Законодательство, стоящее на страже тишины и покоя граждан, нуждается в кардинальном усовершенствовании. В этом уверен секретарь административной комиссии Биробиджана Валентин Абросимов. Он считает, что ответственность за эти правонарушения следовало бы возложить на собственников помещений, из которых доносятся излишние шумы. Об этом специалист-практик рассказал в интервью корр. ИА ЕАОMedia.
Валентин Абросимов. Фото: Владимир Иващенко
— Валентин Евгеньевич, почему Вы считаете, что ответственность за нарушение тишины и покоя граждан должны нести не те, кто кричит, воспроизводит какие-то музыкальные или промышленные шумы, а собственники помещений, из которых все эти шумы доносятся?
— В этом я убедился на практике, рассматривая вместе с коллегами дела о нарушении тишины и покоя граждан в городской административной комиссии. Таких дел у нас всегда много. В общей массе они обычно занимают первые место. И нередки случаи, когда доказать чью-либо вину, найти виновного бывает непросто.
— Напомните, пожалуйста, что есть это такое с точки зрения закона — нарушение тишины и покоя граждан.
— В настоящее время согласно статье 14 областного Закона "Об административных правонарушениях" к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время (с 22.00 до 06.00 по местному времени), относятся использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, иные действия, сопровождающиеся звуками и нарушающие покой граждан, в жилых помещениях и местах общего пользования жилых домов, в гостиницах и общежитиях, на территориях микрорайонов и групп жилых домов.
— А что если шум возникает из-за чрезвычайной ситуации?
— Да, законодатель предусмотрел такие случаи. К ним относятся действия, направленные на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действия, совершаемые при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенные органами государственной власти области или органами местного самоуправления муниципальных образований.
— Какое наказание ждет нарушителя тишины и покоя граждан?
— В случае нарушения тишины и покоя граждан предусмотрены санкции в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, на должностных лиц — от 3 тысяч до 5-ти тысяч рублей, на юридических лиц — от 30-ти тысяч до 50-ти тысяч рублей.
— Опишите типичную ситуацию, с которой Вам и Вашим коллегам по административной комиссии чаще всего приходится иметь дело, рассматривая дело о нарушении тишины?
— Стандартная ситуация нарушения ст.14 Закона ЕАО "Об административных правонарушениях" выглядит так: скажем, в праздничный день 8 марта 2016 года в 22.35 в г. Биробиджане в многоквартирном доме по улице Пионерской гражданин Иванов Н.И. нарушал тишину и покой гражданки Петровой С.И. в ночное время, а именно: громко кричал, смеялся, пел песни, включал звуковоспроизводящие устройства (магнитофон, телевизор, радиоприемник) на повышенной громкости.
— И к кому обратилась за помощью гражданка Петрова?
— В подавляющем большинстве случаев граждане, страдающие от нарушений их тишины и покоя, обращаются в полицию как орган, имеющий оперативные службы реагирования на нарушение их интересов. Согласно ст.1 Закона "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
— Это работает на практике?
— На практике это может не сработать, потому что есть еще статья 15 того же закона, согласно которой полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. При этом сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Часто случается так, что правонарушители не пускают полицию в свои квартиры, и делают это на законных основаниях, потому как жилище неприкосновенно, кроме случаев совершения тяжкого преступления против жизни и здоровья граждан, к каковым нарушение тишины не относится.
— И как же тогда установить виновного в нарушении тишины?
— В том-то и сложность, что он может быть установлен только законным способом, с соблюдением требований действующего законодательства, и доказывание факта нарушения тишины и покоя, скажем, чьим-то соседом, назовем его условно Николаем Ивановым, вовсе не является формальностью. Свидетели знают, что именно он живет в квартире, из которой ночью доносились крики и музыка, потерпевший уверен, что это именно он мешал ему спать перед рабочим днем. Но на заседании комиссии или даже в суде вдруг выясняется, что у Николая Иванова есть брат в деревне, который приехал в гости и по этому случаю несколько не сдержал эмоций. И это все не частности. Получается, что дело изначально со слов неосведомленных граждан было возбуждено против невиновного лица, и оно разваливается. Наказание по такому делу соответственно будет подлежать отмене.
