28 августа 2020. Рискованное земледелие, приправленное коронавирусом, — то еще удовольствие. К традиционно затяжным ливням и паводкам в этом году добавились закрытые границы, невозможность использовать иностранную рабочую силу, отсутствие местных специалистов, впрочем, как и желания у многих сельчан трудиться на земле. Именно в таких условиях оказались крестьянско-фермерские хозяйства Еврейской автономной области. Как выживают сельхозтоваропроизводители, по которым прошелся маховик пандемии COVID-19? Подробнее — в обзоре ИА ЕАОMedia.
Пошло не по плану
В Еврейской автономной области по плану посевные площади в 2020 году должны были составить 166 тысяч гектаров. Однако даже к уровню прошлого года (143 тысячи гектаров), по официальным данным, удалось засеять различными культурами лишь 64%. Соей в итоге занятно всего 83 тысячи гектаров (63%), зерновыми — 5,2 тысячи гектаров (87%).
По информации областного сельхозуправления, лучше всего выполнили план посевной кампании Облученский (79%) и Октябрьский (73%) районы. Биробиджанский и Смидовичский районы справились с планом на 51%. Самый низкий показатель — в Ленинском муниципальном образовании (45%), но ради справделивости нужно сказать, что и самые большие посевные площади — в этом районе.
В этом году подкачала не только и не столько погода, хотя дожди и поливают ЕАО практически без остановки. Основная причина не самых лучших за последние годы показателей — ограничения из-за пандемии коронавируса.
В ЕАО удалось засеять различными культурами лишь 64%. Фото: ИА ЕАОMedia
"С полей не вылезаем"
Немало КФХ региона — более 20-ти — используют иностранную рабочую силу. Утвержденная на 2020 год квота составляет 1323 человека, но в итоге ее не выбрали от слова "совсем". Граница с Китаем закрылась перед началом страды, въезд иностранным гражданам был запрещен еще с марта. А подыскать полноценную замену гастарбайтерам среди здешних работников — задача не из простых, в один голос говорят руководители КФХ.
— На нашем хозяйстве закрытие границ отразилось очень сильно. Мы всегда привлекали до 12 иностранных рабочих. В этом году сделать это не получилось. В общем, посеяли зерновые кое-как, 150 гектаров. Была сплошная нервотрепка, хотя и выполнили план полностью. Но посеять — это одно. Нужно проводить культивацию, другие работы, чтобы был хороший урожай. А мы ничего не успеваем, с полей не вылезаем, — делится наболевшим Альфия Болдышева, глава КФХ из села Нагибово Октябрьского района.
Рабочих рук катастрофически не хватает, продолжает Альфия Махмутовна:
— Агроном, трактористы, механизаторы, комбайнеры, повар — попробуйте найти специалистов. Проедьте по селам! В Нагибово вообще живут в основном пенсионеры, молодежь уезжает. Мне и так пришлось купить микроавтобус, чтобы возить людей из Амурзета. Я что, транспортное агентство? Трех человек даже привлекли из Биробиджана. Но это тоже не дело. Людям надо организовать жилье, питание. А ведь им нужно еще домой ездить, у них же семьи.
Как отмечает руководитель управления сельского хозяйства правительства ЕАО Александр Пащенко, большинство местных аграриев, невзирая на многочисленные сложности, действительно завершили посевную кампанию с показателем в 90-100%. Общая же статистика просела как раз из-за компаний с иностранным капиталом, коих в регионе насчитывается 44.
— Их руководители сами не могли сюда заехать и организовать посевную кампанию. А таких организаций 44. Поэтому посевную кампанию провели в основном наши местные, своими силами. Многие ездили на заработки из Биробиджана в районы, трудились вахтовым методом. Причем, надо отметить, что наши местные крестьяне все умеют управлять трактором, все они — механизаторы, — объясняет Пащенко.
Александр Пащенко. Фото: ИА ЕАОMedia
Сейчас в регионе активно идет уборка зерновых. В закрома отправлено более 90% ячменя, примерно наполовину убраны пшеница и овес. И средняя урожайность сопоставима с прошлогодними показателями — 16 центнеров с гектара, что, по оценкам властей, вселяет надежду.
Впереди — уборка кукурузы и царицы местных полей — сои. Аграрии, в отличие от чиновников, бить в ладоши и надеяться на успешное завершение сельхозсезона не спешат.
— Овес с трудом убрали. А что будет с соей, которой у нас 2800 гектаров… Кукурузу вообще очень сложно убирать. А ее 430 гектаров. Не знаю, как будем выкручиваться при нехватке людей. Иностранную рабочую силу в любом случае завезти не удастся. Будем так же сами мучиться и убирать. А еще кукурузу надо сушить. Как это делать в дождевой период, когда нас просто заливает, да еще и людей нет, вообще непонятно. Хорошо хоть, что мы с китайской техникой не работаем — только с российской и американской, — рассказывает Альфия Болдышева.
— Ежегодно мы приобретаем сельскохозяйственную технику в КНР. Но в этом году, предвидя, как будет развиваться ситуация, мы заказывали технику и запчасти только из России, — подтверждает слова Альфии Махмутовны Александр Пащенко.
