14 мая 2020. Рейтинги российских губернаторов в "коронакризис" пошли в рост, в то время социологические показатели федерального центра падают. Это один из трендов текущей ситуации, возникшей на фоне распространения COVID-19, отмеченный политологами в ходе онлайн-встречи "Политические процессы в эпоху пандемии: регональный аспект", организованной ИА PrimaMedia. Эксперты обсудили изменение медиапотребления, настроения граждан, позиции дальневосточных губернаторов, а также перспективы региональных выборов и голосования по Конституции РФ.
В дискуссии приняли участие политологи, политтехнологи, журналисты, а также действующие вице-губернаторы по внутренней политике ряда дальневосточных регионов.
"Политическая жизнь на фоне пандемии в классическом понимании в регионах замерла", — обозначил общий тренд политолог, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. Это видно не только по российским регионам, переносу выборов и голосования по Конституции РФ, но также и европейским странам – в Польше, к примеру, отменили выборы президента.
Поэтому, как считает эксперт, настроения граждан станут ясны только после выхода из пандемии. На данный момент, по его оценке, в России важно то, что за время пандемии федеральная власть почти не пыталась выступить арбитром в спорных ситуациях с регионами.
"Была заочная полемика Рамзана Кадырова и Михаила Мишустина, но такого серьезного вмешательства не происходило. Насколько я понимаю, федеральная власть немного реагировала на ограничение въезда в Челябинскую, в Астраханскую области, и где-то регионы пошли на уступки. Но в целом ниша арбитра, которую многие годы федеральный центр монополизировано занимал, оказалась свободной. У регионов появилась достаточно большая свобода рук", — считает Михаил Виноградов.
Эксперты сходятся во мнении, что для глав регионов период пандемии стал временем возможностей как в плане коммуникации с населением, так и наращивания своего рейтинга.
Политолог, руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев обращает внимание на резко возросшие рейтинги губернаторов. Апрельский опрос "Левада-центра" (решением Минюста организации присовен статус "иностранного агента") показал, что о работе губернаторов положительно высказываются до 61% россиян, в то время как рейтинги федеральной власти устанавливают антирекорды.
"Такого не было никогда. Мне так кажется, что губернаторы кризисную ситуацию используют по полной программе. Больше всего нужно думать федеральному центру. Губернаторам есть что показать – они работают на земле. Они, конечно, могут делать ошибки, как некоторые запрещающие продажу спиртного, но так или иначе они все активные акторы всей этой коронавиурсной истории. А вот рейтинги федерального центра будут падать", — уверен политолог.
По мнению руководителя департамента спецпроектов агентства "Полилог" Романа Моложона, рост рейтинга губернаторов – тактический, и после выхода из ситуации будет его коррекция. Поэтому его нужно использовать сейчас.
"Эта ситуация будет скорректирована самой жизнью. Придет лето, начнется ремонт дорог, и это заставит рейтинги скорректироваться", — считает эксперт.
Руководитель департамента спецпроектов агентства "Полилог" отмечает, что в условиях, когда коронавирус затмил всю повестку в регионах и аудитория ничего другого почти не видит и не слышит, губернаторы стали основными источниками информации.
"Это видно по статистике и приросту подписчиков в соцсетях. В разных регионах по-разному – мы фиксируем в целом от 5 до 20% прироста. Это означает, что люди хотят получать информацию из первых уст, непосредственно от губернаторов. Это прекрасная возможность для глав регионов эту информацию доносить. На Дальнем Востоке все этой возможностью пользуются. И если сравнивать информационную политику дальневосточных регионов и Центрального федерального округа, то Дальний Восток выглядит гораздо выигрышней. Понятно, что и в целом ситуация не такая критическая по сравнению с Центральной Россией", — говорит Роман Моложон.
Но от этой информации и ситуации в целом население устает, поэтому "помимо коронавирусной повестки надо давать какие-то позитивные вещи", уверен эксперт. Основной вопрос, который всех волнует, что будет дальше и когда люди вернутся к нормальной жизни. Но на этот вопрос ни главы регионов, ни федеральный центр не могут ответить. Еще один вопрос, который фиксирует Роман Моложон, что делать, если эта история повторится осенью.
"Этого сейчас все очень боятся. Сейчас много алармистских настроений, с которыми надо как-то работать", — отмечает представитель "Полилога".
Как подтвердил представитель Российской ассоциации политконсультантов (РАПК) на Дальнем Востоке Даниил Ермилов (г. Хабаровск), такая тенденция есть. К примеру, за счет этого свой рейтинг удерживает губернатор Хабаровского края Сергей Фургал.
"Не только за счет своей неплохой имиджевой кампании – а она у него, действительно, хорошая. А в большей степени за счет провала имиджа федеральной власти в глазах хабаровчан. В январе его (губернатора) рейтинг стал падать, но федеральный центр снова начал вести себя "интересно" (по коронавирусу, также наложилась критика в адрес губернатора), и его рейтинг пошел вверх", — поделился наблюдениями эксперт.
Федеральным властям для изменения ситуации, при этом, не нужно придумывать никаких позитивных поводов, кроме одного – дать гражданам осязаемую поддержку, убежден Константин Калачев. Вместо этого федеральные спикеры сами подпитывают раздражение среди населения. В частности такую реакцию вызывают заявления лиц, принимающих решения, с объяснениями, почему в России невозможно раздать "вертолетные" деньги, как это делают другие страны, обеспечивая всех граждан финансовой помощью.
И если раньше никто не обратил бы на такие выступления внимание, то сейчас эти фразы доходят до адресата.
"Набиуллина говорит, что раздача денег приведет к взрыву инфляции. Вообще-то мы занимаем 5 место в мире по уровню инфляции, она у нас одна из самых низких, и ничего страшного не будет, даже если она чуть-чуть подрастет. Но самое главное, все прекрасно понимают, что не было бы никакого всплеска и все эти аргументы просто не работают. И есть проблема раздражения, которое копится. Есть серьезный вопрос, куда оно потом выльется и как канализируется.
Эти действия не только не помогают, но зачастую усугубляют. До тех пор, пока все дружно не объяснят людям, принимающим решения, что не обойтись без прямой финансовой поддержки, хотя бы разовой, чтобы показать, что мы – социальное государство, все остальное будет совершенно бессмысленным", — считает политолог.
Несколькими днями позже президент Владимир Путин пообещал осуществить разовые выплаты в размере 10 тысяч рублей семьям с детьми от 3 до 15 лет включительно. Эта мера поддержки носит заявительный характер, за помощью нужно обратиться либо дистанционно с помощью портала "Госуслуги", либо через отделение Пенсионного фонда. Прием заявлений через портал "Госуслуги" начнется с 12 мая, за выплатой родители смогут обратиться до 1 октября 2020 года. При этом право на получение выплаты должно возникнуть до 1 июля 2020 года, то есть три года ребенку должно исполниться не позднее указанного срока.
Также все российские семьи с детьми до 3 лет в апреле, мае и июне могут претендовать на ежемесячные выплаты в размере 5 тысяч рублей на ребенка. Ранее на выплату могли рассчитывать только семьи, имеющие право на материнский капитал.
На текущую осень в ДФО запланированы две губернаторские кампании – на Камчатке и в ЕАО. В условиях перекоса по симпатиям в сторону региональных властей и имеющихся настроений, по мнению Константина Калачева, предстоящие выборы в регионах, где предстоит избрать губернаторов, не будут нести в себе угроз, в отличие от федеральных кампаний.
"Считаю, что есть угроза, связанная с согласованием поправок в Конституцию, так как как раз там и возникнет желание достать фигу из кармана, в том числе, потому что разговор про социальный характер поправок и действие или бездействие властей друг другу противоречат. Что касается выборов глав, то все пройдет в штатном режиме, референдумные выборы и их изберут", — уверен он.
Однако задача по голосованию по поправкам в Конституцию не снята, отмечает политолог Михаил Виноградов.
"Это мы видим и по повесткам региональных администраций. С другой стороны, если посмотрим на улицы городов, кроме лозунгов "Оставайся дома" висят только билборды про Конституцию, — это не всегда выглядит уместным. Иногда это идет в диссонанс с атмосферой, которая существует", — считает он.
У федерального центра, вместе с тем, есть свобода маневра и по Конституции, и по выборам.
"Если будет не очень хорошо с рейтингами, можно отодвинуть голосование, и по Конституции есть большая свобода маневра по тому, как это все интерпретировать. Будет совсем плохо – переносить весь цикл на следующий год. На мой взгляд, ожидаемая дата для голосования по Конституции – конец июня – не самая удачная и не самая предсказуемая. Было бы логично ее отодвигать, не становясь заложником четко обозначенной даты, как это было с 22 апреля", — полагает Виноградов.
В ДФО большая кампания предстоит осенью Магаданской области – здесь одновременно будет избираться областная дума и горсовет Магадана.
