Скорый пик заболеваемости COVID-19 в России предрек вирусолог

Высшая точка эпидемии при благоприятном сценарии может быть пройдена Россией уже через десять дней

Фото: https://pixabay.com/ru/

2 апреля 2020. Высшая точка эпидемии COVID-19 при благоприятном сценарии может быть пройдена Россией уже через десять дней. Об этом в интервью "Известиям" заявил директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев, сообщает ИА ЕАОMedia.

При неблагоприятном стечении обстоятельств, считает он, страна достигнет пика заболеваемости не в конце апреля, а в мае-июне. В ходе беседы доктор медицинских наук объяснил, почему статистика заразившихся коронавирусом в Москве в ближайшие дни не должна никого пугать, а также рассказал, кому стоит носить защитные маски.

— Оперативный штаб Москвы по предотвращению коронавируса на днях заявил, что почти 40% пациентов, которые подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, моложе 40 лет. Когда я слышу, что человек на ИВЛ, это звучит жутковато...

— Довольно большому количеству пациентов требуется кислород, но ИВЛ реально необходим только терминальным — умирающим — пациентам. Я не думаю, что все эти молодые люди относятся к этой группе. Скорее я вижу за этим то, что пока что недостатка в аппаратах ИВЛ нет.

— Каково среднее время лечения пациентов с COVID-19?

— Это очень сильно зависит от тяжести болезни. У заметной части пациентов она протекает вообще бессимптомно. Если она проходит в легкой форме, то уже через две недели человек полностью здоров. А в самых тяжелых случаях восстановление может занять больше месяца.

— Носители с симптомами опаснее, чем носители без них?

— Такой четкой зависимости нет. Были сообщения, что более опасны носители с симптомами, но мы знаем, что у бессимптомных также очень большое количество вируса в ротоглотке и носоглотке. От чего это зависит и какие конкретно факторы это определяют, пока никто не знает.

— Бессимптомных как-то лечат?

— Нет, зачем? Их сажают на карантин.

— Москва на тотальной самоизоляции, вслед за ней закрываются и другие регионы. Как вы оцениваете эти меры, смогут ли они сдержать распространение вируса?

— Сдержать, несомненно, смогут. А остановят ли распространение вируса полностью, покажет время. Но нет никаких сомнений, что они позволят взять процесс под контроль и не допустить катастрофического переполнения больниц.

— Можно ли делать прогнозы, насколько они могут отсрочить пик заболеваемости в столице и в России?

— Прогнозы делать можно. Если бы эти меры не были введены, то катастрофический пик заболеваемости (хуже, чем в Италии) случился бы во второй половине апреля. Сейчас же, если меры будут строго выполняться, мы увидим снижение заболеваемости. В худшем случае получим отсрочку пика на конец мая – июнь. В лучшем пик будет пройден уже дней через десять, и дальше начнется спад.

— То есть мы будем сидеть на самоизоляции до мая?

— Как показывает опыт других стран, изменение динамики заболеваемости можно увидеть только через 11–12 дней после введения изоляции. Наверное, это тот минимальный срок, на который мы должны ориентироваться. В зависимости от того, как будет развиваться вспышка в ближайшие две недели, можно будет понимать, на какое время мы в этой самой изоляции, можно ли делать более мягкими ее условия или нет.

— А что вообще означает термин "пик заболеваемости"? Это какой-то определенный процент заразившихся?

— Нет. Абсолютный пик в числе заболевших не имеет принципиального значения — всё равно завтра будет больше, чем сегодня. Для эпидемиологов пиком можно считать максимальный дневной прирост. Собственно, мы ждем перелома именно в этом показателе. В Европе перелом в скорости роста заболевших произошел буквально три дня назад, и там в большинстве стран, которые ввели сходные с нашими меры изоляции, вспышку удалось взять под контроль. А достижение абсолютного пика может занять очень длительное время и не является принципиальным показателем.

— Я слышала точку зрения, что коронавирусом переболеет около 70% населения. Это произойдет за одну эпидемию или процесс будет длительным, как с гриппом?

— Это длительный процесс, который может занять несколько лет. Скорее всего, коронавирус станет сезонным заболеванием, но если сформируется мощная иммунная прослойка. В дальнейшем вирус будет циркулировать очень ограниченно, и даже если кто-то заразится повторно, болезнь будет протекать в намного более мягкой форме.

— Есть мнение, что к лету эпидемия схлынет.

— Для того чтобы коронавирус распространялся хуже, нужна сухая и жаркая погода. Майские +20 и дожди вряд ли будут способствовать остановке его распространения. Для этого нужна погода с уверенными +25 и без осадков. Тогда действительно скорость распространения вируса может сильно замедлиться.

— Какова вероятность, что осенью нас ждет второй виток эпидемии?

— Высокая, потому что вирус никуда не исчезнет. Он останется в странах с более слабыми системами здравоохранения. Иммунная прослойка вряд ли будет создана до осени, поэтому вероятность повторной вспышки достаточно высока. Но нужно понимать, что за это время удастся отработать и новые схемы лечения. Сейчас идет множество клинических исследований по всему миру, и, возможно, скоро станет доступна вакцина, поэтому осенняя вспышка будет проходить в значительно более спокойной обстановке.

— Каков прогноз по получению вакцины?

— Очень трудно делать прогнозы, потому что у нас практически нет опыта разработки вакцин для коронавирусов человека. Кроме собственно разработки каких-то прототипов вакцинных препаратов, нужно решить целый пласт фундаментальных проблем — и с животными моделями для их испытания, и с пониманием иммунного ответа и патогенеза инфекции. К сожалению, это будет не так быстро, как могло бы быть, например, для гриппа.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость