Суздаль. Вид на Спасо-Евфимьевский монастырь
Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

Журналист из Биробиджана пропитался русским духом

Путевые заметки о посещении символичных для национальной культуры мест оставил Михаил Клименков (ФОТО)

Общество

13.10.2015

Проявления древней русской культуры в современном мире искал корреспондент биробиджанского еженедельника "Ди Вох" Михаил Клименков, отправляясь в отпускной маршрут, прошедший по символичным для национальной истории местам. О погружении вглубь истории журналист рассказал на страницах газеты "Ди Вох", сообщает ИА ЕАОMedia.

"Погружение вглубь истории

Вперед, в древность

Расстояние между Москвой и Суздалем по трассе М7, ведущей из столицы в Нижний Новгород, – 219 километров. В интернете сообщается, что его можно преодолеть на машине за четыре часа. Возможно, кому-то из автомобилистов удавалось уложиться в указанное время, однако наш гид предупредил, что где-то на середине пути мы свернем на Щелковское шоссе. По километражу будет длиннее, зато избежим пробок на основной трассе и сэкономим примерно часа два. В итоге первой цели туристического маршрута Москва – Суздаль – Владимир мы достигли через шесть часов. Притомились изрядно.

Вышли из автобуса – и показалось, будто время двинулось вспять. Торговые ряды в центре Суздаля построены в XIX веке. Однако те, кто видел фильм "Женитьба Бальзаминова", снятый в 60-е годы прошлого века, сразу узнают и саму Торговую площадь, и длинные ряды лавок. А выбрали этот город создатели фильма потому, что только в Суздале к тому времени сохранился облик купеческой России. Не утерян он и сейчас. Ассортимент в торговых рядах, конечно, не совсем тот, что предлагали двести лет назад – больше рассчитан на спрос туристов, но атмосфера та же.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире. Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

И именно здесь, в Суздале, возникло белокаменное зодчество, которым прославилась потом Русь. До этого православные храмы, а тем более избы и даже боярские терема, возводились из дерева. И в его использовании строители достигли совершенства. В Суздале есть замечательный музей деревянного зодчества, куда свезены сохранившиеся на этой земле его образцы. Но амбициозного Юрия Долгорукого не удовлетворял столь простой материал. Свой кремль он обнес кирпичной стеной, а храмы стал строить из дорогого белого камня.

В четырех км от Торговой площади, на реке Кидекше, до сих пор стоит первая в Северо-Восточной Руси белокаменная церковь. Ее Юрий Долгорукий построил в честь первых на Руси прославленных святых Бориса и Глеба. Храм освятили (страшно представить!) в 1152 году! Сложенный из прекрасно отесанных глыб белого камня, он почти не имеет украшений и в этой простоте прекрасен – и снаружи, и внутри! Еще нет роскошных царских врат, иконостаса. Еще в центре храма, по византийской традиции, лежит омфалий – в переводе с греческого "пуп земли". Это камень, на котором в праздники стоял епископ. Позже таких мест в наших храмах не стало, но здесь, в Кидекше, можно прочувствовать обстановку, в которой совершались службы в первых православных храмах на Руси.

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах. Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

Позже в Суздале воздвигли еще немало прекрасных сооружений. Роскошных, как Спасо-Евфимиев монастырь или архиерейские палаты в Рождественском соборе. Но с середины XIX века, когда железная дорога прошла через соседний Владимир и обошла Суздаль, развитие города практически прекратилось. И, как ни парадоксально, этот застой стал благом для города с середины ХХ века. Он как будто законсервировался и постепенно превратился в уникальный город-музей, в котором хранится Время.

Да, скифы мы!

В одном из храмов-музеев города Владимира можно увидеть бюст святого князя Андрея Боголюбского, выполненный знаменитым антропологом Герасимовым. И первое, что поражает: на вас смотрит типичный монголоид! А ведь Андрей Георгиевич родился за сто лет до вторжения орды на Русь, и был он потомственным Рюриковичем, сыном Юрия Долгорукого. Сказались половецкие гены матери. И если основатель Москвы рвался в Киев и в конце жизни сел на великокняжеский престол, то его наследник решил переместить центр Руси на восток. И благодаря этому князю "с раскосыми и жадными очами" сначала Суздаль, а потом Владимир постепенно стали затмевать город на Днепре.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский. Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