В ходе дискуссии свое мнение по поводу предстоящих выборов высказал вице-губернатор региона по внутренней политике Андрей Колядин. Он не ожидает глобальных изменений в политической повестке, потому что в Магаданской области, по его оценке, на выборы идут люди, которые являются действительными лидерами общественного мнения.
"Магадан – не типичная территория. Это интересная территория. Ничего более уникального, чем Колыма, я не видел. Люди, которые живут здесь, привыкли в определенной системе выборов, к определенной системе принятия политических решений, и мы пока за рамки этих политических решений не выходим", — поделился эксперт.
"Важно, какой общий социологический федеральный тренд. Я бы считал преждевременным разговор, что есть масштабная мобилизация людей вокруг власти. Рейтинги показывают разное, но изменилась и методика рейтингов, потому что социологи не общаются с гражданами очно. Пока разлом в обществе остается", — отмечает политолог Михаил Виноградов.
Если раньше это был раскол на три категории, то сейчас, по его мнению, коронаскептики немного притихли.
"Но те, для кого привычен страх, тревога, готовность пойти на любые ограничительные меры, и те, кто переживает за свое текущее материальное положение – от бизнесменов до беднейших слоев, у кого кончились деньги, остаются. Этот раскол в обществе существует, он не залечен, но политическим вызовом на сегодняшний день не стал. Да, были примеры в Северной Осетии, онлайн-митинги в Москве, Ростове, но серьезной тактики у критиков власти, на мой взгляд не появилось, и все сводится к единичному выхлопу негатива, после чего все возвращается на круги своя. Это по состоянию на начало мая", — оценивает Михаил Виноградов.
Политконсультант Даниил Ермилов поделился своими оценками предэлекторальной ситуации и настроений общества.
"Граждане обсуждают и наблюдают паралич вертикали власти. Они сильно опасаются роста преступности и социального расслоения. Очень высокий уровень тревожности, сопоставимый, по моим ощущениям, с сентябрем 1998 года, сразу после дефолта, когда еще непонятно было, как будем жить дальше, и люди не верили работодателю или государству, опираясь только на родных и близких. Кроме этого, люди ждут от власти внятных и четких ответов на вопросы", — отметил он.
Большая часть угроз и тревог жителей Дальнего Востока, по его словам, накладывается на федеральный центр и в меньшей степени на региональные власти, что связано с действием или бездействием федеральных властей. Это коррелирует с упомянутыми ранее данными опросов "Левада-центра". Эксперт отметил, что эта тенденция прослеживается очень четко.
"Электорат находится в озабоченном состоянии. Недостаточность решений федеральной власти не устраивает большинство граждан своей однобокостью и детализацией", — говорит он.
Политолог, вице-губернатор Магаданской области по внутренней политике, член правления РАПК Андрей Колядин (г. Магадан) считает, что в основе таких настроений лежат совершенно иные причины.
"В разных регионов разные проблемы. У нас, например, наоборот рост преступности упал на 50%. Другое дело, что все страны, которые пошли самоизоляцию, не привыкли к тому, чтобы сидеть в четырех стенах квартиры. Внутреннее недовольство растет от всего происходящего, и это не связано с федеральным центром или местными властями. Довольных происходящими событиями нет вообще. Люди, находясь в ограниченном пространстве без понимания того, что будет дальше, под прессом того, что самые различные прогнозы об экономическом кризисе – испытывают возрастающее внутреннее недовольство, которое не компенсируется активной физической деятельностью. Люди начинают ко всему раздраженно и негативно относиться. Это тоже тренд. Удовлетворённых людей сейчас очень не много. Хлеба и зрелищ тоже не много: две информационные повестки – это коронавирус и отчасти 9 мая, и все. Два-три спикера, которые говорят по этим темам, и на этом все разнообразие кончается", — уверен он.
По его оценке, это прекратится вместе с окончанием пандемического информационного коллапса.
"Когда появятся новые идеи и тренды в развитии политической системы общества, когда появится оппозиция, которая будет обговаривать свои вопросы, и когда жизнь станет многогранной. Тогда весь вектор раздражения канализируется в самые разные направления. Сейчас есть внутреннее направление и раздражение, которое будет сказываться на всем, в том числе выборах, если кому-то придет мысль проводить выборы в момент разгара пандемии. Но думаю, что эта мысль, скорее всего, не придет", — считает эксперт.
После смены главы Камчатского края необходимость замен в губернаторском корпусе на Дальнем Востоке отпала, считает Константин Калачев.
