Докторант университета Тулузы (Франция) Ян Золдан побывал в Биробиджане. До прибытия в ЕАО он написал в резюме так: "Я занимаюсь исследованиями в области клинической транскультурной психологии. В процессе работы изучаю поведение людей перед лицом политического уничтожения. Чтобы закончить работу, я намереваюсь провести встречи с жителями Еврейской области на Дальнем Востоке России. Эта область является местом, которое восхвалял антифашистский международный комитет как доизраильское еврейское государство. Биробиджан является одновременно и проектом создания еврейского государства, и попыткой как можно дальше выслать евреев. Моя цель – увидеть остатки еврейской культуры и пообщаться с последними носителями идиша", сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Виктора Антонова в газете "Биробиджанская звезда".
Тема работы французского исследователя нам показалась любопытной. Попытка быстро отыскать в Рунете аналогичное по тематике отечественное исследование увенчалась лишь относительным успехом — удалось обнаружить один научный доклад, рассматривающий методику подобных исследований. И речь там не шла о евреях России и Еврейской автономной области. Что же ищет на берегах Биры французский докторант для своей диссертации? Журналист газеты "Биробиджанская звезда" прямо спросил об этом у самого Яна Золдана.
- У Вашей работы настолько необычная тематика, что даже сразу не понять: Вы психолог, этнолог, политолог?
- По базовому образованию я — психолог, а диссертацию пишу под руководством двух профессоров — психолога и антрополога.
- Поясните, что это такое: "народы, находящиеся на грани политического уничтожения"?
- Основная тема работы — реакция людей, которая возникла во время Второй мировой войны, тот психологический травматизм, который был вызван уничтожением людей. Поэтому в исследовании есть еврейская тема, поэтому я работал в Израиле и сейчас нахожусь у вас.
- Это касается евреев как этноса или также их социальной, культурной, религиозной жизни?
- Я стараюсь обращать внимание в своей работе на то, что евреи, которые подверглись уничтожению в Европе, не все были религиозными евреями, это были и евреи, вполне воспринявшие европейскую культуру, культуру стран своего проживания. И эти люди тоже подвергались истреблению, хотя не принадлежали по религиозному признаку к еврейскому народу.
- Наверняка эти же процессы можно рассматривать и по отношению к другим народам Европы, сильно пострадавшим во время той войны, понесшим большие потери населения: например, сербы, поляки, белорусы...
- Начало исследования было проведено именно среди евреев, которые пострадали в годы Второй мировой войны. Затем я перешел и к анализу поведения ирландцев по отношению к Великобритании, их противостоянию с этой страной из-за сильного политического давления. Тема работы вышла за рамки процессов Второй мировой и ее прямых последствий.
Во Франции я работал долгое время в госпитале клиническим психологом — анализировал поведение людей, которые в своих странах подвергались сильным репрессиям. Это были политические беженцы из различных стран, из стран Африки в том числе. Изучал их личное поведение и то, как они учили своих детей вести себя в общественной, политической жизни вследствие такого негативного опыта.
- А что вы хотите найти здесь, в Биробиджане, далеко от европейских процессов спустя столько времени после событий Второй мировой?
- С моей точки зрения, Биробиджан напрямую был связан с процессами Второй мировой, так как это еврейское государство было создано в период, ей предшествовавший, принимало новых людей после войны. Хочу узнать, сохранились ли здесь какие-то следы еврейской культуры, той самой, которая пыталась избежать уничтожения во время Второй мировой. Есть ли люди, которым это наследие передали, какое передали свое отношение к этому государству потомкам? Какой настрой несли с собой родители сегодняшних биробиджанцев, что они нашли, в чем разочаровались, как это осмысляют?
Подчеркиваю: мои исследования не исторического плана, а психологического, поведенческого.
- С кем Вы здесь уже встречались, собирая необходимый материал, о чем говорили? Изучали документы в местных архивах, музеях?
- У меня в планах стояло анкетирование людей. Но я узнал, что на улицах у вас его проводить нельзя, поэтому два выходных дня, к сожалению, пропали. Займусь ими в оставшееся время. Предстоят очень насыщенные дни: встречи в еврейской общине, с деятелями культуры, с преподавателем идиша в школе №23, осмотрю редакции областных газет. У меня нет планов по количеству анкетированных, таких параметров университет не задает. Требуется качество работы.
В краеведческом музее понравилась часть, которая посвящена пионерам освоения земли Биробиджана (напомним, что за рубежом Биробиджаном называют не только столицу еврейской автономии, но и всю ЕАО — примечание автора). И хотелось бы вернуться еще раз туда, чтобы осмыслить свой визит. Когда приеду в свой университет, на свой факультет, хочу рассказать о том, что увидел, и представить анализ всего этого.
- Как Вы восприняли уже увиденное, узнанное: таким ли представлялся Биробиджан из университета Тулузы?
- Готовясь к поездке, я читал о "Биробиджанском проекте" довольно много и заметил: все книги по этой теме четко делятся на две группы. Первая группа утверждает: объявляя о создании еврейской области, большевики хотели сослать евреев подальше. Вторая группа книг утверждает: евреев здесь хотели спасти. Мне интересно, что думают по этому поводу сами биробиджанцы разных поколений. Поэтому в заготовленной анкете есть такие вопросы: Что для Вас представляет собой еврейская культура Биробиджана? Можно ли хранить еврейскую культуру, не будучи евреем? Был ли Биробиджан убежищем еврейского народа?
- Планируете ли еще раз приехать в Биробиджан, чтобы работать с архивными материалами и людьми, уже имея собственное мнение и впечатления о городе?
- Не знаю, удастся ли мне приехать в Биробиджан еще раз. На это неблизкое и нелегкое путешествие меня сподвигли мои научные руководители. Но когда я писал письмо администрации университета с просьбой о выделении на поездку средств, некоторые люди смотрели на меня с удивлением: "Биробиджан? А где это?". И даже говорили, что ехать мне больше некуда...
- ???
- В некоторых книгах, которые можно найти во Франции, утверждается, что Биробиджана после 1995 года больше не существует...
- Галилей сказал о Земле: "И все-таки она вертится!" Теперь Вы можете сказать: "И все-таки Биробиджан существует!"
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Документальный фильм "Биробиджан, Биробиджан" Марека Хальтера показали в Каннах