В центре Владимира сегодня высятся Золотые ворота. Вообще-то они белокаменные, но в XII веке, когда были воздвигнуты, их створы были покрыты позолоченными медными листами. До того подобные ворота, символ величия, были только в Иерусалиме, а потом в Киеве. Собственно, государства по имени Русь при Андрее Боголюбском еще не было: мелкие и крупные княжества были достаточно самостоятельны и даже не очень дружили между собой. А великий князь, до того сидевший в Киеве, был первым среди равных. Постепенно центр власти переместился во Владимир. В знак этого здесь тоже воздвигли въездные врата, причем сразу с трех сторон города. Их высота – 14 метров, ширина арки – восемь. Сохранились до наших дней одни. В Киеве и Иерусалиме их уже давно нет.

Недалеко от Золотых ворот возвышается пятиглавый Успенский собор. В XII веке он был главным православным храмом еще разрозненной территории будущего государства. Его стены внутри расписывали великие художники, и первый среди них – Андрей Рублёв. Его фреска "Страшный суд" до сих пор цела.

А в нескольких километрах, в селе Боголюбове, великий князь устроил свою резиденцию. Село и сейчас живо, и именно здесь в 1158 году был построен храм Покрова на Нерли – жемчужина древнерусского зодчества, полюбоваться которой едут со всего мира. Скромный, почти лаконичный, он чудом сохранился не только сам, но будто заворожил и окружающий пейзаж, и воздух вокруг себя. Кажется, время остановилось здесь, пораженное гармоничным слиянием творений Бога и человека.

Этот храм стал на долгое время образцом для многих русских зодчих. Не прошло и полвека, и во Владимире вырос еще один шедевр – Дмитровский собор. Он стал придворным храмом другого славного князя – Всеволода, младшего брата Боголюбского. Князь этот получил прозвище Большое Гнездо. Именно в годы его правления Владимир достиг наивысшего могущества. Дмитровский храм – не копия, а творческое продолжение искусства мастеров, воздвигших храм на Нерли. Более шестисот изумительных по красоте рельефов украшают его стены, а само здание кажется белоснежным кружевом. Боже мой, думаешь, глядя на это великолепие: и про народ, сотворивший его, писали (да и сейчас пишут), что в древности жил он в темноте и невежестве!

Быть может, город и сегодня оставался бы столицей Руси, если бы не нашествие татаро-монгольской орды. Столица подверглась разорению, постепенно теряла свое величие, и к XIX веку Владимир превратился хоть и в губернский, но довольно захолустный город. Главной достопримечательностью тех лет стал Владимирский централ – он, кстати, до сих пор стоит. В советские времена понастроили здесь немало предприятий, работают не все. Может, с досады высоченный памятник на Соборной площади, изображающий древних зодчего и воина и современного рабочего, владимирцы нарекли именем "Три лентяя". Хотя ради того, чтобы увидеть творения одного из них – зодчего, в город и едут многочисленные туристы и паломники.

Скромное величие

В 1395 году во время нашествия тюркского полководца Тамерлана на Москву из Владимира была привезена икона Божией Матери. По преданию, она была написана евангелистом Лукой, подарена киевскому князю, а оттуда Андрей Боголюбский перевез ее в свою столицу. Икона уже тогда была признана чудотворной, и потому именно ее призвал на помощь великий князь московский и владимирский Василий I. Что свидетельствовало о том, что к концу XIV века центром Руси стала Москва.

Собственно, случилось это раньше и окончательно закрепилось после Куликовской битвы. О ней знают все, кому небезразлична история нашего государства. Мне же в этом времени особенно интересна личность Сергия Радонежского, роль которого в объединении Руси исключительно велика. Он не был высоким церковным иерархом – простым игуменом. Но именно к нему перед сражением прибыл за благословением Дмитрий Донской. Сегодня на месте основанной отцом Сергием обители стоят несколько великолепных храмов, куда стремится хоть раз попасть каждый православный. Еще больше приезжает сюда туристов, ценителей древнерусской живописи: икон, написанных только святым Андреем Рублевым, здесь сорок. Прекрасны и храмы, построенные в разные века и демонстрирующие изменение стилей православного зодчества. Но в Троице-Сергиеву лавру едут в первую очередь, чтобы прикоснуться к святыням. Здесь хранятся мощи духовного собирателя русского народа.