"После Илюхина раскачивать дальше ситуацию где бы то ни было просто нет необходимости. Понятно, что помимо аппаратных раскладов, личных отношений важно соотношение рейтинга-антирейтинга, наличие или отсутствие запроса на обновление в регионе. У губернатора Камчатки с этим были проблемы. Запрос на обновление там был и этим можно было пользоваться, чтобы продвинуть новую фигуру. В остальных регионах, в целом, ситуация штатная и рабочая. По большому счету нет никакой острой необходимости проводить какие-либо кадровые замены", — уверен он.
Другое дело, что какой-либо губернатор сам может вызвать огонь на себя, но, по мнению Калачева, сложно представить, что должен для этого сделать тот или иной региональный руководитель. Кто всегда будет под ударом – это хабаровский губернатор Сергей Фургал ввиду того, что его победа на выборах была вне планов и сценариев.
"Если вдруг возникнет повод, сделают выводы. Но это никак не связано с его популярностью в регионе, это связано с желанием закрыть гештальт. Некоторые граждане до сих пор беспокоятся по поводу случайно избранных губернаторов. Но если брать за пределами Дальнего Востока, в отношении владимирского губернатора успокоились, даже Коновалов удержался. У Фургала, думаю, есть шансы продолжить работу и дальше, хотя если вокруг кого-то тучи и сгущались, так это он", — считает Константин Калачев.
Остальные дальневосточные губернаторы – их эксперт называет губернаторами надежды, потому как еще ни один повторно не переизбирался в своем субъекте – еще от года до трех "могут работать по принципу трех конвертов".
Есть общая проблема для Дальнего Востока. Эта территория одна из самых проблемных для власти с точки зрения настроений. Но для федеральных властей с электоральной точки зрения это не имеет существенного значения. Например, в Приморском крае люди свободолюбивые, много самозанятых, много тех, чьи сферы пострадали в результате коронавируса, отмечает эксперт: "Но малый и средний бизнес – не главная электоральная опора нашей власти. Ими можно пренебречь, проигнорировать, что, собственно, и делается".
С одной стороны, губернаторы могли бы своими усилиями компенсировать отсутствие действий со стороны федерального центра. Однако дальневосточные регионы в большинстве своем не богатые, их возможности весьма ограниченные, и усилий глав субъектов может быть недостаточно, чтобы обеспечить качество госуправления, заботу о людях, и сохранить рейтинги и губернаторов, и федеральной власти.
В этом смысле позитивная для региона ситуация сложилась в Еврейской автономной области. Здесь наложился ряд факторов, один из них – демографический.
"Благодаря небольшому количеству жителей – порядка 160 тысяч – у нас получилось охватить проектом помощи "ЕАО – территория действия" более 30 тысяч жителей области. В этом ключе мы наверняка находимся на передовых позициях в РФ по проценту охвата мерами поддержки таких групп со стороны региональных властей", — поделился вице-губернатор по внутренней политике Илья Семенов.
Что касается малого бизнеса, то в регионе постарались достаточно оперативно сфере услуг дать возможность работать с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм.
"Это позволило малому бизнесу не уйти в крутое пике. Прекрасно понимаю, что количество потребителей у сферы услуг снизилось, и они предпочли еще более серьезные и значимые меры поддержки", — рассказал чиновник.
Однако, справедливости ради, добавим, что ЕАО далеко не лидер и даже не середнячок по заболеваемости COVID-19 на Дальнем Востоке.
Но в целом, по мнению Калачева, ничего критичного ни в одном из регионов Дальнего Востока нет.
"Что касается общественно-политической жизни, конечно, в общественном сознании происходят изменения, и коронавирус будет играть роль триггера. Но для того, чтобы изменения были значимыми, триггеров недостаточно. Должны быть еще и лидеры, которые смогут се это облечь в форму политических лозунгов. Трудно найти сейчас регион, в том числе и на Дальнем Востоке, где оппозиция эффективно бы использовала сложившуюся ситуацию в своих интересах", — уверен политолог.
Политолог Михаил Виноградов, в свою очередь, назвал главный критерий, на который стоит ориентироваться главам субъектов в условиях пандемии.
"Основной KPI губернаторов сейчас – не огорчать и не расстраивать федеральную власть. Хорошо, если есть позитивные кейсы. Не сильно высовываться. В текущих условиях не продуцировать собственный антирейтинг, не выдвигать какие-то экстремальные идеи, которых, на самом деле, было достаточно в регионах последние 1,5 месяца, чтобы не поощрять ту тревожность, которая есть в обществе", — считает эксперт.