый любительский спектакль в Хабаровске состоялся зимой 1873 года.

Много воды утекло с тех пор. Много репетиций и постановок прошло. Целые плеяды прекрасных профессиональных актеров дарили свое искусство тем, кто жил и трудился на благо России на ее дальневосточных рубежах. В этом году один из старейших театров Дальнего Востока – Приморский краевой академический драматический театр имени Горького отмечает свое 85-летие. Символично, что одним из самых ярких спектаклей его нынешнего репертуара стала одноименная инсценировка известного романа Валентина Пикуля "Крейсера", рассказывающего о Русско-японской войне 1904-1905 годов.


Сцена из спектакля "Крейсера". Фото: ИА PrimaMedia

Примечательно, что премьера спектакля, состоявшаяся 13 и 14 декабря 2014 года, стала пиком общественно-исторического проекта "Крейсера", в рамках которого начиная с октября того же года проходила серия творческих встреч с участием художественного руководителя театра имени Горького Ефима Звеняцкого, ведущих актеров театра, занятых в спектакле "Крейсера", а также историков и литературоведов…

Гостям Приморской краевой библиотеки имени Горького, где проходили встречи, рассказывали о ходе постановки спектакля, и о событиях русско-японской войны, и о том, как это историческое событие оценивалось историками и отражалось в литературе.

Сегодня спектакль "Крейсера", поставленный при поддержке Минвостокразвития и Минкультуры, идет с неизменным аншлагом как во Владивостоке, так и в других городах, где гастролирует приморская "Горьковка" (последний триумфальный показ прошел в Москве во время столичных гастролей театра из Владивостока летом 2017 года). За спектакль "Крейсера" художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий и артист Валентин Запорожец были удостоены премии Правительства России в области культуры.

Интересно, что определенную роль в постановке спектакля сыграл министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.


Александр Галушка дает интервью PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia

"В конце июня 2013 года в Москве я попал на спектакль "Товарищ", театр Горького был тогда на гастролях. То, что я увидел, мне очень понравилось – это была талантливая, оригинальная, красивая, при этом родная — русская эмоция. Приморская. У приморской труппы свое лицо – уникальное и очень притягательное. Через три месяца меня назначили министром по развитию Дальнего Востока, а еще через месяц я встретился с главным режиссером театра и предложил ему создать спектакль "Крейсера", и он сразу согласился", — вспоминал Александр Галушка в одном из интервью для ИА PrimaMedia. И далее: "Неправильно думать исключительно об экономике или только о социальной сфере, развитием которых мы с командой, конечно, занимаемся с первого дня. Экономику делают люди, а люди – это не цифры. Это личности, характеры, история, культура. Их представления о чести, достоинстве, готовности к подвигу, любви к своей Родине. У нас в России и, конечно, на Дальнем Востоке очень яркие характеры и богатая история, настолько богатая, что ничего придумывать не надо. Владивосток принял "Крейсера" с овациями, с восхищением! Люди хотят настоящего разговора о настоящем. Я больше скажу: развитие Дальнего Востока невозможно без осмысления освоения этой территории в истории самой России. Понимание того, зачем наша родина двигалась на Восток, осваивала тихоокеанские рубежи, какие люди приехали сюда укреплять Россию – исключительно важно. В этом смысле театр играет великую роль – мы можем через театральное искусство глубже понять Дальний Восток, найти самих себя через осмысление художественных произведений".