— Какие еще сложности возникают в правоприменении статья 14?
— Нужно понимать, что не у всех людей одинаковые способности в распознавании звуков. У кого-то музыкальный слух, а у кого-то прогрессирующая тугоухость. На этом фоне тоже могут возникать ошибки. Не каждый человек с уверенностью может сказать, в каком из жилых помещений нарушается тишина. Ведь звук — это физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твердой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле понятия под звуком имеют в виду эти колебания, воспринимаемые органами чувств животных и человека. То есть физическое явление в виде стен и дверей для звука не является идеальной преградой, а сила звука зависит от мощности источника.
Пример из практики, из объяснения свидетеля: "Я был дома, когда у соседей заиграла музыка, я спал, было два часа ночи, через полчаса музыка стихла, из какой квартиры доносилась музыка, не знаю". Вменить виновность кому-либо через закрытую дверь, только лишь по предположениям и догадкам, закон не позволяет, как и возбудить дело об административном правонарушении в отношении звуковоспроизводящей аппаратуры или неустановленного лица. С одной стороны согласно пункту 2 статьи 26.1 КоАП РФ, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, подлежит наказанию. С другой — очень часто производство по таким делам затягивается в связи с поиском доказательств, которые могли бы указать на то, что конкретное лицо нарушало тишину и покой. А ведь есть еще статья 51 Конституции РФ, позволяющая не свидетельствовать против себя (ее обязаны разъяснять лица, ведущие производство по делу, всем без исключения участникам производства).
Наконец, есть сдаваемое в аренду жилье. Кто там живет, соседи зачастую не знают. А собственник помещения в случае нарушения тишины и покоя может оказаться совершенно не в курсе происходящего, так как вся ответственность по действующему законодательству ложится на непосредственного нарушителя тишины.
— И Вы предлагаете эту ответственность переложить на собственника помещения?
— Да, на мой взгляд, согласно здравой логике, административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время должен нести владелец помещения, собственник имущества. Ведь есть практика по нарушениям правил дорожного движения, когда ответственность адресована собственнику транспортного средства. Если перенести этот механизм на помещения, тогда все становится на свои места. И собственник пусть уже сам разбирается, кто в его квартире сверлил, свистел и пел песни. Необходимо также увеличить срок принятия решения по делам об административных правонарушениях. Сейчас он не может быть более двух месяцев (для судей три месяца) с момента совершения подобного правонарушения. А если владелец жилья живет где-нибудь в другом городе или вообще в другой стране, двух месяцев для его надлежащего извещения явно не хватит.
— Может, что-то еще необходимо уточнить в законодательстве, если уж назрела, по Вашему мнению, необходимость его изменять?
— На мой взгляд, нарушение тишины и покоя граждан должно быть в своей основе явно умышленным, то есть игнорирующим требования лица о прекращении противоправного деяния. Ведь согласно действующей норме под действие данной статьи сейчас может попасть любой человек, который решил с 22.00 до 06.00 посмотреть фильм или послушать новостное радио, потому что остаточные звуковые явления в таком случае в большей или меньшей степени будут слышны соседям. О тех, кто поставил сигнализацию на свое авто, говорить вообще не приходится. Формально состав данной нормы предусмотрел и его ответственность, хотя сигнализацию гражданин для того и приобрел, чтобы услышать, когда его автомобиль подвергнется несанкционированному доступу. Таким образом, право защитить свое имущество подобными светозвуковыми устройствами становится наказуемо.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Запретить ремонт в многоквартирных жилых домах в обеденное время предложил депутат ЕАО
Семейные скандалы возглавили сводку происшествий в первый день Нового года в ЕАО