Памятник Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой лавре

Памятник Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой лавре. Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

Значение Сергия Радонежского переоценить трудно. Об этом много говорили в прошлом году, когда отмечалось его 700-летие. И хотя преподобный сыграл огромную роль именно в закреплении православия и утверждении русского государства, его имя включено в календарь римско-католической церкви. Людской поток в Лавру не иссякнет никогда. И все-таки, честно говоря, в толпах туристов и паломников, в разно-языком гомоне духовно сосредоточиться очень трудно.

Милее мне показались другие места, связанные с преподобным Сергием. Это и село Радонеж, где прошли детские годы Варфоломея – так звали будущего святого до монашеского пострига. Крутая деревянная лестница ведет к источнику, из которого пил еще чудесный отрок, – вода в нем до сих пор кристально чиста.

Это и Покровский Хотьков монастырь, в котором жили на склоне лет и умерли святые Кирилл и Мария – родители Варфоломея. Их мощи хранятся в здешнем Никольском монастыре. У паломников принято перед посещением Троице-Сергиевой лавры получить благословение родителей старца.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

Это и Гефсиманский Черниговский скит, основанный духовными наследниками Сергия Радонежского вблизи Сергиева Посада. Здесь находится знаменитый пещерный храм с 14 подземными кельями. Все эти тихие места так отвечают духу самого святого Сергия Радонежского! Ведь он всегда чурался людской суеты. Но когда его призывали к служению Богу и Отечеству, всей душой откликался на этот призыв. Быть скромным и в величии – вот завет великого старца.

Страдания в стиле барокко

В 36 км от центра Москвы, в 10-ти минутах езды от города Подольска расположен поселок Дубровицы. Сколько ему лет, неизвестно – Дубровицкая волость существовала еще в XII веке. В XVII здесь было поместье, которым владел боярин Морозов. После его смерти оно перешло дочери Аксинье Ивановне, в замужестве княгине Голицыной. И именно при ней в Дубровицах был построен храм Знамения Богородицы – самый удивительный из православных храмов.

"Страдания в стиле барокко" – так еще называют его некоторые. Храм можно с первого взгляда принять за католический. Весь он – от фундамента до самого верха – изукрашен многочисленными каменными скульптурами, барельефами на темы Евангелия. Необычно и то, что крест, венчающий высокий шпиль, установлен на роскошной царской короне. Скульптурами, а не живописными образами, украшены стены храма и изнутри. В семь поясов, вплоть до вершины купола, находящейся на 47-метровой высоте, расположены скульптуры, изображающие земную и небесную жизнь Спасителя и Богоматери, в честь которой воздвигнута эта церковь. Все фигуры выполнены в натуральный человеческий рост! Красота неимоверная, но очень уж необычная для православного храма.

Суздаль. Вид на Спасо-Евфимьевский монастырь

Суздаль. Вид на Спасо-Евфимьевский монастырь. Фото: Михаил Клименков, газета "Ди Вох"

И все-таки этот храм Знамения Богородицы – православный. Был он построен в конце XVII века владельцем поместья и бывшим воспитателем Петра I князем Борисом Голицыным. И император с сыном Алексеем в 1701 году присутствовал на освящении новой церкви. Может быть, неслучайно: стремление Петра приблизить Россию к Европе было известно его воспитателю, попавшему тогда в опалу. Православный храм, выполненный на западный манер, не мог не понравиться императору. Расчет оправдался. А через двадцать лет по его настоянию была проведена церковная реформа: упразднено патриаршество, высшим органом управления РПЦ стал синод. Произошло слияние государства и церкви. Сейчас многие считают, что это не пошло на пользу ни тому, ни другой. Даже, может быть, стало одной из причин катастрофы, пережитой Россией в ХХ веке.

Не обошла она и этот храм. После революции колокольню снесли, поместье вместе с архитектурным шедевром передали сельскохозяйственному техникуму. Позже в княжеских палатах разместился институт животноводства, который владеет ими до сих пор. А белокаменную церковь тогда закрыли в огромный деревянный чехол, спрятав его на несколько десятилетий от глаз людских. Когда в конце века доски сняли, увидели черные разрушающиеся стены. Повредились и многие скульптуры.

Сегодня Знаменский храм стараниями спонсоров и прихожан постепенно приводится в порядок. И хотя его великолепие полностью еще не восстановлено, полюбоваться этим творением неизвестных мастеров уже немало желающих", - говорится в статье.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Следы еврейской культуры искал в ЕАО французский исследователь Ян Золдан

Документальный фильм "Биробиджан, Биробиджан" Марека Хальтера показали в Каннах