Не обошли проблемы стороной и те КФХ, где не привлекают сезонников-гастарбайтеров из Китая. В хозяйстве Вячеслава Авакимяна из Биробиджанского района на площадях в 50 гектаров выращивают картофель, овощи, немного сои и зерновых. Обычно здесь обходились своими силами. Но в этом сельхозсезоне по радужным было перспективам тоже прошлась "коронавирусная саранча".
— Основная проблема — это, конечно, отсутствие людей. Дело в том, что из-за коронавируса и местные работать не идут. Люди боятся, сидят дома. Ни у кого нет желания выходить и что-то делать. В основном не хватает подсобных рабочих, хороших трактористов не найти. Сейчас вот уборка, и я даже не знаю... Раньше колония помогала, техникум. Теперь и этой помощи нет, не знаю, почему. Плюс погодные условия, затапливает постоянно, — говорит Вячеслав Михайлович.
По словам овощевода, из-за введенных ограничений нарушился и сбыт:
— Те же детские сады, другие учреждения, куда мы бы сбывали овощи, из-за пандемии не работают. А будут ли торговые сети брать нашу продукцию — тоже вопрос. Нам, конечно, обещали. Посмотрим... Надо еще все выкопать и обработать.
Между тем, как отмечают специалисты, искать в этом году новые рынки сбыта из-за COVID-ограничений аграриям вряд ли придется. С июля открыты границы с Поднебесной, куда по устраивающей фермеров цене продают фактически всю выращенную сою. Зерновые в основном приобретают животноводы ЕАО на фуражный корм скоту, поскольку местный ячмень не пригоден для пивоварения, а пшеница (по показателям клейковины) не подходит хлебопекам. Картофель и овощи традиционно реализуют тоже в регионе — на ярмарках, которые в скором времени заработают в Биробиджане и районах области.
Чтобы не подкосило
Финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей, несмотря на существенные бюджетные траты на профилактику коронавируса и борьбу с последствиями пандемии, в нынешнем году не сократили. Напротив, даже увеличили. На 2020-й по профильной госпрограмме на эти цели было предусмотрено 98 млн рублей, что на 36 млн больше, чем годом ранее.
— Помимо этой суммы, в июне пришла новая субсидия в размере 88 млн рублей на стимулирование производства масличных культур (соя). Ставка составляет 88 рублей за одну тонну произведенных и реализованных бобов. Ранее такой поддержки не было, но с этого года она введена и уже можно подавать документы. Она оказывается при условии использования районированных семян и внесения минеральных удобрений. По зерновым культурам у нас активно идет ощутимая поддержка на элитные семена, а также погектарная поддержка. Порядка 8 млн рублей мы уже выдали 34 КФХ. На элитные семена у нас было запланировано около 1,5 млн рублей, мы эти средства выбрали и увеличили еще более чем до 3 млн, — рассказал Александр Пащенко.
Известно также, что с 2020 года сразу в 10 раз — с 5-ти до 50-ти тысяч рублей — увеличивается погектарная поддержка для тех земледельцев, которые выращивают картофель и овощи в открытом грунте. Таким образом, при затратах около 75-ти тысяч на один гектар, аграрию компенсируют более 60%. Опять же, при условии использования районированных сортов.
При этом предпринимаются попытки решить и другую проблему, связанную с отсутствием в крестьянско-фермерских хозяйствах овощехранилищ. По словам Пащенко, в Минсельхоз России от ЕАО направлено предложение увеличить с 10% до 50% возмещение затрат на тепличные комплексы. На овоще— и картофелехранилища также предложено компенсировать до 50%, при нынешних 20-ти.
Кроме того, тех, кто будет заниматься тепличными комплексами, хотят поддержать 50-процентной компенсацией стоимости электроэнергии. Возможности использовать природный газ в ЕАО на сегодняшний день нет. И КФХ платят около 6 рублей за киловатт, что сильно бьет по карману фермеров, а в итоге сказывается на конечном потребителе. Пока же компенсация расходов на электричество вообще не предусмотрена.
Меры поддержки в ЕАО. Фото: ИА ЕАОMedia
"Коронованные" перспективы?
Стоит отметить, что закрытие границ с Китаем из-за пандемии прочувствовали на себе не только фермеры, но остальные жители ЕАО. Из-за прекращения поставок из КНР различных овощей, которыми область обеспечивает себя примерно на 20-25%, прилавки магазинов наводнил "элитный" товар из дальнего зарубежья.
От "безумных" ценников население пришло в ужас. Огурцы и помидоры по 400 рублей за кг, картофель по 180 рублей — традиционные для нашего стола продукты в прошлые годы не стоили столько даже в зимний период.
Как результат, корона-ситуация и шанс получить неплохую поддержку от государства в какой-то мере даже простимулировали земледельцев. Ряд аграриев увидели для себя новые перспективы и уже приняли решение увеличить в следующем году площади под овощи и картофель. Предполагается, что это позволит не только накормить жителей региона местной продукцией по приемлемым ценам, но и, разумеется, взрастить собственные доходы.
Фермеры признаются, что перестраиваться "на лету" всегда непросто. Но по-другому сейчас уже вряд ли получится. В зоне рискованного земледелия, а именно к таковым относится ЕАО, и раньше нужно было задумываться: где и когда "подстелить соломку". А теперь, когда к отвратительным погодным условиям добавилась коронавирусная напасть, забот и вовсе стало непаханое поле.
Смотрите полную версию на сайте >>>