Бывший сотрудник заказника Чурки Ленинского района Еврейской автономной области Владимир Кайдалов уверен, что жизнь рядом с природой накладывает свой отпечаток на характер людей, прививая любовь к красоте и развивая трудолюбие, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на муниципальную газету "Амурская нива".
В сентябре исполняется 50 лет заказникам ЕАО. Один из них, "Чурки", располагается на территории Ленинского района. Долгое время сотрудником заказника являлся Владимир Кайдалов, сегодня находящийся на заслуженном отдыхе. Он поделился воспоминаниями об этих годах.
Владимир Кайдалов. Фото: Редакция газеты "Амурская нива"
- Владимир Иннокентьевич, сколько лет вы проработали лесничим?
- Семнадцать, с 1991 по 2008 годы.
- И теперь никак не связаны с заказником?
- Я продолжаю жить рядом с ним. Если лесу угрожает опасность, начинается пожар, сообщаю в соответствующие органы. Хотя сейчас наблюдение за лесами ведется со спутника и необходимости в этом в принципе уже нет.
- Знаю, что вы участвовали в лесопосадках, восстанавливали насаждения кедра, ясеня. А какие вообще деревья распространены в заказнике?
- Дуб, береза, осина. Встречаются акация, орех маньчжурский. Из более редких – амурский бархат, охраняемый законом. Много орешника (лещины).
- А ягоды есть?
- Конечно. Лимонник, виноградник. В 98 году нашел, к своему удивлению, барбарис. Голубики (у нас ее обычно называют голубицей) совсем немного. Есть еще кустики брусники, но плоды на них не вызревают. Цветы здесь те же, что и везде у нас – желтые и красные саранки, ирисы, кукушкины тапочки (башмачки), ландыши, пеоны. Грибов много – белые и грузди, лисички и опята…
- Ну и, конечно, зверья хватает?
- Да, можно сказать, животный мир разнообразен. Медведи водятся двух видов: бурый и гималайский (белогрудый), из крупных имеются также изюбри, косули, кабаны. Из более мелких – еноты, лисы, белки черные, кролики даурские (от зайцев они отличаются более короткими ушами). Года три назад мне пришлось убить волчицу: до этого она уже побывала на некоторых подворьях, унося живность, а тут пришла прямо ко мне на огород, схватила собаку… Вообще волков не очень много, но бед они могут принести немало.
- В этом году, говорят, лисы частенько выходят к людям. Вы не замечали?
- В поселке не видел, а вот лай их из леса доносится.
- Как же вы отличаете его от собачьего?
- Лают многие звери, но все по-разному. Косули гавкают, изюбрь воет. У лис и у енотов, правда, голоса схожи, но со временем и их можно научиться различать.
- А "хозяина тайги" доводилось встречать?
- Да, приходилось несколько раз. Но, к счастью, видел его лишь издалека. А вблизи разглядел лишь однажды, лет десять назад, в походе за черемшой. Подстреленный кем-то мишка, видать, напившись воды из речки, что категорически нельзя делать раненому, прямо там же и сдох. В память о том случае остался брелок из медвежьего когтя.
- Владимир Иннокентьевич, у вас с супругой Людмилой Дмитриевной четверо уже взрослых сыновей. Их детство, юность пришлись как раз на годы вашей службы в заказнике. Наложила ли отпечаток на их жизнь близость к природе?
- Думаю, да. Они всегда помогали нам в работе, в итоге научились любить красоту и получили художественное или лесотехническое образование.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Полувековой юбилей отметили стразу три природных заказника ЕАО